ОТ РЕДАКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
В новейшей истории понятие «публичная власть» являлось собирательным и не фиксировалось в законодательных и нормативно-правовых актах. В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14. 03. 2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» органы местного самоуправления (далее — органы МСУ) были отнесены к органам публичной власти. 1. 132 статьей Конституции РФ органы МСУ и органы государственной власти внесены в единую систему публичной власти в Российской Федерации и стали осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. 2. Статьей 35. 1 Закона от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа МСУ для осуществления своих полномочий наделены правом образования политических фракций. Деятельность таких фракций устанавливается и регулируется нормативными правовыми актами муниципального образования. В результате распада Советского Союза и появления Российской Федерации, провозглашения демократических ценностей и демократизации общества, стали появляться политические партии и иные общественные организации. Новые оппозиционные акторы и лидеры смогли организовать коллективно взаимосвязанное, турбулентно усиливающееся действие против существующей власти, они сразу после завершения протестных акций мобилизовали протестное настроение электората, который на выборах в 2017 г., 2019 г. в Москве, 2019 г. в Санкт-Петербурге провел в органы МСУ Москвы и Санкт-Петербурга «независимых» муниципальных депутатов от исполнительных органов государственной власти (далее — ИОГВ) в представительные органы МСУ, тем самым создав очаги политической и социальной напряженности. Главным аспектом в политической борьбе за степень влияния на политическую стабильность, а именно – смена составов представительных органов в муниципалитетах МО Светлановское, МО Смольнинское, МО Лиговка-Ямское, МО Литейный округ, МО Владимирский округ Санкт-Петербурга– явилась следствием внутрипартийной борьбы во властных структурах. Внутрипартийная борьба между исполнительной и законодательной властью за степень территориального влияния в Санкт-Петербурге является особенностью городов федерального значения с их постоянной борьбой элит за максимальную концентрацию властного ресурса в своих руках. 3. Таким образом, в результате низкой организации и недостаточного контроля выборного процесса ИОГВ у оппозиционных сил появилась дополнительная возможность осуществить свой достаточно высокий контроль муниципальных выборов на соответствие законодательным требованиям и продвижения самостоятельных кандидатов. Благодаря сложившейся ситуации по итогам выборов новые представительные органы МСУ были сформированы самостоятельными несистемными депутатами и членами оппозиционных партий. Появившийся в органах МСУ Санкт-Петербурга плюрализм мнений приобрел особую значимость, поскольку без достижения согласия для принятия решений невозможна работа представительного органа МСУ, а следовательно, невозможна и реализация конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления, законного функционирования органов МСУ по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий. Существование в правовом поле внутренне высококонфликтного представительного органа МСУ порождает социальную напряженность в обществе, политическую дестабилизацию и, как следствие, общее недоверие к государственной власти в целом, так как органы государственной власти напрямую участвуют в формировании органов МСУ Санкт-Петербурга, где исполнение полномочий местного самоуправления связано с такими особенностями, как наличие высокого уровня образования граждан, плотность населения, степень вовлеченности в избирательные процессы, общая политическая и социальная грамотность населения. 1. В 2015 г. была установлена процедура определения глав органа МСУ путем отбора заявленных кандидатов на пост главы конкурсной комиссией, где половину состава комиссии должны занимать представители госвласти с целью повышения контроля над главами муниципалитетов. В 2020 г. поправки к Конституции РФ закрепили «встраивание» локального уровня в систему публичной власти, окончательно лишив муниципалов относительной самостоятельности от государства [6].
Целями статьи являются установление причин возникновения недееспособности представительного органа МСУ после муниципальных выборов 2019 г., поиск возможных путей создания условий для дальнейшего функционирования муниципалитета в новых условиях плюрализма мнений среди нового созыва муниципальных депутатов, исследование причин возникновения создавшейся ситуации, поиск и предложение возможных путей решения вопроса адаптации представительного органа к новым условиям функционирования.
На основе проведенного исследования авторы заявляют о необходимости принятия мер реагирования государственной властью, направленных на поиск возможностей и создание условий для исполнения полномочий представительным органом, депутатами и главами муниципалитета в новых условиях функционирования органов МСУ.
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Статья посвящена проблеме разрешения экологических инцидентов, имеющих различную природу происхождения, построению эффективной модели управления кризисами. В статье исследуются анализ кризисных коммуникаций, субъекты экологических коммуникаций, источники распространения информации, инструменты реагирования.
Цель. Формирование успешной практики преодоления экологического кризиса на основе разработки эффективной коммуникативной стратегии и модели действий.
Методология. В ходе исследования для формирования теоретической базы автор обращался к работам российских и зарубежных исследователей, изучающих вопросы социально-коммуникативных технологий, кризисных коммуникаций. В практической части использованы материалы масс-медиа, информация государственных органов, собственный опыт автора статьи в разрешении кризисных ситуаций. Для создания выводов проводилась оценка стратегий и действий в трех различных категориях экологических кризисов и результатов, к которым они привели.
Результаты. Вопросы охраны окружающей среды и качество экологии все чаще волнуют граждан, они быстро из социальных переходят в политические. Умение грамотно реагировать на преодоление экологических кризисов, минимизация их последствий способны не только сохранить официальную должность представителю органов
государственной власти и устойчивость бизнеса, но и обеспечить социальную стабильность в обществе и доверие к институтам управления.
В статье рассмотрены основные подходы к пониманию феномена экосистемы. Демонстрируется эволюция его интерпретации. Авторы характеризуют различные подходы к пониманию цифровых экосистем, их основных элементов, характерных черт, особенностей, а также основных механизмов создания ценностей экосистем. Приводятся основные виды цифровых экосистем в зависимости от типа владения, среди которых выделяются экосистемы централизованного, децентрализованного и консорциумного типа. Делаются выводы о способности цифровых экосистем выполнять посредническую функцию в процессе взаимодействия власти и граждан, согласовании их мнений и приоритетов, выработке решений. Демонстрируются ключевые угрозы, связанные с переходом гражданской активности в онлайн-среду. На основе проведенного исследования авторы делают выводы о возможностях и особенностях изучения цифровых экосистем в политике. Авторы утверждают, что для корректного понимания феномена цифровой экосистемы необходимо понимание ее структурных компонентов, характера их взаимодействия между собой, а также ее стремления к доминированию в социальной реальности. В статье выделяются 10 ключевых характеристик политических цифровых экосистем, способных эффективно выполнять свои функции и выступать акторами в политическом пространстве (обеспечивать доступ к широкому спектру сервисов услуг на базе одной платформы; обеспечивать объединение большого числа участников, основанного на принципах взаимовыгодности отношений; базироваться на едином аккаунте (доступ ко всем сервисам платформы возможен через единый аккаунт); представлять собой единый бренд для всех сервисов и элементов инфраструктуры; обеспечивать многоканальность представительства и взаимодействия (сайт, приложение, группы в социальных сетях и т. д.); быть направленными на удовлетворение широкого спектра социально-политических потребностей человека, от получения той или иной информационной справки до возможности повлиять на принятие решения в месте проживания (городе, регионе или стране); обеспечивать возможность гибких изменений структуры экосистемы, предполагающей постоянное взаимодействие членов и их сотрудничество; обеспечивать возможность для делиберативного (совещательного) обсуждения и участия; обеспечивать возможность выстраивания элементов архитектуры системы цифровых сервисов на основе их взаимосвязи и тесной интеграции; обеспечивать открытость и модульность).
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Советский опыт экономического управления формировался с учетом опыта американского и европейского управления промышленностью эпохи индустриальной революции конца XIX века. В свою очередь советская модель стала к концу второй пятилетки предметом пристального анализа на Западе. Вопреки общему мнению, внимание было привлечено не только к вопросу о глубине рынка, но и к соотношению территориального и отраслевого управления.
Стратегическое развитие современных российских регионов приобретает все более отчетливое методическое наполнение, осваивая новые модели проведения анализа факторов, определяющих перспективы развития хозяйствующих субъектов. В отношении анализа ситуации в части обеспечения экономической безопасности, результаты которой определяют развитие конкретного региона, важно оценить практику обеспечения экономической безопасности, отраженную в стратегии развития региона. Рассматривая сущность такого явления, как «развитие», необходимо назвать такие стороны этого процесса, как изменения, сопровождающие развитие и направленные на достижение поставленной цели. Исследователи отмечают, что изменения, как правило, носят закономерный и необратимый характер. В части стратегического развития регионов, как и любых социально-экономических систем, изменения такого рода также носят необратимый характер, поскольку не позволяют вернуться в первоначальное состояние. Стратегическое развитие регионов, так же, как и хозяйствующих субъектов, обеспечивает не только наращивание внутреннего потенциала, но и создает конкурентное преимущество при взаимодействии с внешней средой.
Целью настоящего исследования выступает определение специальных положений экономической безопасности в стратегии развития региона на примере типичного региона Центрального федерального округа, что позволяет оценить проблемы реализации направлений стратегии экономической безопасности страны и определить задачи по корректировке стратегии развития регионов.
В числе методов исследования использованы контент-анализ документов, системный анализ, методы группировки и обобщения, а также методы логического анализа и синтеза информации в рамках предметной области исследования. В настоящей работе установлено, что самостоятельные разделы по какому-либо аспекту экономической безопасности отсутствуют, а отдельные аспекты представлены не системно и в большей степени отражают целевую ориентацию разработчиков стратегии, нежели содержат конкретные проекты и программы прямого действия в части обеспечения экономической безопасности региона. В целом, в тексте стратегии типичного региона нет акцента на экономическую безопасность, а общие фразы в виде задач, которые нужно решить региону, похожи на декларативные заявления о необходимости решения отдельных вопросов. На перспективу нужен анализ, который следует проводить под углом зрения задач, поставленных по каждому направлению экономической безопасности, которые определены стратегией экономической безопасности страны, за исключением вопросов по развитию национальной финансовой системы в связи с отсутствием полномочий региона в этой сфере.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
На протяжении длительной истории городского строительства горожан объединяло общее устремление — жить в красивом городе и комфортной городской среде. Многие поколения градостроителей стремились дать ответ на этот вопрос, но окончательно ответить на него не удалось и сегодня. Это подтверждает острая полемика, ведущаяся сегодня в обществе участниками градостроительного процесса, включающими архитекторов, урбанистов, экономистов, градостроителей, стейкхолдеров, градозащитников, чиновников и простых граждан. При этом предметом полемики зачастую выступает урбанистика — понятие, имеющее междисциплинарный характер и выражающее отношение к вопросам, связанным с градостроительством. Учитывая исключительную важность городского планирования в обеспечении качества жизни населения, в статье рассматриваются вопросы, связанные с уточнением понятий «урбанистика» и «градостроительство», а также обосновывается необходимость создания образовательной программы по данной теме.
В статье показывается спорность понятия «научное мировоззрение». Указывается на его связь с идеологией марксизма, претендовавшей на отражение объективных законов общественного развития. Проводится мысль о том, что в рамках такого подхода понимание мировоззрения как источника личностных смыслов уступает место видению его как совокупности принципов социально значимой деятельности. Этому подходу противопоставляется позиция русских философов, критиковавших понятие научного мировоззрения и указывавших на то, что источником личностных смыслов, которые составляют содержание мировоззрения, является жизненный опыт субъекта, понимаемый как иррациональное приобщение к бытию. Для выражения такого приобщения к бытию могут быть использованы употреблявшиеся Бердяевым понятия «мирочувствие» и «миросознание». Концептуальное, научное мировоззрение означает отношение к действительности как чему-то внешнему, потустороннему, т. е. является позицией вещности. Наука, по словам Бердяева, есть познание необходимости через приспособление к мировой данности и познание из необходимости. Для наполнения смыслом внутренней жизни личности определяющую роль играет конкретное бытие человека, которое выступает формой укоренения в бытии как таковом. Иными словами, главные смыслы своего существования человек обретает не на основе мировоззрения, содержанием которого является обобщенный образ внешнего мира, они обретаются из собственного опыта духовного возрастания, составляющего сущностную основу жизни.
В данном исследовании изучается, как варьируется влияние распространения коронавирусной инфекции на ведение предпринимательской деятельности в ресторанном бизнесе в зависимости от уровня адаптируемости ресторанов к проблемам, возникшим во время пандемии, с использованием трех измерений (анализ проблем потребительского спроса, оптимизация корпоративной стратегии и использование инновационного потенциала компании). Посредством проведения глубинного интервью с 8 ключевыми экспертами отрасли общественного питания г. Санкт-Петербурга (Россия) это исследование описывает и конкретизирует быстро трансформирующуюся проблему выявления основных изменений рыночной ситуации в ресторанном бизнесе в период пандемии COVID-19. Анализ показал, что сетевые рестораны, имеющие достаточное количество ресурсов для решения проблем текучести кадров, развития технологических решений, формирования бренда и лояльности клиентов, более устойчивы к проблемам, возникшим в результате распространения коронавирусной инфекции, чем другие компании в сфере общественного питания. Наличие серьезных проблем, связанных с потребительским спросом, оптимизацией формата предлагаемых блюд и сервиса, оказали существенное воздействие на взаимосвязь между влиянием распространения коронавирусной инфекции и неспособностью адаптироваться к новой реальности ведения предпринимательской деятельности. Результаты работы могут быть полезны предпринимателям и руководителям сетевых ресторанов, разрабатывающим маркетинговые стратегии для установления или корректировки управленческих решений по адаптации компаний сферы общественного питания в период пандемии.
Различные причины — политические или неполитические – приводят людей к участию в терроризме и подобных формах насильственного экстремизма. Лица, причастные к терроризму, происходят из разных социальных слоев и зачастую подвергались процессам насильственной радикализации. Профили террористов не работают как инструмент для выявления реальных или потенциальных террористов, потому что такие профили не отражают разнообразие и то, как люди меняются, когда вовлекаются в воинствующий экстремизм. Что предполагает более динамичную типологию участников воинствующих групп, основанную на измерениях, которые представляют динамические континуумы, а не статические положения. Разочарование в том, что изначально привлекало их в движение — были ли это политические цели, поиск дружбы или чувства сопричастности — один из главных факторов, ведущий к процессу ухода из воинствующего движения или группы. Однако разъединение — далеко не просто обращение вспять или зеркальное отражение первоначального процесса участия в воинствующем экстремизме. В ходе своей экстремистской карьеры отдельные активисты склонны менять ценности и мотивы, а также позиции и роли в боевой группе. Отсюда, лучшее понимание факторов, вызывающих разочарование для разных типов воинствующих активистов позволяет предложить возможности для усиления данных процессов, способствуя более высокому уровню индивидуального выхода из экстремистской группы.
В статье рассматривается вопрос о существовании специфических исторических (общесоциологических) закономерностей, действующих на протяжении всех этапов человеческой истории и отличных от других законов общественного бытия. Авторами предпринята попытка на основе имеющихся научных наработок, методологических подходов и идей мыслителей как далекого, так и совсем недавнего прошлого сформулировать наиболее очевидные основные исторические законы. Авторы определяют следующий перечень исторических законов, которые отражают в самом концентрированном виде современный уровень знаний о мировом историческом процессе: закон цикличности; закон цивилизационной, событийной и персональной уникальности исторического процесса; закон баланса и борьбы личных, групповых, корпоративных, государственных и цивилизационных интересов; закон причинно-следственных связей; закон нереализованных альтернатив; закон непреднамеренных последствий. Они относятся ко всему массиву прошлого человеческого общества, носят синтетический, комплексный, многомерный и всеохватывающий характер и проявляются во все без исключения периоды истории человечества, а значит открывают возможность к более осознанному восприятию настоящего и формированию общих научных представлений о глубинных механизмах будущего развития общества.

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)