Репрезентация образа России в зарубежном национальном медийном дискурсе
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-112-119
Аннотация
В статье рассматривается репрезентация образа России в дискурсе зарубежных СМИ (2014–2020 гг.). Принимая во внимание определение имиджа государства как особого понятия, в статье анализируется лексема «Россия», а также идентичности, связанные с этим образом в политическом и массово-информационном дискурсе. Этот концепт содержит исторический, метафорический, оценочный, этнокультурный и ассоциативный пласты. Опираясь на научные исследования по проблемам медиадискурса, формирования медиаобразов, ассоциаций и используя методы критического дискурса и концептуального метафорического анализа, в статье раскрывается спектр средств выхода на концепт «Россия», используемого в СМИ. Дискурс зависим от грамматики, семиотики, семантики, структуры и аргументации, поэтому важно ответить на вопросы: как «они» говорят о «нас», и как складывается образ «нас» в тексте или речи? Для достижения этой цели применялся контент-анализ материалов СМИ, а также ассоциативная экспериментальная методика. Эти средства демонстрируют идеологические ценности рассматриваемого дискурса и ассоциации, которые он формирует в сознании современных людей. Предложенная в статье схема анализа образа государства в дискурсе СМИ может быть применена к исследованию образов других государств.
Об авторе
О. В. ДегтяреваРоссия
доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, кандидат политических наук
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Берендеев М. В. Семиотические инверсии в формировании политического образа в медиадискурсе (на примере образа России в СМИ Германии) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 94–102.
2. Гобозов И. А. Неолиберализм и глобализация // Век глобализации. 2017. № 2 (22). С. 66–76.
3. Дойч Д. Структура реальности. Наука параллельных вселенных. М. : Альпина нон-фикшн, 2018.
4. Есина Е. В. Английская лексика в современном французском языке (на материале женских журналов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2 (9). C. 73–75.
5. Константинова М. В. Американизация европейских языков как угроза утраты идентичности (на примере современного русского и французского языков) // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2016. № 2. С. 202–206.
6. Мельник Г. С. Концепты «катастрофа», «анархия», «глобальный бунт» как технология репрезентации мира в экспертном и медийном дискурсе // Вперед, мечта… От стихии современного информационного общества к горизонтам общества знания: сб. науч. статей / под ред. К. С. Пигрова. СПб. : ООО «Книжный Дом», 2019. С. 134–142.
7. Трубникова М. Н. Проблема «американизации» современной российской культуры [Электронный ресурс]. URL: http://trubnikova-maria.jimdo.com/articles/проблема-американизациисовременной-российской-культуры (дата обращения: 10.01.2020).
8. Хмельцов А. И. Когда «они» говорят о «нас»: политический дискурс-анализ и семиотика внешней политики в междисциплинарной перспективе [Электронный ресурс]. URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/h/hmeltsov.shtml (дата обращения: 18.06.2020).
9. Alefirenko N. F. The problems of verbalizing the concept. Volgograd: Peremena, 2003.
10. Boulding K. The image: knowledge in life and society. Ann Arbor : The University of Michigan Press, 1956.
11. Klein S. Learning: principles and applications. Newbury Park : Sage Publications, 2012.
12. Melnik G. S., Teplyashina A. N. The of digitalization network space on journalism education // Education Media (Mediaobrazovanie) 2019. N 59 (1). Р. 86–92.
13. Morley D. Broadcasting and the construction of the national family // The Television Studies Reader / ed. R. C. Allen, A. Hill. 2004. London — New York, 2004. P. 422.
14. Posternyak K. P. The Formation of the Image of Russia in the British Political Mass Media Discourse // Acta Scientiarum Language and Culture. 2018. Vol. 40. Is. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.xlinguae.eu/2018_11_02_45.html (дата обращения: 10.12.2019).
15. Rosie M. et al. Mediating which nation? Citizenship and national identities in the British press // Social Semiotics. 2006. Vol. 16. N 2. P. 327–344.
16. Supplanting the Postmodern: An Anthology of Writings on the Arts and Culture of the Early 21st Century / eds D. Rudrum, N. Stavris. New York: Bloomsbury Academic, 2015. P. 335.
17. Tipton F. B. Modeling National Identities and Cultural Change: The Western European, Japanese, and United States Experiences Compared // International Journal of Cross-Cultural Management. 2009. Vol. 9. Is. 2. P. 145−168.
18. Tsirkunova S. Through the prism of metaphor: a case study of the US and UK political discourse on the Ukraine conflict // Acta Scientarum. Language and Culture. 2016. N 38 (4). P. 405–412 [Электронный ресурс]. URL: https://www.doi: 10.4025/actascilangcult.v38i4.29503 (дата обращения: 13.09.2020).
Рецензия
Для цитирования:
Дегтярева О.В. Репрезентация образа России в зарубежном национальном медийном дискурсе. Управленческое консультирование. 2020;(12):112-119. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-112-119
For citation:
Degtyareva O.V. The Representation of the Image of Russia in Foreign National Mass Media Discourse. Administrative Consulting. 2020;(12):112-119. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-112-119

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.