Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-61-73

Аннотация

Вынужденная работа российских вузов в удаленном режиме в условиях пандемии (COVID-19) породила большую дискуссию о выгодах новой формы обучения. Подведены первые итоги и представлены отчеты, материалы которых показали, что главная цель онлайн-обучения - предотвращение распространения инфекции - достигнута. На этом фоне появились предложения и публикации, обосновывающие эффективность массового внедрения дистанционного обучения в России, в том числе в высшей школе. Однако оценка такого обучения населением и обучающимися в публикациях и в социальных сетях была преимущественно негативная и показала, что количество возникающих проблем превышает возможные выгоды новой образовательной технологии. На основании анализа материалов публикаций и личного опыта преподавания в режиме онлайн, рассмотрены потенциальные выгоды и проблемы дистанционного обучения в высшей школе России. Предложено рассматривать эффекты по отдельности для поставщиков новой технологии (государство, университеты) и потребителей (обучающиеся, преподаватели, общество). Обосновано, что массовое внедрение онлайн-обучения позволяет не только снизить негативные последствия эпидемий, но и уменьшить бюджетное финансирование университетов, оптимизировать возрастной состав преподавателей, снизить расходы на содержание учебных зданий. Однако произойдет нивелирование/усреднение качества образования, а ответственность за качество подготовки сместится с государства/университетов на студентов. Критическими недостатками онлайн-образования являются низкая степень готовности цифровой инфра-структуры, отсутствие механизма идентификации и контроля работы студентов, проблемы информационной безопасности, отсутствие доверия к подобному обучению населения. Массовое применение онлайн-обучения формирует ряд рисков для страны, критическим из которых является разрушение системы высшего образования и падение эффективности подготовки кадров. Последствия реализации этого риска не компенсируют никакая возможная экономия бюджетных средств.

Об авторе

Ю. М. Цыгалов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Цыгалов Юрий Михайлович, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, доктор экономических наук

Москва



Список литературы

1. Александрова Е. В. Повышение качества подготовки студентов заочной формы обучения на основе инфокоммуникационных технологий в техническом вузе : автореф. ... дис. канд. пед. наук. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002770709.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

2. Абрамов Н. С., Фраленко В. П., Мелехин В. Б. Проблемы дистанционного обучения и управления качеством образования // Проблемы научной мысли. 2019. Т. 8. № 3. С. 18–23.

3. Борисевич М. М., Сорокопуд Ю. В. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 225–226.

4. Боровски П. Дебаты на тему дистанционного образования // Журнал труда и промышленности. 2019. № 2 (2). С. 194–246.

5. Бутенас В. Д., Редькина Т. М. Перспективы дистанционного обучения в образовательных организациях высшего образования // Colloquium-Journal. 2020. № 13-5. С. 5–7.

6. Бурнашева Л. Ю. Дистанционное обучение и его роль в современном мире. Colloquium- Journal. 2020. № 10-5. С. 32–34.

7. Веселицкий О., Хабаров Д. Тенденции развития дистанционного образования в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Colloquium-Journal. 2019. № 3-3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-zarubezhom (дата обращения: 01.07.2019).

8. Владимирова Е. В. Актуальные задачи современного юридического образования в условиях дистанционного обучения // Научные вести. 2020. № 5 (22). С. 13–17.

9. Гузуева Э. Р., Зияудинова С. М., Жамборов А. А. Роль дистанционного обучения в современном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3(82). С. 242–243.

10. Дудковская И. А. О некоторых формах дистанционного обучения // Конструктивные педагогические заметки. 2020. № 8-2. С. 88–98.

11. Ерофеева В. С. Сравнительный анализ возможностей очного и дистанционного обучения при формировании компетенций в высшем профессиональном образовании // Педагогические измерения. 2020. № 1. С. 28–33.

12. Казакова М. А. Использование онлайн-платформы Skype для дистанционного обучения студентов в сфере высшего образования // Наука и общество. 2020. № 2 (37). С. 61–64.

13. Карпенко Г. М. Организация дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: https:// wiki.soiro.ru/Организация_дистанционного_обучения_Карпенко (дата обращения: 01.07.2020).

14. Кириченко М. А. Японское образование: дистанционное обучение и другие вызовы современности // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 2. С. 51–65.

15. Кривых С. В. Дистанционное обучение как средство индивидуализации профессионального образования // Академия профессионального образования. 2020. № 4 (95). С. 3–9.

16. Наумова Т. А., Неборский Е. В., Вытовтова Н. И. и др. Дистанционное обучение как средство обеспечения доступности профессионального образования для лиц с особыми образовательными потребностями // Alma Mater (Вестник Высшей школы). 2019. № 2. С. 61–66.

17. Орусова О. В. Как коронавирус изменил систему высшего образования: анализ перехода вузов на дистанционное обучение // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2020. № 3. С. 184–195.

18. Осипенко В. М. Информационно-технологическое обеспечение ДО // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1.

19. Плотникова А. Л. Исследование предпочтений взрослых обучающихся в выборе форм образовательной деятельности в онлайн-среде // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. Вып. 4 (41). С. 24–34.

20. Сорокопуд Ю. В., Борисевич М. М. Специфика профессиональной подготовки в условиях онлайн-образования // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 225–226.

21. Стаценко А. Н., Самохина О. В. Дистанционное образование как новая форма обучения в медицинском вузе в условиях пандемии // Оригинальные исследования. 2020. Т. 10. № 5. С. 28–32.

22. Умаров Б. Преимущества внедрения технологий дистанционного обучения // Экономика и социум. 2020. № 2. С. 424–426.

23. Файзализода Б. Ф. История развития дистанционного обучения и современные направления в образовании // Вестник таджикского национального университета. 2019. № 6. С. 196–203.

24. Цахаева А. А. Социально-психологическая адаптация магистрантов психолого-педагогического образования к условиям дистанционного обучения в период чрезвычайных ситуаций в стране // Обзор педагогических исследований. 2020. № 3, т. 2. С. 148–155.

25. Шамахов В. А. Старые вызовы новых форм обучения: Уроки первой половины 2020 года // Управленческое консультирование. 2020. № 6. С. 8–10.

26. Bjekić D., Obradović S., Vučetić M., Bojović M. E-teacher in Inclusive e-education for Students with Specific Learning Disabilities. Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128. P. 128–133.

27. Bray N. J., Harris M. S., & Major C. (2007). New verse or the same old chorus: Looking holistically at distance education research. Research in Higher Education, 48, 889-908

28. Figlio D. N., Rush M., & Yin L. (2010). Is it live or is it internet? Experimental estimates of the effects of online instruction on student learning. Working paper 16089, National Bureau of Economic Research, Cambridge, Ma.

29. Gratton-Lavoie C., & Stanley D. (2009). Teaching and learning principles of micro economics online: An empirical assessment. Research in Economic Education. Winter, 3–25.

30. Harmon O. R., & Lambrinos J. (2006). Online format vs. live mode of instruction: Do human capital differences or differences in returns to human capital explain the differences in outcomes? Department of Economics Working Paper 2006-07, University of Connecticut, Storrs.

31. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster. Business Horizons. 2016. Vol. 59. Iss. 4. P. 441–450.

32. Manca S., Ranieri M. Facebook and the others. Potentials and obstacles of Social Media for teaching in higher education. Computers & Education. 2016. Vol. 95. P. 216–230.

33. Meyer K. A. Quality in Distance education: Focus on On-Line Learning / K. A. Meyer // ASHEERIC Higher Education Report. 2002. Vol. 29. N 4. P. 30–39.

34. Naumova T. A., Vytovtova N. I., Miyiukov N. W., Zulfugarzade T. E. Model of distant learning educational methods for the students with disabilities. European Journal of Contemporary Education. 2017. N 6-3 (3). P. 565–573.

35. Parsons-Pollard N., Lacks T. R., & Grant P. H. (2008). A comparative assessment of student learning outcomes in large online and traditional campus based introduction to criminal justice courses. Criminal Justice Studies, 2, 225–239.

36. Pope J. What are MOOCs good for? URL: https://www.technologyreview.com/s/533406/whatare-moocs-good-for

37. Xu D., Jaggars Sh. S. Online and Hybrid Course Enrollment and Performance in Washington State Community and Technical Colleges. CCRC Working paper. 2011. N 31.


Рецензия

Для цитирования:


Цыгалов Ю.М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе. Управленческое консультирование. 2020;(10):61-73. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-61-73

For citation:


Tsygalov Yu.M. Effects and Risks of Distance Learning in Higher Education. Administrative Consulting. 2020;(10):61-73. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-61-73

Просмотров: 1529


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)