Российская школа в годы Великой Отечественной войны (особенности управления и развитие образовательной системы)
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-146-156
Аннотация
Особенности государственного управления общеобразовательной школой в годы Великой Отечественной войны определялись нацеленностью на решение двух важнейших задач: сохранение школьной системы и ее перестройка в соответствии с требованиями военного времени, и продолжение работы по формированию отечественной модели школы. Основным источником изучения направлений, форм и методов школьной политики государства стали директивы и постановления партии и правительства, постановления, приказы, инструкции, резолюции и прочие документы Наркомата просвещения РСФСР, выступления народного комиссара просвещения РСФСР В. П. Потемкина.
Об авторе
Н. К. ГуркинаРоссия
Гуркина Нина Константиновна, профессор кафедры государственного и муниципального управления, доктор исторических наук, профессор
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Анайкина Л. И. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922–1991 гг.). М., 2001.
2. Бурт В. Рожденный в СССР // Свой (приложение к газете «Культура»). 2019, сентябрь. С. 16–19.
3. Война глазами детей. Свидетельства очевидцев. М., 2018.
4. Горкунова Н. И. Мы жили, а не выживали // Такая разная война… Великая Отечественная война в письмах, документах, рассказах : сб. Вып. 1. СПб., 2017. С. 225–250.
5. Гуркина Н. К. «Долгом чести педагога является работа не только над образованием молодежи, но и над воспитанием ее в духе высокой культуры, достойной нашей великой страны…» (народный комиссар просвещения РСФСР В. П. Потемкин о школе) // Клио. 2020. № 2. С. 117–124.
6. Гуркина Н. К. История образовательных учреждений в России (Х–ХХ века). СПб., 2012.
7. Гуркина Н. К. Образовательная политика в 30-е годы: формирование модели советской школы // Русский мир: пути цивилизационного взаимодействия : материалы межд. научно-практической конференции. Ч. 1. СПб., 2019. С. 116–124.
8. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917–1947 гг. : сб. документов. Вып. 1, 2. М., Л., 1947.
9. Ежов М. В., Ежова Г. В., Исаев А. П., Морозов В. И. История государственного управления в России: учеб. пособие. СПб., 2015.
10. Жукова О. Учителя и ученики Победы // Литературная газета. 2014. 7–13 мая.
11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова. 3-е изд. М., 2009.
12. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. М., 2011.
13. Константинов Н. А., Медынский Е. Н. Очерки по истории советской школы за 30 лет. М., 1948.
14. Корняков К. А. Спасибо школе. М., 2012.
15. Костенко И. П. «Реформы» образования в России 1918–2018. Идея, методология, результаты. М., 2019.
16. Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973. М., 1974.
17. Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948.
18. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941–1961. М., 1988.
19. Потемкин В. П. Статьи и речи по вопросам народного образования. М., Л., 1947.
20. Селихов Н. Н. В. П. Потемкин — народный комиссар по просвещению РСФСР, организатор педагогической науки // Советская педагогика. 1973. № 2. С. 115–121.
21. Черник С. А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. Историко-педагогическое исследование. М., 1984.
22. Четверикова О. Сталин и школа. Знания: цена, ценность, оценка [Электронный ресурс] // Завтра. 2020, март. № 11. URL: https://zavtra.ru/blogs/stalin_i_shkola (дата обращения: 08.07.2020).
23. Цамутали А. Н. Наши учителя // Такая разная война… Великая Отечественная война в письмах, воспоминаниях, документах, рассказах : сб. Вып. 2. СПб., 2017. С. 243–254.
24. Шакиров Р. В. Школа и общество: системно-концептуальный анализ реформ образования в России в ХХ веке. Казань, 1997.
Рецензия
Для цитирования:
Гуркина Н.К. Российская школа в годы Великой Отечественной войны (особенности управления и развитие образовательной системы). Управленческое консультирование. 2020;(10):146-156. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-146-156
For citation:
Gurkina N.K. Russian School during the Great Patriotic War (Features of Management and Development of the Educational System). Administrative Consulting. 2020;(10):146-156. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-146-156

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.