Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Развитие социального института массовой коммуникации в информационном обществе и правовое поле личной и корпоративной информационной безопасности

Полный текст:

Аннотация

Учитывая решающую роль информации в постиндустриальном обществе, каналы массовой коммуникации составляют важный предмет исследования социальных наук. Социологический анализ механизмов и инструментов создания и передачи информации, а также каналов открытого доступа к сведениям и компетенциям ставит вопросы о новых возможностях, но также и о социальных ограничениях функционирования систем массовой коммуникации. В рамках данной перспективы предлагается материал, рассматривающий проблематику эволюции и динамики вопросов безопасности с позиций социально-правовой оценки функционирования института массовой коммуникации в информационном обществе. В представленном материале выстроена дедуктивная логика исследования институционализации каналов распространения информации и регулятивных механизмов, устанавливающих необходимые для успешной жизнедеятельности сообщества и индивида ограничения, от общего анализа информационного общества к частным вопросам реализации информационной безопасности индивидуальных и корпоративных акторов. Анализ регуляторов поведения в постсовременной социокультурной среде на уровне микро-социологической эмпирики проведен с точки зрения правовой защиты чести и достоинства личности и корпоративной идентичности, с учетом специфики функционирования индивида и группы в информационном обществе. На основе проведенного теоретического и практического анализа делается вывод о необходимости формализации и дифференциации легальных типов регулятивных моделей. Институционализация безопасности требует исследования системы критериальных подходов к оценке эффективности регуляции информационно-коммуникационной активности в постсовременном обществе. На основе выявления специфики информационного общества, оценки степени его отличия от традиционного социума, изучения динамики роли информации как ресурса и как формы существования актора в пространстве информационного общества, предлагается дать оценку новых форм функционирования социальных институтов массовой коммуникации. С учетом уровневой и содержательной интерпретации информационной безопасности как способности общества минимизировать препятствия для свободной реализации социально приемлемых интересов индивида и группы (ассоциации, организации), в материале затрагивается с теоретической точки зрения вопрос охраны данных от несанкционированного доступа, а также рассматривается, как с теоретических, так и с практических социологических и правовых позиций, вопрос защиты от посягательств и нарушения целостности и достоверности (например, защита от клеветы) представляемой в каналах массовой коммуникации информации об индивиде или организации.

Об авторах

А. А. Марков
Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС
Россия


Н. Н. Покровская
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия


П. Д. Смирнов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия


Список литературы

1. Аюшеев Д. Н. Электронная презентация по дисциплине «Основы государственного и муниципального управления» [Электронный ресурс] // MyShared Inc. База готовых презентаций. URL: http: // www. myshared. ru/slide/793169/ (дата обращения: 12.11.2014).

2. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения. М. : Hаука, 1978. С. 152-247.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения : пер. с нем. М. : Прогресс, 1990. 808 с. С. 44-271.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра : соч. в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1990. 829 с. С. 5-237.

5. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. М. : Прогресс, 1985. 343 с.

6. Поланьи К. Саморегулирующийся рынок и фиктивные товары: труд, земля и деньги // THESIS. 1933. Т. 1. Вып. 2. С. 10-17.

7. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. М. : АСТ, 2007. 588 с.

8. Хабермас Ю. Расколдовывание религиозно-метафизических картин мира и возникновение современных структур сознания // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 27-52.

9. Хаустов, Д. С. Теорема Томаса и особенности конструирования социальной реальности через массовые коммуникации / Д. С. Хаустов // Социс. 2012. №7. С. 29-37.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М. : Прогресс, 1992. 572 с.

11. Becker G. S. Economic Analysis and Human Behavior // L. Green and I. Kagel (eds.). Advances in Behavioral Sciences. Norwood (N. J.) : Ablex Publ. Corp., 1987. V. 1. P. 3-17.

12. Coleman J. S. Foundations of Social Theory. Cambridge (Mass.) ; L. : Belknap Press of Harvard University Press, 1990.

13. Foray D. Economics of Knowledge. MIT Press, 2004.

14. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton ; N. J. : Princeton University Press, 1962.

15. Mansell R. The information society. Critical concepts in sociology. Routledge, London, UK, 2009. [Electronic resource] // The London School of Economics and Political Science (LSE) Research Online supports. URL: http: // eprints. lse. ac. uk/23743/

16. Parsons T. Some Reflections on “The Nature and Significanc e o f Economics ” / / Quarterly Journal of Economics. 1934. Vol. 48. N 3. P. 511-45.

17. Polanyi K. La Grande Transformation. Aux origines politiques et économiques des notre temps. Paris : Gallimard, 1983.

18. Polanyi М. Science, Faith, and Society. London : Oxford University Press, 1946.

19. Robbins L. Ch. Essay on the Nature and Significance of Economic Science. London : McMillan, 1932. P.15.

20. Rokeach M. The role of values in public opinion research // The Public Opinion Quarterly. Winter, 1968-1969. Vol. 32. N 4. P. 547-559.

21. Souter R. Prolegomena to Relativity Economics: An Elementary Study in the Mechanics and Organics of an Expanding Economic Universe. New York : Columbia University Press, 1933.

22. Thomas W. I., Thomas D. S. The child in America: Behavior problems and programs. New York : Knopf, 1928. Р. 571-572.

23. Walliser B. Cognitive Economics. Berlin ; Heidelberg : Springer, 2008.

24. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. New York: Doubleday & Company Inc., 1956.


Для цитирования:


Марков А.А., Покровская Н.Н., Смирнов П.Д. Развитие социального института массовой коммуникации в информационном обществе и правовое поле личной и корпоративной информационной безопасности. Управленческое консультирование. 2015;(2):27-40.

For citation:


Markov A.A., Pokrovskaya N.N., Smirnov P.D. Development of Social institution of Mass media in Information Society and Legal Field of the Personal and Corporative Information Security. Administrative Consulting. 2015;(2):27-40. (In Russ.)

Просмотров: 314


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)