Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 10 (2020)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 

10-17 185
Аннотация

Поиски ответа на вопрос о причинах распада Советского Союза бессмысленно начинать, анализируя события восьмидесятых годов прошлого века, более того - рассматривая советскую форму организации государства и общества, необходимо помнить о том, от чего отталкивались создатели советской модели - от практик, апробированных в Российской империи.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 

18-34 120
Аннотация

Цель: определение общих и особенных характеристик официальных документов в сферах государственной культурной политики, государственной молодежной политики и государственной национальной политики Российской Федерации в плане их сопряжения по позициям, актуальным в ракурсе нациестроительства.

Методы: неформализованный содержательный анализ документов, формально-юридический метод, методы сравнительного и системного анализа, контент-анализ содержания интернет-ресурсов, контекстный анализ политического дискурса.

Результаты и обсуждение: проанализирована специфика нормативного регулирования названных сфер, выявлена степень их законодательной институционализации, показаны уязвимости, препятствующие большей корреляции. Исследовано содержание официальных сайтов федеральных органов государственной власти и их структурных подразделений, ответственных за формирование и реализацию государственной культурной, молодежной и национальной политики и консультативных органов при них с учетом освещения планируемых и проводимых мероприятий и выдвигаемых инициатив. Обозначены положения, акцентирующие принципиальные для официального и теоретического дискурса вопросы настоящего и будущего состояний в определенных сферах в контексте тенденций нациестроительства.

Выводы: действующими документами и предусматриваемыми ими механизмами обеспечивается достаточно высокая степень сопряжения различных сфер государственной политики Российской Федерации. Вместе с тем в них требуется достижение большей сбалансированности основных целей, задач, механизмов имплементации. Обоснованы некоторые прогнозные оценки применительно к указанным сферам на среднесрочную перспективу, допускающие вероятность отдельных корректировок, в том числе в законодательной плоскости. Одновременно рекомендованы меры по совершенствованию управленческих практик на базе трансформированных парадигмальных подходов прежде всего к сфере культуры. Аргументирована увязка предложенных поправок в рамках конституционной реформы с ориентирами нациестроительства и приоритетами, закрепляемыми в сферах государственной политики.

35-44 140
Аннотация

Всеобъемлющие процессы цифрового изменения социально-экономической реальности актуализировали и сконцентрировали внимание лиц, принимающих решения, и ученых на вопросах адаптации административно-управленческих систем новым вызовам. Государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит ряд проектных направлений цифровой трансформации российской системы государственного управления. Система избирательных комиссий России активно включилась в данную программу и сформировала набор проектных инициатив, которые призваны существенно изменить облик и содержание всей избирательной системы и электорального процесса. Очевидно, что стремительный характер происходящих внешних (общемировых) и внутренних изменений и вызовов потребовал гибких ответных методов. Методология проектного управления, по мнению авторов, адекватна современной действительности и оптимальна при реализации инициатив, направленных на информационное развитие. В статье авторы подробно исследуют цифровые проекты и цифровые сервисы российской электоральной системы, а также формируют ряд предложений, направленных на дальнейшее совершенствование проектных инициатив. Авторы считают, что с научной и прикладной точки зрения ставка на проектный подход в реализации цифровых проектов оправдана, особенно в условиях постоянной смены стратегических приоритетов социально-экономического развития.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 

45-60 155
Аннотация

Повышение уровня температуры, наблюдаемое в последнем столетии, затронуло практически все страны мира. Ни одному государству не удалось избежать последствий потепления поверхности Земли и, по прогнозам, ни одна страна не избежит дальнейшего повышения температуры; при этом наибольшее повышение температуры ожидается в странах с относительно более холодным климатом. Вклад развивающихся стран с низким уровнем дохода, которые, как правило, расположены в некоторых из самых жарких географических районов планеты, в концентрацию атмосферных парниковых газов незначителен как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения. В настоящей статье проводится мета-анализ количественных оценок ущерба, наносимого глобальным изменением климата, происходящим на планете, начиная с прошлого века. Показано, что повышение температуры снижает производство на душу населения в странах с относительно высокой среднегодовой температурой, к которым относится большинство стран с низким уровнем дохода. В этих странах отрицательный эффект носит долгосрочный характер и действует по нескольким каналам, включающим снижение сельскохозяйственного производства, снижение производительности труда в секторах, более подверженных воздействию погоды, сокращение накопления капитала и ухудшение здоровья людей. Более того, данные указывают на то, что в последние годы макроэкономические показатели не стали менее чувствительными к температурным шокам, что указывает на значительные ограничения адаптации стран к климатическому изменению. Как представляется, результаты мета-исследования оценок ущерба от изменения климата, полученных различными авторами, помогут, в первую очередь, сформировать представление о масштабе таких оценок и оценить текущее состояние знаний в этой области. Кроме того, мета-анализ продемонстрирует то, насколько чувствительными являются результаты расчетов относительно выбора подхода к оцениванию эффектов от изменения климата, ошибок измерения или недостаточности данных, рассматриваемой выборки и т. д. Наконец, систематизация количественных оценок климатического ущерба, несомненно, будет иметь практическое значение для органов власти и международных организаций, ответственных за разработку мер борьбы с климатическим изменением и смягчения его последствий, особенно для развивающихся и бедных стран, которые в наибольшей степени ощущают на себе негативное влияние глобального потепления.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 

61-73 420
Аннотация

Вынужденная работа российских вузов в удаленном режиме в условиях пандемии (COVID-19) породила большую дискуссию о выгодах новой формы обучения. Подведены первые итоги и представлены отчеты, материалы которых показали, что главная цель онлайн-обучения - предотвращение распространения инфекции - достигнута. На этом фоне появились предложения и публикации, обосновывающие эффективность массового внедрения дистанционного обучения в России, в том числе в высшей школе. Однако оценка такого обучения населением и обучающимися в публикациях и в социальных сетях была преимущественно негативная и показала, что количество возникающих проблем превышает возможные выгоды новой образовательной технологии. На основании анализа материалов публикаций и личного опыта преподавания в режиме онлайн, рассмотрены потенциальные выгоды и проблемы дистанционного обучения в высшей школе России. Предложено рассматривать эффекты по отдельности для поставщиков новой технологии (государство, университеты) и потребителей (обучающиеся, преподаватели, общество). Обосновано, что массовое внедрение онлайн-обучения позволяет не только снизить негативные последствия эпидемий, но и уменьшить бюджетное финансирование университетов, оптимизировать возрастной состав преподавателей, снизить расходы на содержание учебных зданий. Однако произойдет нивелирование/усреднение качества образования, а ответственность за качество подготовки сместится с государства/университетов на студентов. Критическими недостатками онлайн-образования являются низкая степень готовности цифровой инфра-структуры, отсутствие механизма идентификации и контроля работы студентов, проблемы информационной безопасности, отсутствие доверия к подобному обучению населения. Массовое применение онлайн-обучения формирует ряд рисков для страны, критическим из которых является разрушение системы высшего образования и падение эффективности подготовки кадров. Последствия реализации этого риска не компенсируют никакая возможная экономия бюджетных средств.

74-82 378
Аннотация

Использование показателя доли криптовалюты в общей денежной массе в качестве инструмента измерения доверия общества к власти позволяет провести объективный анализ с помощью экономических, финансовых показателей для того, чтобы дать им социологическую оценку и выработать рекомендации для создания технологий управления доверием. Рассматриваются свойства криптовалюты как антифидуциарных денег, доказывается, почему увеличение доли криптовалюты в денежной массе может рассматриваться как признак снижения доверия общества к государству. Анализируются перспективы возникновения статистики, позволяющей отслеживать динамику доли криптовалюты в денежной массе. Демонстрируются преимущества предлагаемого инструмента измерения доверия по сравнению с социологическим опросом, социологическим экспериментом и введением косвенных институциональных показателей.

83-90 249
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в первое десятилетие после распада СССР, анализируется динамика ее изменений под воздействием внутренних и внешних факторов, раскрывается переход России от политики солидарности с Западом к отстаиванию национальных интересов.

91-108 197
Аннотация

Статья посвящена анализу весьма актуальной в настоящее время темы: процессу перевода работников (сотрудников) организации (компании, фирмы, отдела и т. п.) на дистанционный (удаленный) режим работы посредством создания так называемого «виртуального офиса». Алгоритм перевода и организационно-техническое обеспечение процесса создания виртуального офиса носят, как правило, типовой (универсальный) характер. Однако существует определенная специфика в организации и реализации этого процесса применительно к проектным организациям и высокотехнологичным промышленным предприятиям, обусловленная особенностями их деятельности в современных условиях диверсификации промышленного производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

109-123 255
Аннотация

В статье предлагается формулировка проблемы связи уровня и направления образования с эмоциональным интеллектом и лидерским потенциалом. Лидерство рассматривается как способность оказывать влияние на поведение объектов управления для достижения целей организаций, основываясь на эмоциональном интеллекте. Предлагается концептуальная основа исследования эмоционального лидерства как основы успеха организации на всех уровнях и потребности в развитии лидерских навыков. Приводятся основные подходы к пониманию эмоционального интеллекта и его основные модели. Авторы описывают актуальность темы исследования для современного мира. Приводятся результаты эмпирического исследования, в ходе которого были установлены взаимосвязи трех основных компонентов: эмоционального интеллекта, уровня образования и лидерского потенциала. Обосновывается необходимость включения развития эмоционального интеллекта и лидерства в современные образовательные программы для руководителей. Определена перспектива дальнейшего исследования проблемы развития эмоционального лидерства.

124-134 440
Аннотация

В статье рассматриваются перспективы дистанционного формата оценивания компетенций через сравнительный анализ с развитием классических шахмат, делается вывод о необходимости переосмысления роли и места онлайн-тестирования.

135-145 93
Аннотация

Актуальность любого материала, предлагаемого научной и экспертной общественности, зависит от многих факторов. Объективно - пребывание того или иного вопроса в центре общественного внимания положительно влияет на актуализацию той или иной статьи. Однако существует очевидная опасность. Академические подходы, случайно попавшие в резонанс с глобальными тенденциями, могут пасть жертвой политической конъюнктуры. Актуальность в данном случае может стать жертвой политического момента. Более того, та или иная тема, находясь в центре общественного обсуждения, негативно влияет именно на академическое осмысление проблемы. Все это полностью относится к вопросу взаимоотношения государства и церкви в современной Европе и России.

Несколько слов о глобальных тенденциях. Суть их сводится к нарастанию конфронтации между сторонниками новых идеологических подходов и традиционалистами, в ряду которых оказываются многие верующие.

Отношения религии и государства свидетельствуют о том, что государства и общества до сегодняшнего дня не научились проводить эффективную грань между своими интересами и интересами верующих. Данный факт предполагает аккуратное государственное и общественное участие в делах церкви. Однако признания этого обстоятельства мало. Государство должно четко представлять, что, где и как происходит в церковной сфере жизни общества в тех случаях, когда дела церковные могут повлиять на общественную и государственную безопасность.

Известно также то, что практически все ведущие церкви в большей или меньшей степени предоставляют официальную отчетность государству. Однако работа с этой отчетностью, ее научный анализ не всегда репрезентативен.

Цель. Представленная статья направлена на частичное решение задачи повышения эффективности академических исследований деятельности церкви. Причем именно на базе официальной церковной статистики. Авторскую позицию изложим сразу. Государства и общества не имеют права выпустить из-под контроля эту важнейшую сферу жизни. Функции государства в этом случае, как минимум, контролирующие. Неэффективное исполнение государством своих функций мы видим на примере многих стран мира. Ситуация во Франции не более чем эталонный случай проблемы, которая в той или иной степени существует в большей части стран мира, отличающихся этнической и конфессиональной неоднородностью.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА 

146-156 96
Аннотация

Особенности государственного управления общеобразовательной школой в годы Великой Отечественной войны определялись нацеленностью на решение двух важнейших задач: сохранение школьной системы и ее перестройка в соответствии с требованиями военного времени, и продолжение работы по формированию отечественной модели школы. Основным источником изучения направлений, форм и методов школьной политики государства стали директивы и постановления партии и правительства, постановления, приказы, инструкции, резолюции и прочие документы Наркомата просвещения РСФСР, выступления народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потемкина.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)