Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Развитие туриндустрии в регионе: цифровые инструменты принятия решений на основе геоаналитических данных

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-12-64-84

Аннотация

Актуальность и  цели исследования. Исследование потребителей, разработка профилей клиентов целевых сегментов   — важное направление деятельности любой организации, в   том числе туристского бизнеса и  туристских администраций. Знание целевой аудитории позволяет формировать ценностное клиентоориентированное предложение туристских продуктов, осуществлять планирование туристских потоков и   развитие территорий. Цель данного исследования  — продемонстрировать, как аналитическая работа с  цифровыми данными о  поведении туристов и  построение на основе полученных данных цифровых профилей туристов может быть использована для наиболее эффективного управления туристской индустрией в   Российской Федерации, а  также создания клиентоориентирванных региональных туристских продуктов.

Материалы и  методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы, методы анализа вторичных и  первичных данных. В   работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа и  синтеза, сравнения и  обобщения информации, метод индукции и  дедукции, вторичные и   первичные маркетинговые исследования, цифровые аналитические данные. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики, Пензастата, Министерства культуры и  туризма Пензенской области, документы, определяющие стратегическое развитие туристской индустрии в  Российской Федерации, результаты научных и   маркетинговых исследований туристского рынка, данные аналитической цифровой платформы «ГеоЭффект» ПО «МТС», собственные исследования авторов.

Результаты. На основе данных цифровой платформы «ГеоЭффект» был проведен анализ структуры туристских потоков в   Пензенской области, описаны цифровые профили туристов, выявлены наиболее популярные районы посещения, на основе чего разработаны рекомендации для дорожной карты развития туризма в  Пензенской области.

Выводы. Цифровая аналитика данных и  построение цифровых профилей туристов позволяют туристскому бизнесу учитывать в  своей деятельности поведение потребителей, а   туристским администрациям   — сосредоточить ресурсы региона на привлекательных с   точки зрения потребителей объектах и   локациях, формировании для них ценностного предложения.

 

Авторы выражают благодарность  ПАО “Мобильные ТелеСистемы” за предоставление доступа к данным геоаналитической системы ГеоЭффект.

Об авторах

Л. А. Гамидуллаева
Пензенский государственный университет
Россия

Гамидуллаева Лейла Айваровна , заведующий кафедрой маркетинга, коммерции и   сферы обслуживания,  доктор экономических наук, доцент

Пенза



С. В. Зинченко
Пензенский государственный университет
Россия

Зинченко Светлана Владимировна , доцент кафедры маркетинга, коммерции и   сферы обслуживания, кандидат экономических наук, доцент

Пенза



Список литературы

1. Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова; под ред. Е. И. Богданова. М. : ИНФРА-М, 2023. 214 с.

2. Абдунурова А. А., Разакова Д. И., Давлетова М. Г. Глобальный портрет современного туриста: тревел-тренды в маркетинге // Вестник университета «Туран». 2022. № 1. С. 166–173. DOI: 10.46914/1562-2959-2022-1-1-166-173.

3. Аймалетдинов Т. А., Гриценко В. И., Долгова О. А. Рынок туристических услуг: потребительское поведение и планы россиян. М., 2019. 50 c.

4. Барышев А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2014. 160 с.

5. Богомазова И. В., Аноприева Е. В., Климова Т. Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 34–47. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10303.

6. Бутко И. И. Маркетинг в туризме / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. М. : Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. 416 с.

7. Гизун Э. И. Изменение потребительского поведения в сфере туризма в условиях внешних рисков // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. Симферополь, 2022. С. 206–209.

8. Деньга В. И., Карлова А. И. Внутренний туризм России: основные виды и особенности // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2022. Т. 8, № 1. С. 108–114.

9. Джанджугазова Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для среднего профессионального образования. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023.

10. Донскова Л. И., Маковецкий М. Ю., Баранников А. Л. Исследование потребителей на рынке внутреннего туризма в период пандемии: предпочтения и тенденции // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т. 17. № 1. С. 33–46. DOI: 10.5281/zenodo.7793279.

11. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие. М.: ООО «Новое знание», 2014. 97 с.

12. Желнина З. Ю. Потенциал цифровой аналитики в исследовании феномена микротуризма // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 47–53. DOI: 10.24158/pep.2021.5.8.

13. Коль О. Д. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для вузов / О. Д. Коль. М. : Юрайт, 2023. 342 с.

14. Коновалова Е. Е., Макушева О. Н. Портрет потребителя гостиничного продукта: взгляд через призму времен // Сервис plus. 2022. Т. 16. № 2. С. 129–141. DOI: 10.5281/zenodo.6964566.

15. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. М. : Юнити, 2018. 240 c.

16. Кошурникова Ю. Е. Разработка портрета современного туриста как основа клиентоориентированности туристского продукта // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22851 (дата обращения: 19.05.2023).

17. Кружалин В. М., Яковлев А. Р. Влияние пандемии COVID-19 на поведение и предпочтения туристов // Современные исследования: теория и практика. Петрозаводск, 2022. С. 89–97.

18. Максимовская О. А. Модели поведения российских потребителей туристских услуг: новые ожидания и запросы в условиях COVID-пандемии и в постковидный период // Технико-технологические проблемы сервиса. 2021. № 2 (56) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-povedeniya-rossiyskih-potrebiteley-turistskih-uslug-novye-ozhidaniya-i-zaprosy-v-usloviyah-covid-pandemii-i-v-postkovidnyy (дата обращения: 19.05.2023).

19. Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Баль Н. В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 254–262.

20. Суханова О. А., Михайлова В. В., Варызгина А. А., Солдаткин А. Е. Внутренний рынок туризма: что определяет потребительские стратегии? (на примере Нижегородской области) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 44–50. DOI: 10.24158/tipor.2023.3.6.

21. Траектории конкурентоспособности науки, социальной сферы и экономики: [колл. моногр.] / [колл. авт.]; под общ. ред. Е. Г. Жулиной. Энгельс : ИНИРПК, 2022. С. 56–72.

22. Щепетова И. В., Скоробогатых И. И. Анализ клиентского опыта и экстра-сервис как конкурентное преимущество компании в секторе HoReCa // Практический маркетинг. 2021. № 11. C. 32–41. D01:10.24412/2071-3762-2021-11297-32-41.

23. Karpova G. A., Kuchumov A. V., Voloshinova M. V., Testina Y. S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. Text: direct. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE ‘19). 2019. P. 337–342.


Рецензия

Для цитирования:


Гамидуллаева Л.А., Зинченко С.В. Развитие туриндустрии в регионе: цифровые инструменты принятия решений на основе геоаналитических данных. Управленческое консультирование. 2023;(12):64-84. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-12-64-84

For citation:


Gamidullaeva L.A., Zinchenko S.V. Development of the Tourism Industry in a Region: Digital Decision-Making Tools Based on Geoanalytical Data. Administrative Consulting. 2023;(12):64-84. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-12-64-84

Просмотров: 290


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)