Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Наставничество как социальный институт и его виды в современных реалиях

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-179-187

Аннотация

   Цель статьи заключается в рассмотрении и определении особенностей видов наставничества в современных реалиях.

   Обоснована актуальность рассмотрения данной темы для успешной реализации деятельности личности в различных сферах, а также в рамках возрождения института наставничества. Проанализирована сущность наставничества как социального института в настоящее время. Описаны факторы, которые способствовали изменению организационной и содержательной стороны наставничества. Представлены и дифференцированы виды наставничества: тьюторство, менторинг, коучинг, фасилитация, обратное наставничество, а также формы наставничества: индивидуальное и групповое. Описаны сферы применения каждого вида наставничества. На основе анализа публикаций рассмотрен вопрос о функциях наставничества в различных сферах: поддерживающая, диагностическая, развивающая, коммуникативная и медиативная. Методы исследования включают в себя анализ, синтез, обобщение и классификацию теоретических работ. В процессе написания данной статьи мы анализировали отечественные и зарубежные источники, что позволило обобщить опыт в данном направлении и выявить характерологические признаки наставничества как социального института в современных реалиях. Результаты представляют описание специфических характеристик каждого вида наставничества в контексте современного времени, описание функций наставничества.

Об авторе

И. А. Зорина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС)
Россия

Ирина Александровна Зорина, аспирант

кафедра социальных технологий

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Барсуков В. И. Медиаобразование: новые книги, статьи, авторефераты диссертаций // Медиаобразование. 2015. № 1. С. 113–122.

2. Беспятова В. В. Коучинг в предпринимательстве. Социологический аспект // Сборник научных статей по итогам конференций по проблемам предпринимательства и банковского права: сб. материалов всероссийских научно-практических конференций, Москва, 18–19 марта 2016 года / под общ. ред. А. В. Шарковой. М. : ООО «Издательство «Спутник+», 2016. С. 6–8.

3. Варгасова Н. Ю. Наставничество в социальных сетях как вид педагогических технологий // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2021. № 2 (41). С. 192–195.

4. Загоруля Т. Б. Концепция педагогической фасилитации: понятие и сущность // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург : УрФУ, 2018, С. 900–906.

5. Йоханнес Д., Верена Ц., Сюзанна Б. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой) // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1. С. 56–69.

6. Киящук Т. В. Наставничество как необходимое условие комплексного сопровождения личности в образовательной среде современного вуза // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы XIV Международной научно-практической конференции, Москва, 15–16 апреля 2021 года / Российский университет дружбы народов. М. : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. С. 89–96.

7. Коротаева Е. В. Возможности тьюторинга в процессе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-tyutoringa-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov (дата обращения: 20. 02. 2023).

8. Данилова М. А., Фролова Е. В. Коучинг: истоки, подходы, перспективы. СПб. : Речь, 2003. 110 с.

9. Миралиев К. Систематизация концептуальных подходов к определению понятия «наставничество» // Mündəricat-content. 2022. № 10. С. 98–121.

10. Назарова Е. С. Наставничество как междисциплинарный предмет исследования // Современная прикладная психология: теория и практика. 2017. № 1. С. 88–93.

11. Радостина Н. Б. Особенности педагогического наставничества в сравнении с наставничеством в других профессиональных сферах // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области : Научно-практическая конференция с международным участием. Оренбург, 29 сентября 2017 года. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2017. С. 591–595.

12. Свинин А. Социальные сети: возможности для поиска и подбора персонала // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. 2012. № 6. С. 186–189.

13. Сташкевич И. Р., Афанасьева С. А. Современные формы наставничества // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 1 (29). С. 147–171.

14. Тарханова И. Ю. Социализация молодежи средствами интернет-коммуникаций // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 4. С. 169–171.

15. Туркулец Н. К. Формирование трудовой мотивации и корпоративного поведения сотрудников организации по социально-управленческой технологии коучинга : дис. ... канд. социол. наук: 22. 00. 08. М., 2006. 151 с.

16. Фаляхов И. И. Диверсификация моделей наставничества: ментор, тьютор, коуч, фасилитатор и идентификация их готовности к осуществлению наставнической деятельности // Казанский педагогический журнал. 2016. № 2–1 (115). С. 45–49.

17. Dawson P. Beyond a definition: Toward a framework for designing and specifying mentoring models // Educational Researcher. 2014. Vol. 43. N 3. P. 120–124.

18. Hoffman J. V., Wetzel M. M., Maloch B., Greeter E., Taylor L., DeJulio S., Khan Vlach S. What can we learn from studying the coaching interactions between cooperating teachers and preservice teachers? A literature review //Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 52, P. 99–112.

19. Hudson P. Mentoring as professional development: ‘Growth for both’ mentor and mentee // Professional Development in Education. 2013 [Electronic source]. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/19415257.2012.749415 (дата обращения: 20.02.2023).

20. James J. M., Rayner A., Bruno J. Are You My Mentor? New Perspectives and Research on Informal Mentorship // The Journal of Academic Librarianship. 2015. Vol. 41 (5). P. 532–539.

21. Kasprzhak A. G., Kalashnikov S. P. Development of models of academic bachelor’s and research master’s degrees in the framework of the program of modernization of teacher education: first results // Psychological Science and Education. 2015. Vol. 20. N 5. P. 29–44.

22. Petrovska S., Sivevska D., Popeska B., Runcheva J. Mentoring in teaching profession // IJCRSEE. 2018. N 2 2013 [Electronic source]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mentoring-in-teaching-profession (дата обращения: 13. 03. 2023).

23. Santamaria J. O. Mentoring develops high-potential employees //Asia Africa Intelligence Wire. 2003. Vol. 4. N 1. P. 29–32.

24. Vitvar O. I. Modern content and methods of development of pedagogical mentoring in the general education system of the Russian Federation // Pedagogy. Questions of theory and practice. 2019. N 2. P. 43–51.


Рецензия

Для цитирования:


Зорина И.А. Наставничество как социальный институт и его виды в современных реалиях. Управленческое консультирование. 2023;(10):179-187. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-179-187

For citation:


Zorina I.A. Mentoring as a Social Institution and Its Types in Modern Realities. Administrative Consulting. 2023;(10):179-187. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-179-187

Просмотров: 324


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)