Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Современные вызовы становлению эффективного функционирования органов местного самоуправления (на примере г. Санкт-Петербурга)

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-2-8-23

Аннотация

   В новейшей истории понятие «публичная власть» являлось собирательным и не фиксировалось в законодательных и нормативно-правовых актах. В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14. 03. 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» органы местного самоуправления (далее — органы МСУ) были отнесены к органам публичной власти. 1. 132 статьей Конституции РФ органы МСУ и органы государственной власти внесены в единую систему публичной власти в Российской Федерации и стали осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. 2. Статьей 35. 1 Закона от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа МСУ для осуществления своих полномочий наделены правом образования политических фракций. Деятельность таких фракций устанавливается и регулируется нормативными правовыми актами муниципального образования. В результате распада Советского Союза и появления Российской Федерации, провозглашения демократических ценностей и демократизации общества, стали появляться политические партии и иные общественные организации. Новые оппозиционные акторы и лидеры смогли организовать коллективно взаимосвязанное, турбулентно усиливающееся действие против существующей власти, они  сразу после завершения протестных акций мобилизовали протестное настроение электората, который на выборах в 2017 г., 2019 г. в Москве, 2019 г. в Санкт-Петербурге провел в органы МСУ Москвы и Санкт-Петербурга «независимых» муниципальных депутатов от исполнительных органов государственной власти (далее — ИОГВ) в представительные органы МСУ, тем самым создав очаги политической и социальной напряженности. Главным аспектом в политической борьбе за степень влияния на политическую стабильность, а именно – смена составов представительных органов в муниципалитетах МО Светлановское, МО Смольнинское, МО Лиговка-Ямское, МО Литейный округ, МО Владимирский округ Санкт-Петербурга– явилась следствием внутрипартийной борьбы во властных структурах. Внутрипартийная борьба между исполнительной и законодательной властью за степень территориального влияния в Санкт-Петербурге является особенностью городов федерального значения с их постоянной борьбой элит за максимальную концентрацию властного ресурса в своих руках. 3. Таким образом, в результате низкой организации и недостаточного контроля выборного процесса ИОГВ у оппозиционных сил появилась дополнительная возможность осуществить свой достаточно высокий контроль муниципальных выборов на соответствие законодательным требованиям и продвижения самостоятельных кандидатов. Благодаря сложившейся ситуации по итогам выборов новые представительные органы МСУ были сформированы самостоятельными несистемными депутатами и членами оппозиционных партий. Появившийся в органах МСУ Санкт-Петербурга плюрализм мнений приобрел особую значимость, поскольку без достижения согласия для принятия решений невозможна работа представительного органа МСУ, а следовательно, невозможна и реализация конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления, законного функционирования органов МСУ по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий. Существование в правовом поле внутренне высококонфликтного представительного органа МСУ порождает социальную напряженность в обществе, политическую дестабилизацию и, как следствие, общее недоверие к государственной власти в целом, так как органы государственной власти напрямую участвуют в формировании органов МСУ Санкт-Петербурга, где исполнение полномочий местного самоуправления связано с такими особенностями, как наличие высокого уровня образования граждан, плотность населения, степень вовлеченности в избирательные процессы, общая политическая и социальная грамотность населения. 1. В 2015 г. была установлена процедура определения глав органа МСУ путем отбора заявленных кандидатов на пост главы конкурсной комиссией, где половину состава комиссии должны занимать представители госвласти с целью повышения контроля над главами муниципалитетов. В 2020 г. поправки к Конституции РФ закрепили «встраивание» локального уровня в систему публичной власти, окончательно лишив муниципалов относительной самостоятельности от государства [6].

   Целями статьи являются установление причин возникновения недееспособности представительного органа МСУ после муниципальных выборов 2019 г., поиск возможных путей создания условий для дальнейшего функционирования муниципалитета в новых условиях плюрализма мнений среди нового созыва муниципальных депутатов, исследование причин возникновения создавшейся ситуации, поиск и предложение возможных путей решения вопроса адаптации представительного органа к новым условиям функционирования.

   На основе проведенного исследования авторы заявляют о необходимости принятия мер реагирования государственной властью, направленных на поиск возможностей и создание условий для исполнения полномочий представительным органом, депутатами и главами муниципалитета в новых условиях функционирования органов МСУ.

Об авторах

В. А. Семенов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Владимир Анатольевич Семенов, профессор кафедры, доктор социологических наук, профессор

кафедра государственного и муниципального управления

Санкт-Петербург



В. В. Ерешкин
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Владимир Владимирович Ерешкин, аспирант, депутат муниципального совета МО Светлановское

кафедра государственного и муниципального управления

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Алжеев И. А. Конституционно-правовая ответственность должностных лиц местного самоуправления / И. А. Алжеев // Право и современные государства. – 2014. – № 5. – С. 23–30.

2. Борисова В. А. Отечественный и зарубежный опыт организации местного самоуправления / В. А. Борисова, Л. А. Велибекова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.– 2017. – № 3 (97).

3. Велихов Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методе хозяйства / Л. А. Велихов. – М., 1928.

4. Вульфович Р. М. Проблема определения местного самоуправления как ключевого фактора единой системы публичной власти и управления / Р. М. Вульфович // Управленческое консультирование. – 2021. – № 12. – С. 17–32.

5. Вульфович Р. М. Проблемы и пути реализации принципов эффективного государственного и муниципального управления (опыт Финляндии) / Р. М. Вульфович // Продвижение европейских принципов эффективного управления в органах государственной власти и местного самоуправления Северо-Запада России. – М. : РАНХиГС, 2013.

6. Гилев А. В. Бесконфликтная арена? Эффекты введения конкурсной процедуры отбора глав местной администрации в крупных городах России / А. В. Гилев, И. К. Шевцова // Политическая наука. – 2021. – № 2. – С. 260–281.

7. Глебова А. Н. К вопросу о существовании института местного самоуправления в советсткий период / А. Н. Глебова // Universum: общественные науки : электрон. научн. журн. – 2015. – № 4 (14).

8. Горб В. Г. Социально-экономические показатели качества деятельности представительного органа местного самоуправления / В. Г. Горб, И. В. Выдрин, Е. А. Качанова // Муниципалитет: экономика и управление. – 2019. – № 2 (27). – С. 32–46.

9. Градусова В. Н. Проблемы местного самоуправления в Санкт-Петербурге в условиях законодательной реформы / В. Н. Градусова, А. В. Лабудин, Н. И. Рыбаков // Управленческое консультирование. – 2005. – № 3. – С. 47–60.

10. Джагарян А. А. Представительный орган в системе муниципальной представительной демократии: некоторые вопросы правового статуса / А. А. Джагарян, Н. В. Джагарян // Вестник Челябинского государственного университета: Право. – 2010. – № 33 (214). – С. 16–26.

11. Жукова Л. А. Влияние института земского самоуправления на процесс формирования гражданского общества в Российской империи на рубеже XIX–XX вв. / Л. А. Жукова // Электронный информационный портал «Российский интеллектуальный клуб» [Электронный ресурс]. URL: https://rikmosgu.ru/students/informatization/Zhukova/ (дата обращения: 20. 01. 2023).

12. Кесарийский Прокопий. О славянах и антах. Материалы к истории древних славян / Кесарийский Прокопий // Вестник древней истории. – 1941. – № 1 (14). – С. 237–240.

13. Кукушкин Ю. С. Самоуправление крестьян России (XIX — начало XXI вв.) / Ю. С. Кукушкин, Н. С. Тимофеев. – М. : МГУ, 2004. – С. 5–9.

14. Ланкина Т. В. Региональная власть и местное самоуправление в Республике Башкортостан / Ю. С. Кукушкин, Н. С. Тимофеев. – Казань, 2006. – С. 5–24.

15. Митрохина Я. А. Проблемы реализации отзыва выборных лиц местного самоуправления на современном этапе / Я. А. Митрохина // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». – 2017. – Т. 17. – № 4. – С. 96–101.

16. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Мишель Фуко ; пер. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. – СПб. : A-cad, 1994.

17. Овчинников И. И. Местное самоуправление в Российской Федерации (теоретические, исторические и правовые аспекты) / И. И. Овчинников. – М. : Консалтбанкир, 2018.

18. Переходов В. А. Зарубежные модели взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления: сравнительный анализ / В. А. Переходов // Вестник ПАГС. – 2012. – № 3 (32). – С. 22–28.

19. Приймак А. А. Модели формирования органов местного самоуправления и их влияние на статус главы муниципального образования / А. А. Приёмак // Научный журнал. – 2020. – № 1 (46). – С. 56–58.

20. Рогов К. Встречная мобилизация. Московские протесты и региональные выборы — 2019 : Аналитический доклад. Сер. «Либеральная миссия — Экспертиза» / К. Рогов. – М. : Фонд «Либеральная миссия», 2019.

21. РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Обзор судебной практики о местном самоуправлении // Решения высших судов РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ. – 2022. – № 4 (24). – С. 10.

22. Фененко Ю. В. Муниципальные системы зарубежных стран: правовые вопросы социальной безопасности / Ю. В. Фененко. – М. : МГИМО-Университет, 2004. – С. 40–43.

23. Фролова И. В. Муниципальная власть как политический феномен: российское прочтение / И. В. Фролова, Л. И. Газизова // Власть. – 2016. – Т. 24. – № 12. – С. 79–86.

24. Шутов А. Ю. Земские выборы в истории России (1864–1917): Исследование избирательных систем А. Ю. Шутов. – М. : Изд-во Московского университета, 1997.

25. Юдина Т. Н. Состояние и динамика протестной активности в современном российском обществе / Т. Н. Юдина [и др.] // Вестник Пермского университета. – 2020. – № 1. – С. 139–151.

26. Porumbescu G. Using transparency to enhance responsiveness and trust in local government: can it work? // State and Local Government Review: SAGE Publications, 2015. N 47 (3). P. 205.

27. Ratliff T. N. and Hall L. L. Practicing the art of dissent. Toward a tipology of protest activity in the United States // Humanity & Sosiety. 2014. N 38. Vol. 3. P. 268–294.

28. Haveri A. Nordic local government: A success story, but will it last? // International Journal of Public Sector Management. 2015. N 28. Vol. 2. P. 136–149.

29. Wollmann H., Bouckaert G. State Organisation in France and Germany between Territorially and Functionality // Hoffmann-Martinot V., Wollmann H. (eds) State and Local Government Reforms in France and Germany. Urban and Regional Research International. Vol. 7. Wiesbaden : VS Verlag für Sozialwissenschaften, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Семенов В.А., Ерешкин В.В. Современные вызовы становлению эффективного функционирования органов местного самоуправления (на примере г. Санкт-Петербурга). Управленческое консультирование. 2023;(2):8-23. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-2-8-23

For citation:


Semenov V.A., Ereshkin V.V. Modern Challenges to Effective Functioning of Local Self-Government (On the Example of Saint Petersburg). Administrative Consulting. 2023;(2):8-23. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-2-8-23

Просмотров: 1406


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)