Систематизация феноменов цифровизации маркетинга: концепция и пример реализации
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-64-80
Аннотация
Статья посвящена исследованию и систематизации современного состояния и развития феноменов цифровизации маркетинга. Методологическая база включает элементы общей теории маркетинга и теории информационного общества. В исследовании использовались общесистемные методы анализа, категоризации и классификации. Авторами уточнены особенности понятия «цифровизация», а также сформулирована общая концепция систематизации феноменов цифровизации маркетинга через построение многомерного морфологического ящика, базовыми классификационными срезами которого определены онтологические модели функционала маркетинга и цифровых технологий. Предложен вариант многомерного морфологического ящика, в котором маркетинговое измерение обеспечивает структуризация маркетинга по компонентам: аналитическому, креативно- синтетическому, коммуникационному и организационно-управленческому, а в качестве его «цифрового» измерения использованы классификации и онтологии международных и отечественных аналитических ресурсов. На основе предложенной модели проведена систематизация феноменов цифровизации в маркетинге и смежных областях. Дана оценка произошедшей трансформации потенциала отдельных компонентов в контексте модели DIKW.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Ю. СусловРоссия
Суслов Евгений Юрьевич, доцент кафедры менеджмента, кандидат экономических наук, доцент
Санкт-Петербург
Д. B. Минаев
Россия
Минаев Дмитрий Всеволодович, профессор кафедры менеджмента, доктор эко- номических наук, профессор
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Борден Н. Концепция маркетинга-микс // Классика маркетинга: Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг. СПб. : Питер, 2001. С. 529–538.
2. Визгунов А. Н. Базовые требования к созданию комплексной системы управления бизнеспроцессами на предприятии // Актуальные вопросы развития современного общества. Курск : ЗАО «Университетская книга», 2016.
3. Волокитин Ю. И., Куприяновский В. П., Гринько О. В. и др. Проблемы цифровой экономики и формализованные онтологии // International Journal of Open Information Technologies. 2018. № 6. С. 87–96.
4. Женова Н. А. Цифровизация бизнес-процессов // Цифровизация общества: состояние, проблемы, перспективы. М. : Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. 2019. С. 83–87.
5. Минаев Д. В. Стратегический менеджмент — стратегический маркетинг. На пути к единой теории? // Маркетинг на рубеже тысячелетий. СПб. : СПбГИЭА, 2000. С. 31–38.
6. Минаев Д. В. Маркетинг в схемах и моделях. Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. 80 с.
7. Миронова О. А. Трансформация маркетинговых инструментов в условиях цифровизации экономики и формирования потребительских предпочтений поколения Z // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 2 (66). С. 60–72.
8. Назаров А. Д. Инструменты интернет-маркетинга в период цифровизации экономики // Наука и бизнес: пути развития. 2018. № 10 (88). С. 100–102.
9. Павлов Н. В. Система поддержки принятия решений для задач управления продуктом // Управление экономическими системами. 2011. № 4 (28). С. 143–151.
10. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М. : Дашков и К, 2003. 232 с.
11. Ярославцева Е. И. Онтология цифровых коммуникаций — проблемы гуманитарного измерения // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М., 2014. С. 357–373.
12. Agnese J., Herrera J., Tao H., Zhu X. A survey and taxonomy of adversarial neural networks for text-to-image synthesis // Wiley Interdisciplinary Reviews: Data Mining and Knowledge Discovery. 2020. Vol. 10, Is. 4, 1 July 2020, N e1345.
13. Davisson A., Booth P. Controversies in Digital Ethics. Bloomsbury Publishing: USA, 2017.
14. Floridi L. The 4th revolution: how the infosphere is reshaping human reality. Oxford : Oxford University Press, 2016. 248 p.
15. Kim W. C., Mauborgne R. Blue Ocean Strategy. Harvard Business School Press, 2005. 240 р.
16. Kotler P., Keller K. L. A Framework for Marketing Management. (6th ed.) Prentice Hall, 2012. 360 p.
17. Lambin J. J., Schuiling I. Market-driven management: Strategic and operational marketing. London: Macmillan International Higher Education, 2012. 624 p.
18. Lem S. Summa Technologiae: [польск.]. Kraków : Wydawnictwo Literackie, 1964. 501 s.
19. Lin P., Abney K., Bekey G. A. Robot ethics: the ethical and social implications of robotics. MIT Press, Cambridge, 2014. 398 р.
20. Merkus J., Helms R., Kusters R. Data governance and information governance: Set of definitions in relation to data and information as part of DIKW // ICEIS 2019 — Proceedings of the 21st International Conference on Enterprise Information Systems. Vol. 2. P. 143–154.
21. Mohindru V., Chitranshi U., Bhatt R., Singh Y. Possibilities of Block Chain in Indian Market and Notably in Advertising Industry // Proceedings of IEEE International Conference on Signal Processing, Computing and Control. Vol. 2019, October 2019, N 8988349. P. 84–89.
22. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978.
23. Prentice C., Dominique Lopes S., Wang X. Emotional intelligence or artificial intelligence — an employee perspective // Journal of Hospitality Marketing and Management. Vol. 29, Is. 4, 18 May 2020. P. 377–403.
24. Sundberg L. From Automatic Data Processing to Digitalization: What is Past is Prologue // Lecture Notes in Computer Science / Vol. 11685 LNCS, 2019. P. 31–42.
25. Tapscott D. Growing Up Digital: The Rise of the Net Generation. McGraw-Hill Companies, 1999. 338 p.
26. Tavani H. T. Ethics and technology: Controversies, questions, and strategies for ethical computing. Rivier University — Fourth edition, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2013. 456 р.
27. Umesao T., Hoso A. Joho sangyo ron. Information Industry Theory: Dawn of the Coming Era of the Ectodermal Industry. Tokyo : VP, 1963.
28. Webster F. Theories of the information society. Psychology Press, 2002. 304 p.
29. Zwicky F. Discovery, invention, research through the morphological approach. New York : Macmillan, 1969. 276 р.
Рецензия
Для цитирования:
Суслов Е.Ю., Минаев Д.B. Систематизация феноменов цифровизации маркетинга: концепция и пример реализации. Управленческое консультирование. 2021;(4):64-80. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-64-80
For citation:
Suslov E.Yu., Minaev D.V. Phenomena Systematization of Marketing Digitalization: Concept and Implementation. Administrative Consulting. 2021;(4):64-80. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-64-80

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.