Формирование ценностей обучающихся в контексте изменения образовательной среды (на примере Ленинградской области)
Аннотация
В статье исследуется направление повышения качественного уровня образовательного процесса в условиях изменения образовательной среды и новых социальных вызовов. Одним из важных аспектов в условиях инновационных преобразований является формирование у обучающихся социальных ценностей. Общеобразовательная школа должна формировать в сознании подрастающего поколения духовно-нравственные и патриотические ценности, социально-этические нормы поведения, основанные на национальных и общечеловеческих идеалах.
Изучение самих ценностных предпочтений обучающихся представляется недостаточным с точки зрения методологических образовательных и организационных подходов. В этой связи ценностные ориентации и предпочтения учащихся нередко остаются вне поля зрения педагогического сообщества.
В статье отмечается, что для всестороннего анализа формирования ценностей обучающихся, изучения механизмов преемственности поколений, а также разработки эффективных форм воспитательного воздействия важным представляется изучение состояния ценностных предпочтений обучающихся, а также оценочного мнения преподавательского состава и особенно молодых учителей, осуществляющих образовательный процесс. Целью данной статьи также является исследование тенденций и специфики образовательного и воспитательного процесса, сфокусированного на проблемах и формировании социальных ценностей обучающихся образовательных организаций, образовательной среды (на примере Ленинградской области).
Ключевые слова
Об авторах
А. В. КлюевРоссия
Клюев Анатолий Владимирович, профессор кафедры социальных технологий, доктор философских наук, профессор
Санкт-Петербург
С. В. Ляшко
Россия
Ляшко Светлана Всеволодовна, доцент кафедры социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Авраамова Е. М., Клячко Т. Л., Логинова Д. М., Семионова Е. А., Токарева Г. С. Мониторинг общего образования: социологические аспекты. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019 (Научные доклады: образование).
2. Гессен С. И. Основы педагогики, введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995.
3. Гуманизм. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. Минск : Беларусская энциклопедия, 2003. С. 75.
4. Жукова Е. А. Образовательные онлайн-ресурсы: определение и виды // Молодой ученый. 2017. № 19 (153). С. 18–20.
5. Ивлева М. Л., Курилев С. Н., Россман С. М. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования // Вестник РУДН. Сер. «Социология». 2018.Т. 18. С. 481–493.
6. Карлов И. А., Ковалев В. О., Кожевников Н. А. и др. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме. Сер. «Современная аналитика образования». 2020. № 4 (34).
7. Клюев А. В., Ляшко С. В., Тарасов С. В. Оценка качества образовательного результата в учреждениях общего и профессионального образования Ленинградской области // Управленческое консультирование. 2015. № 2. С. 77–89.
8. Никулина Т. В., Старченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.
9. Отчет о социологическом исследовании «Социальные ценности и модели поведения учащейся молодежи Ленинградской области в контексте социокультурной образовательной среды» (по заказу Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» ГАОУ ДПО ЛОИРО). Договор 06-ЕП/18 от 20 марта 2018.
10. Попова И. Н. Истоки культуротворчества в педагогике: обращаясь к педагогическому наследию С. И. Гессена // Научные ведомости. Сер. «Гуманитарные науки». 2017. № 14 (263). С. 173–179.
11. Сыченко Ю. А. Социокультурный контекст становления социально-профессиональных интересов молодежи. Формирование социально-профессиональных ценностей учащейся молодежи // Сб. науч. статей Всероссийской научно-практической конференции 22 апреля 2014 г. Нижний Тагил, 2014. С. 205–209.
12. Тарасов С. В., Тимофеев Ю. Т. Восприятие мира и инновационное образование // Материалы науч.-практ. конференции «Ананьевские чтения-98». СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998. С. 143–148.
13. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования : монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С. В. Чуева. М. : Издательский дом ГУУ, 2017.
14. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2. С. 37–67.
15. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. 2012. № 5(40). С. 545–548.
Рецензия
Для цитирования:
Клюев А.В., Ляшко С.В. Формирование ценностей обучающихся в контексте изменения образовательной среды (на примере Ленинградской области). Управленческое консультирование. 2020;(9):81-91. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-9-81-91
For citation:
Klyuev A.V., Lyashko S.V. The Formation of Students’ Values in the Context of Changes in the Educational Environment (On the Example of the Leningrad Region). Administrative Consulting. 2020;(9):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-9-81-91