Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Мемы, мем-вирусы: их сущность и распространение в инфосфере и медийном пространстве

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-9-92-100

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена мемам как генам культуры, их генезису, сущности и типологии. Основной целью работы является анализ современного состояния инфосферы с позиции меметики. Методологической основой является принцип экстраполяции концептуального аппарата эволюционной биологии на понимание сущности культуры и ее развития. Среди основных результатов можно выделить предположение о продолжении биологической эволюции в культурной. Культуры, оцениваемые как высокоразвитые, распространяют свои ценности в виде мемов: любая культура осуществляет семантическую экспансию и нацелена на их «продвижение». Мемы жизнеутверждающих, т. е. рациональных ценностей, способствуют сохранению и развитию культуры, а мемы жизнеотрицающих, т. е. иррациональных ценностей, приводят культуру в тупик, вызывая интеллектуальную стагнацию общества. Последние можно интерпретировать как вирусы. Средой для возникновения и тиражирования мем-вирусов являются СМИ и медиасфера в целом. Главными выводами являются тезисы о необходимости борьбы с ними, предполагающие овладение навыками/приемами эффективного противостояния им; формирование интеллектуального иммунитета, предоставляющее его носителям профессиональный гандикап.

Об авторах

А. Б. Бочаров
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Бочаров Андрей Борисович, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций, кандидат философских наук, доцент

Санкт-Петербург



М. О. Демидов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Демидов Михаил Олегович, Директор проекта, Центр исследований и прикладных разработок

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бакстер С. Эволюция. М., 2002.

2. Бард А., Зодерквист Я. Nеtoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. М., 2004.

3. Броуди Р. Психические вирусы. М. : Поколение, 2007.

4. Бурдье П. Социальные пространства. Поля и практики. СПб. : Алетейя, 2007.

5. Дойч Д. Структура реальности. М. : Альпина нон-фикшн, 2015.

6. Дойч Д. Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир. М. : Альпина нонфикшн, 2014.

7. Докинз Р. Расширенный фенотип. Длинная рука гена. М. : АСТ, 2010.

8. Докинз Р. Эгоистичный ген. М. : Соrpus, 2013.

9. Долинин А. А. «Гибель Запада» и другие мемы. Из истории расхожих идей и словесных формул. М. : Новое издательство, 2020.

10. Ильченко С. Как нас обманывают СМИ. Манипуляция информацией. СПб. : Питер, 2019.

11. Кожаринова А. Р. Медиавирусы как носители идеологических кодов // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Kozharinova_Media-Viruses/ (дата обращения: 20.05.2020).

12. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на ваше сознание. Екатеринбург : У-Фактория, 2003.

13. Рашкофф Д. Стратегия исхода. М. : Эксмо, 2004.

14. Соловей В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М. : Издательство «Э»., 2017.

15. Уорд П. Эволюция будущего. М., 2001.


Для цитирования:


Бочаров А.Б., Демидов М.О. Мемы, мем-вирусы: их сущность и распространение в инфосфере и медийном пространстве. Управленческое консультирование. 2020;(9):92-100. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-9-92-100

For citation:


Bocharov A.B., Demidov M.O. Memes, Meme Viruses: Their Essence and Distribution in the Infosphere and Media Space. Administrative Consulting. 2020;(9):92-100. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-9-92-100

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)