Из истории государственного руководства высшей школой в России (проблемы статуса, квалификации, материального положения преподавателей)
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-101-112
Аннотация
С целью признания особого статуса представителей профессии указом Президента Российской Федерации В. В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Депутат Государственной Думы РФ О. Н. Смолин назвал проблему статуса преподавателя системной, то есть затрагивающей все элементы и ступени системы образования и требующей решения на уровне государственной власти. Состояние современной высшей школы педагогической и научной общественностью оценивается как кризисное, а проблема статуса профессора и преподавателя отмечается как наиболее острая и «горячая». Исследование государственного управления высшей школой в решении проблем обеспечения статуса, квалификации и материального положения преподавателей необходимо как с научной, так и с социально-практической точки зрения.
В статье привлечено внимание к дореволюционному периоду в истории России, когда складывалась система высшей школы с ее характерными особенностями в законодательном, материально-правовом и других аспектах обеспечения статуса преподавателя, значительно различающегося в высших учебных заведениях различной ведомственной принадлежности. В первое десятилетие советской власти развитие высшего образования привело к значительным негативным изменениям в положении и статусе преподавателя. В 30–40-е годы образовательная политика государства привела к созданию системы образования, получившей всемирное признание. Государственное руководство высшей школой как одну из важнейших задач рассматривало решение проблемы повышения квалификации, социального и материального положения преподавателя. Образ науки, высшей школы, «ученого сословия» не просто менялся в массовом сознании, но и специально формировался как обществом, так и государством. Создать эффективную и конкурентоспособную высшую школу, отвечающую национальным интересам страны, можно только с опорой на оправдавшие себя традиции и несомненные общепризнанные достижения.
Ключевые слова
Об авторе
Н. К. ГуркинаРоссия
Гуркина Нина Константиновна, профессор факультета государственного и муниципального управления, доктор исторических наук, профессор
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Вдовин А. И. История СССР от Ленина до Горбачева. М., 2011.
2. Главацкий М. Е. История формирования интеллигенции в СССР. Свердловск, 1987.
3. Государственное руководство высшей школой в дореволюционной России и в СССР : Сб. статей. М., 1979.
4. Гуркина Н. К. Из высшей школы в губернаторское кресло // Статус преподавателя высшей школы. Традиции и новации. СПб., 2010.
5. Гуркина Н. К. История образовательных учреждений в России (Х–ХХ века). СПб., 2012.
6. Гуркина Н. К. К вопросу об эволюции статуса и социально-культурного облика учителя в ХХ в. (в преддверии Года учителя в России) // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. Т. 13. Вып. 1 (53). СПб., 2022.
7. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917–1947 гг.: сб. документов. Вып. 1, 2. М., Л., 1947.
8. Елютин В. П. Высшая школа в обществе развитого социализма. М., 1980.
9. Ерегина Н. Т. Высшая медицинская школа России. 1917–1953. Ярославль, 2010.
10. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале ХХ века. М., 1991.
11. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. М., 1981.
12. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч. 2. М., 1994.
13. Никуленкова Е. В. Образ «красного профессора» в Советской России в 1920-е годы // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность. Т. 2. СПб., 2020.
14. Оводенко А. А., Платова Е. Э., Фортунатов В. В. История петербургской интеллигенции. СПб., 2013.
15. Статус преподавателя высшей школы. Межвузовский сб. научных трудов. СПб., 2010.
16. Фортунатов В. В. «Русский ученый — бедняк»: жизнь профессора сто лет назад // Домашняя повседневность населения России: история и современность. Т. 1. СПб., 2022.
17. Фрумкин К. Г. Любование ученым сословием: Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике. М., СПб., 2022.
18. Четверикова О. Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. М., 2015.
19. Шпаковская Л. Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб., 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Гуркина Н.К. Из истории государственного руководства высшей школой в России (проблемы статуса, квалификации, материального положения преподавателей). Управленческое консультирование. 2023;(5):101-112. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-101-112
For citation:
Gurkina N.K. From the History of the State Leadership of the Higher School in Russia (Problems of Status, Qualifications, Financial Situation of Teachers). Administrative Consulting. 2023;(5):101-112. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-101-112

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.