Развитие туриндустрии в регионе: цифровые инструменты принятия решений на основе геоаналитических данных
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-12-64-84
Аннотация
Актуальность и цели исследования. Исследование потребителей, разработка профилей клиентов целевых сегментов — важное направление деятельности любой организации, в том числе туристского бизнеса и туристских администраций. Знание целевой аудитории позволяет формировать ценностное клиентоориентированное предложение туристских продуктов, осуществлять планирование туристских потоков и развитие территорий. Цель данного исследования — продемонстрировать, как аналитическая работа с цифровыми данными о поведении туристов и построение на основе полученных данных цифровых профилей туристов может быть использована для наиболее эффективного управления туристской индустрией в Российской Федерации, а также создания клиентоориентирванных региональных туристских продуктов.
Материалы и методы. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы, методы анализа вторичных и первичных данных. В работе были использованы следующие методы исследования: метод анализа и синтеза, сравнения и обобщения информации, метод индукции и дедукции, вторичные и первичные маркетинговые исследования, цифровые аналитические данные. Информационной базой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики, Пензастата, Министерства культуры и туризма Пензенской области, документы, определяющие стратегическое развитие туристской индустрии в Российской Федерации, результаты научных и маркетинговых исследований туристского рынка, данные аналитической цифровой платформы «ГеоЭффект» ПО «МТС», собственные исследования авторов.
Результаты. На основе данных цифровой платформы «ГеоЭффект» был проведен анализ структуры туристских потоков в Пензенской области, описаны цифровые профили туристов, выявлены наиболее популярные районы посещения, на основе чего разработаны рекомендации для дорожной карты развития туризма в Пензенской области.
Выводы. Цифровая аналитика данных и построение цифровых профилей туристов позволяют туристскому бизнесу учитывать в своей деятельности поведение потребителей, а туристским администрациям — сосредоточить ресурсы региона на привлекательных с точки зрения потребителей объектах и локациях, формировании для них ценностного предложения.
Авторы выражают благодарность ПАО “Мобильные ТелеСистемы” за предоставление доступа к данным геоаналитической системы ГеоЭффект.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. ГамидуллаеваРоссия
Гамидуллаева Лейла Айваровна , заведующий кафедрой маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, доктор экономических наук, доцент
Пенза
С. В. Зинченко
Россия
Зинченко Светлана Владимировна , доцент кафедры маркетинга, коммерции и сферы обслуживания, кандидат экономических наук, доцент
Пенза
Список литературы
1. Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова; под ред. Е. И. Богданова. М. : ИНФРА-М, 2023. 214 с.
2. Абдунурова А. А., Разакова Д. И., Давлетова М. Г. Глобальный портрет современного туриста: тревел-тренды в маркетинге // Вестник университета «Туран». 2022. № 1. С. 166–173. DOI: 10.46914/1562-2959-2022-1-1-166-173.
3. Аймалетдинов Т. А., Гриценко В. И., Долгова О. А. Рынок туристических услуг: потребительское поведение и планы россиян. М., 2019. 50 c.
4. Барышев А. Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2014. 160 с.
5. Богомазова И. В., Аноприева Е. В., Климова Т. Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 34–47. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10303.
6. Бутко И. И. Маркетинг в туризме / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников. М. : Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. 416 с.
7. Гизун Э. И. Изменение потребительского поведения в сфере туризма в условиях внешних рисков // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации. Симферополь, 2022. С. 206–209.
8. Деньга В. И., Карлова А. И. Внутренний туризм России: основные виды и особенности // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2022. Т. 8, № 1. С. 108–114.
9. Джанджугазова Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для среднего профессионального образования. 3-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023.
10. Донскова Л. И., Маковецкий М. Ю., Баранников А. Л. Исследование потребителей на рынке внутреннего туризма в период пандемии: предпочтения и тенденции // Сервис в России и за рубежом. 2023. Т. 17. № 1. С. 33–46. DOI: 10.5281/zenodo.7793279.
11. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие. М.: ООО «Новое знание», 2014. 97 с.
12. Желнина З. Ю. Потенциал цифровой аналитики в исследовании феномена микротуризма // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5. С. 47–53. DOI: 10.24158/pep.2021.5.8.
13. Коль О. Д. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум для вузов / О. Д. Коль. М. : Юрайт, 2023. 342 с.
14. Коновалова Е. Е., Макушева О. Н. Портрет потребителя гостиничного продукта: взгляд через призму времен // Сервис plus. 2022. Т. 16. № 2. С. 129–141. DOI: 10.5281/zenodo.6964566.
15. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. М. : Юнити, 2018. 240 c.
16. Кошурникова Ю. Е. Разработка портрета современного туриста как основа клиентоориентированности туристского продукта // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2–2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22851 (дата обращения: 19.05.2023).
17. Кружалин В. М., Яковлев А. Р. Влияние пандемии COVID-19 на поведение и предпочтения туристов // Современные исследования: теория и практика. Петрозаводск, 2022. С. 89–97.
18. Максимовская О. А. Модели поведения российских потребителей туристских услуг: новые ожидания и запросы в условиях COVID-пандемии и в постковидный период // Технико-технологические проблемы сервиса. 2021. № 2 (56) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-povedeniya-rossiyskih-potrebiteley-turistskih-uslug-novye-ozhidaniya-i-zaprosy-v-usloviyah-covid-pandemii-i-v-postkovidnyy (дата обращения: 19.05.2023).
19. Сердюкова Н. К., Сердюков Д. А., Баль Н. В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40 (2). С. 254–262.
20. Суханова О. А., Михайлова В. В., Варызгина А. А., Солдаткин А. Е. Внутренний рынок туризма: что определяет потребительские стратегии? (на примере Нижегородской области) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 44–50. DOI: 10.24158/tipor.2023.3.6.
21. Траектории конкурентоспособности науки, социальной сферы и экономики: [колл. моногр.] / [колл. авт.]; под общ. ред. Е. Г. Жулиной. Энгельс : ИНИРПК, 2022. С. 56–72.
22. Щепетова И. В., Скоробогатых И. И. Анализ клиентского опыта и экстра-сервис как конкурентное преимущество компании в секторе HoReCa // Практический маркетинг. 2021. № 11. C. 32–41. D01:10.24412/2071-3762-2021-11297-32-41.
23. Karpova G. A., Kuchumov A. V., Voloshinova M. V., Testina Y. S. (2019) Digitalization of a Tourist Destination. Text: direct. Proceedings of the 2019 International SPBPU Scientific Conference on Innovations in Digital Economy (SPBPU IDE ‘19). 2019. P. 337–342.
Рецензия
Для цитирования:
Гамидуллаева Л.А., Зинченко С.В. Развитие туриндустрии в регионе: цифровые инструменты принятия решений на основе геоаналитических данных. Управленческое консультирование. 2023;(12):64-84. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-12-64-84
For citation:
Gamidullaeva L.A., Zinchenko S.V. Development of the Tourism Industry in a Region: Digital Decision-Making Tools Based on Geoanalytical Data. Administrative Consulting. 2023;(12):64-84. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-12-64-84

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.