Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-109-123

Полный текст:

Аннотация

В статье предлагается формулировка проблемы связи уровня и направления образования с эмоциональным интеллектом и лидерским потенциалом. Лидерство рассматривается как способность оказывать влияние на поведение объектов управления для достижения целей организаций, основываясь на эмоциональном интеллекте. Предлагается концептуальная основа исследования эмоционального лидерства как основы успеха организации на всех уровнях и потребности в развитии лидерских навыков. Приводятся основные подходы к пониманию эмоционального интеллекта и его основные модели. Авторы описывают актуальность темы исследования для современного мира. Приводятся результаты эмпирического исследования, в ходе которого были установлены взаимосвязи трех основных компонентов: эмоционального интеллекта, уровня образования и лидерского потенциала. Обосновывается необходимость включения развития эмоционального интеллекта и лидерства в современные образовательные программы для руководителей. Определена перспектива дальнейшего исследования проблемы развития эмоционального лидерства.

Об авторах

Н. С. Платонова
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management, Branch of RANEPA)
Россия

Платонова Наталья Сергеевна, аспирант факультета социальных технологий, направление 19.00.13 — Психология развития, Акмеология

Санкт-Петербург



Т. В. Тулупьева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Тулупьева Татьяна Валентиновна, доцент факультета государственного и муниципального управления, кандидат психологических наук, доцент

Санкт-Петербург

 



Список литературы

1. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83–95.

2. Бакеева Й. Р., Бакеев Б. В. Проблемы лидерства в образовании // Проблемное обучение в современном мире. VI Международные Махмутовские чтения : сборник статей / под ред. Е. Е. Мерзон, В. Л. Виноградова, Р. Ф. Ахтариевой, В. А. Мартыновой. Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский филиал, 2016. С. 17–21.

3. Белов В. В. Лидерство как фактор развития личности старшеклассников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 2. С. 104–116.

4. Брунер Дж. Культура, интеллект, образование: // Теоретические вопросы образования: хрестоматия. Минск : БГУ, 2013. С. 50

5. Веселовский Д. П., Мосина Л. М. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUCA // Вестник университета. 2018. № 2. С. 141–146.

6. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. : Альпина Бизнес Букс, 2008.

7. Левченко В. В., Соколова Е. А. Методологические подходы к изучению феномена «Лидерство » // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. Т. 16. № 2–3. С. 565–569.

8. Петровский А. В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 29–41.

9. Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. № 4. С. 3–26.

10. Рахманкулова С. А. О взаимосвязи эмоционального интеллекта и лидерского потенциала руководителя // Вестник ОГУ. 2010. № 12 (118). С. 160–166.

11. Стаут Л. Лидерство: от загадок к практике. М. : Добрая книга, 2002.

12. Теплов Б. М. Способности и одаренность: Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

13. Bar-On R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On J. D. A. Parker (eds.). Handbook of emotional intelligence. San Francisco : Jossey-Bass, 2000. P. 363–388.

14. Carroll J. B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York: Cambridge University Press, 1993.

15. Cooper R. K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations. New York : Grosset/Putnam, 1997.

16. Gardner H. Multiple intelligences. New York : Basic Books, 1993.

17. Goleman D. An EI-based theory of performance // C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelligent workplace. San Francisco: Jossey-Bass, 2001.

18. Matthews G., Zeidner M., Roberts R. D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge, MA : MIT Press, 2003.

19. Mayer J. D., Caruso D. R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional 25 standards for an intelligence // Intelligence. 1999. 27. P. 267–298.

20. Sarkar A. We live in a VUCA World: the importance of responsible leadership // Development and Learning in Organizations: An International, 2016.


Для цитирования:


Платонова Н.С., Тулупьева Т.В. Эмоциональное лидерство: взаимосвязь уровня образования и эмоционального интеллекта. Управленческое консультирование. 2020;(10):109-123. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-109-123

For citation:


Platonova N.S., Tulupieva T.V. Emotional Leadership: The Relationship of Level of Education and Emotional Intelligence. Administrative Consulting. 2020;(10):109-123. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-109-123

Просмотров: 173


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)