Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Многофакторное управление развитием инновационных образовательных экосистем вузов

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-149-164

Аннотация

В статье рассматривается проблема многофакторного управления развитием инновационных  образовательных экосистем вузов как сложного, многоуровневого образовательного сообщества  участников, действующих в рамках существующих институциональных норм и, одновременно,  реализующих проекты развития, направленные на создание новых социальных институтов. Под методологией управления развитием инновационных образовательных экосистем подразумевается система управленческих принципов, концепций, подходов и методов управления организацией и персоналом, применяемых в процессах социальной самоорганизации и саморазвития как  образовательной экосистемы в целом, так и отдельного ее участника. Для конкретной образовательной  экосистемы набор методологических инструментов может быть разным, так же как и их применение на разных организационных уровнях разными участниками образовательной экосистемы. Методология управления развитием инновационной образовательной экосистемы позволяет определить оптимальный  набор процессов для создания инновационно-ориентированных способов создания научно-образовательной продукции или выполнения услуг в рамках проектов развития, характеризующихся быстрой разработкой прототипов в рамках аутсорсинга и венчурного финансирования, пробным маркетингом, компенсацией затрат на создание на основе долгосрочного «премирования», независимостью и самостоятельностью команд разработчиков.  Успешность развития инновационной образовательной экосистемы вуза определяется рядом факторов: достаточность финансирования и нормативно-правового обеспечения; синхронизированное  целеполагание в первичной и последующих фазах управления развитием; консолидация усилий бизнес- структур, государства и вузов; ликвидация формальных и неформальных институциональных барьеров;  создание выгодных условий и механизмов инвестирования в развитие вузовских инновационных образовательных экосистем; стимулирование бизнес-структур в части использования научно-образовательного и социального потенциала вузов; патронаж государства в части коммерциализации  инноваций; интеграция обучения с научно-исследовательской, инновационной и организационной деятельностью на персональном уровне; промоушен инноваций в рамках образовательной экосистемы и за ее пределами. Успешность развития инновационных образовательных экосистем вузов будет  определяться не единичными решениями с федерального уровня или отдельными частными инициативами вузов, преподавателей и студентов, а обеспечением всех факторов развития  образовательных экосистем в их системном единстве.

Об авторах

О. Е. Пермяков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

заведующий научно-исследовательской лабораторией развития цифрового образования, доктор педагогических наук, кандидат технических наук

Санкт-Петербург



Т. А. Павлова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

начальник управления качества и развития образовательной экосистемы, кандидат физ-мат. наук

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Вартанова Л. А. Источники финансирования малых инновационных компаний (стартапов) // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. 2017. № 2. С. 83–96.

2. Гриценко Ю. Б., Жуковский О. И., Сенченко П. В. Особенности перехода предприятия на программно-целевой метод управления // Доклады ТУСУР. 2015. № 1 (35). С. 123–127.

3. Игнатов И. Американский исследовательский университет как организационная инновация. 2015 [Электронный ресурс] URL: https://ruskline.ru/opp/2015/noyabr/23/amerikanskij_issledovatelskij_universitet_kak_organizacionnaya_innovaciya (дата обращения: 20.10.2020).

4. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы М. : Альпина Паблишер, 2012.

5. Крюков В. В., Луговой Р. А., Солдатова Ю. А., Шахгельдян К. И. Разработка Программы стратегического развития университета: требования, показатели, процесс // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 4. C. 16–25.

6. Лесовский Б. Ф., Лесовская О. В. Венчурное финансирование — основа инновационной деятельности хозяйственных обществ вузов [Электронный ресурс] // Научные труды Дальрыбвтуза. 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/venchurnoe-finansirovanie-osnovainnovatsionnoy-deyatelnosti-hozyaystvennyh-obschestv-vuzov (дата обращения: 12.10.2020).

7. Лиферов А. П. Организация научных исследований в университетах Соединенных Штатов Америки // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2007. № 17. С. 3–20.

8. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 = BPM CBOK Version 3.0. Guide to the Business Process Management Common Body Of Knowledge. М.: Альпина Паблишер, 2016.

9. Тимонина И. Л. Университетские стартапы и венчуры и конкурентоспособность страны: опыт Японии // Японские исследования. 2018. № 4. С. 92–110.

10. Чубик П. С., Могильницкий С. Б., Замятин С. В., Чубик М. П., Слесаренко И. В. Программа развития ресурсоэффективности национального исследовательского Томского политехнического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3 (85) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-razvitiya- resursoeffektivnosti-natsionalnogo-issledovatelskogo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta (дата обращения: 28.09.2020).

11. Чубик П. С., Могильницкий С. Б., Лидер А. М., Яковлев А. Н., Слесаренко И. В. Комплексная программа развития Национального исследовательского Томского политехнического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-programma-razvitiya-natsionalnogoissledovatelskogo-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta (дата обращения: 28.09.2020).

12. Pokholkov Yu. P., Chuchalin A. I., Agranovich B. L., Mogilnutsky S. B. Ranking of Russian Higher Education Institutions // Higher Education in Europe.2007. Vol. 32, N 1, Apr. P. 31–47.

13. Stolterman E., Croon Fors, A. (2004). “Information Technology and the Good Life”. Information systems research: relevant theory and informed practice. P. 689.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Пермяков О.Е., Павлова Т.А. Многофакторное управление развитием инновационных образовательных экосистем вузов. Управленческое консультирование. 2020;(12):149-164. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-149-164

For citation:


Permyakov O.E., Pavlova T.A. Multifactorial Management the Development of Universities Innovative Educational Ecosystems. Administrative Consulting. 2020;(12):149-164. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-12-149-164

Просмотров: 257


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)