Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Взаимообогащение или «утечка мозгов»? Анализ международной студенческой мобильности на примере России и Германии

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-7-121-141

Аннотация

Целью исследования является изучение феномена «утечки мозгов», формирующегося в ходе международной студенческой мобильности.

Методы. В качестве ответа на исследовательский вопрос «Какое влияние оказала международная студенческая мобильность между Россией и Германией на формирование “утечки мозгов” из России?» была выбрана качественная методология. Методами исследования выступают сравнительно-исторический метод (философская компаративистика) и метод кейс-стади. Сбор данных опирается на статистические и информационно-аналитические данные, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что международная студенческая мобильность между Россией и Германией носит неравномерный характер: количество российских студентов, ежегодно обучавшихся в Германии с 2013 по 2020 г., почти в 30 раз превышало количество немецких студентов, находящихся в России. Более того, 47% российских студентов, получивших разрешение на обучение в Германии с 2006 по 2011 г., спустя 10 лет все еще находились в ФРГ по разным основаниям, включая натурализацию.

Выводы. Во-первых, международная студенческая мобильность между Россией и Германией не способствует взаимному обогащению друг друга (то есть «циркуляции умов»), а скорее играет роль в оттоке интеллектуальных ресурсов для первой и прироста квалифицированной рабочей силы для второй, что свидетельствует о развитии феномена «утечки мозгов» из России. Во-вторых, различие в уровне социально-экономического развития и особенностях политической системы в России и Германии могут объяснять высокий спрос на немецкое высшее образование среди российских студентов и, в то же время, бесперспективность и непривлекательность российского высшего образования для немецких студентов. Также в качестве результата исследования автором выдвинуты рекомендации по укреплению технологического суверенитета России, преумножению и сохранению ее интеллектуального капитала.

Об авторе

Л. А. Савельчев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Савельчев Леонид Александрович - студент магистратуры факультета международных отношений и политических исследований 

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Антюхова Е.А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Германии // Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 57. C. 41–45.

2. Животовская И. Г. Международная миграция в условиях современной глобализации: динамика и социально-экономические последствия // Глобализация как фактор социальных перемен в современном мире : Сб. обзоров и реф. / Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. проблем. Отд. глобальных проблем; отв. ред. Веселовский С. Я. М., 2012. С. 128–180.

3. Ильин И.В. Основы глобалистики : учеб. пособие. М. : Издательство Московского университета, 2021. 303 c.

4. Ковба Д. М., Грибовод Е. Г. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. № 21 (10). С. 9–31.

5. Колтакова А.А. «Утечка мозгов» как социальная проблема // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2021. № 13. С. 103–106.

6. Мартыненко О.О., Жукова Н.В. Управление академической мобильностью в вузах // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 1. C. 65–75.

7. Оганян А.А. Проблема «утечки мозгов» в мировой экономике // Известия Института систем управления СГЭУ. 2019. № 2 (20). С. 134–137.

8. Рубинская Э. Д. Высококвалифицированные специалисты как ключевой фактор конкурентоспособности стран: мировой опыт привлечения // Государственное и муниципальное управление. Уч. Зап. 2020. № 1. C. 146–153.

9. Рустамова Л.Р. Мягкая сила и публичная дипломатия: учеб. пособие. Москва : КНОРУС, 2021. 252 c. (магистратура и аспирантура).

10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. М. : Политиздат, 1992. 543 с.

11. Степусь А. Ф. Теоретические основы понятия «конкурентоспособность работников» // Вестник Удмуртского университета. 2007. № 2. С. 239–254.

12. Торкунов А. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России //Российский совет по международным делам (РСМД). 2013. 27 февраля.

13. Троянская М.А. Миграция населения: понятие, виды и значение территорий // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. № 2 (35). C. 356–360.

14. Atkinson C. Does Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. N 6 (1). P. 1–22.

15. Bellamy C. and Weinberg A. Educational and Cultural Exchanges to Restore America’s Image // The Washington Quarterly. 2008. N 31 (3). P. 55–68.

16. Crowley-Vigneau A., Baykov A. A., Kalyuzhnova E. “That’ll Teach Them”: Investigating the Soft Power Conversion Model through the Case of Russian Higher Education // Высшее образование в России. 2022. № 31 (1). С. 120–140. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-120-140.

17. Deudney D., Ikenberry J. The nature and sources of liberal international order. Review of International Studies. 1999. N 25. P. 179–196.

18. Gibson J., McKenzie D. The economic consequences of brain drain of the best and brightest: Microeconomic evidence from five countries // World Bank Policy Research Working Paper. 2010. 5394. P. 1–46.

19. Krasulja N., Blagojevic M., Radojevic I. Brain-drain: The positive and negative aspects of the phenomenon // Ekonomika. 2016. N 62 (3). P. 131–142.

20. Li J. Conceptualizing Soft Power of Higher Education: Globalization and Universities in China and the World. Singapore: Springer, 2018. 251 p.

21. Lomer S. Soft power as a policy rational for international education in the UK: a critical analysis // Higher Education. 2017. N 74 (4). P. 581–598.

22. Mulvey B. International Higher Education and Public Diplomacy: A Case Study of Ugandan Graduates from Chinese Universities. Higher Education Policy. 2020. N 33. P. 459–477.

23. Nye J.S. Bound to lead: The Changing Nature of American Power // Basic Books, A Member of Perseus Books, L. L. C. 1990. 307 p.

24. Nye J. S. Soft Power and Higher Education // Forum for the Future of Higher Education (Archives). International, Policy and Law. 2005.

25. Nye J.S. Soft Power the Means to Success in World Politics. New York : Public Affair, 2004. 216 p.

26. Nye J.S. The Future of Power. New York : Public Affair, 2011. 300 p.

27. Raimzhanova A. Hard, Soft, and Smart Power — Education as a Power Resource. Peter Lang, 2018. 179 p.

28. Waters J., Brooks R. Student Migrants and Contemporary Educational Mobilities. Palgrave Macmillan, 2021. 264 p.


Рецензия

Для цитирования:


Савельчев Л.А. Взаимообогащение или «утечка мозгов»? Анализ международной студенческой мобильности на примере России и Германии. Управленческое консультирование. 2023;(7):121-141. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-7-121-141

For citation:


Savelchev L.A. Mutual Enrichment or Brain Drain? The Analysis of International Student Mobility in the Cases of Russia and Germany. Administrative Consulting. 2023;(7):121-141. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-7-121-141

Просмотров: 481


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)