Перспективы формирования образовательной экосистемы
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-148-159
EDN: FFAWOD
Аннотация
В период реформирования высшего образования обостряется потребность в определении новых подходов и развитии обсуждаемых моделей взаимодействия вуза с обучаемыми, работодателями и органами власти, что делает актуальным исследование перспектив вузовских структур с позиций экосистемного подхода. Целью настоящего исследования выступает определение основных характеристик экосистемы как социально-экономического явления, проекция которых на систему высшего образования дает представление о стратегически значимых направлениях его развития. В числе методов исследования использован контент-анализ научных публикаций, методы парных сравнений и агрегирования ключевых слов для построения вербальных моделей, а также методы логического анализа и синтеза информации в рамках предметной области исследования. В работе определены основные параметры образовательных экосистем в части перспектив развития высшего образования в современных российских условиях. В итоге дано интегральное определение такого понятия как «экосистема», а применительно к системе высшего образования показана возможность построения сетевой структуры вузовской системы с использованием инновационных платформ, направленных на реализацию синергических эффектов для всех участников формируемой образовательной экосистемы.
Об авторах
Ю. Н. ЛапыгинРоссия
Лапыгин Юрий Николаевич, профессор кафедры менеджмента, доктор экономических наук, профессор
Владимир
Г. Е. Глебов
Россия
Глебов Глеб Евгеньевич, преподаватель кафедры менеджмента, аспирант
Владимир
Список литературы
1. Анохина М. Е., Бородулин В. А. Экосистема в сфере образования: предпосылки и тренды // Современные технологии управления. 2023. № 1 (101). Номер статьи: 10101. Дата публикации: 25.01.2023. URL: https://sovman.ru/article/10101/.
2. Асриев А. Ю. Идея образовательной экосистемы в модернизации кадетского образования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 104–109. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-104-109.
3. Афонасова М. А. Конвергенция образования как фактор развития экосистемы университета // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики. Материалы международной научно-методической конференции. 2020. С. 263– 264. EDN: NXAFYJ.
4. Бачевский С. В., Бучатский А. Н., Воробьев О. В., Гоголь А. А., Кирик Д. И., Фуксин Н. С. Экосистема целевой подготовки в парадигме уровней высшего образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 9–12. EDN: EMTEDZ.
5. Ваныкина Г. В., Сундукова Т. О. Модель экосистемы высшего образования. В сборнике: Современные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции. Редколлегия: И. В. Пантюк (отв. редактор) [и др.]. 2020. С. 19–25. EDN: QBEEQA.
6. Ветчинова М. Н. Образовательная экосистема как новая парадигма образования XXI в. // Историко-педагогический журнал. 2022. № 4. С. 89–97. ID: 50025886
7. Грузина Ю. М., Мельничук М. В., Белогаш М. А. От парадигмы лидерства — к экосистеме лидерства в высшем образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 6. С. 18-23. DOI: 10.37882/2223–2974.2020.06.07.
8. Дерина Н. В., Савва Л. И., Рабина Е. И. Университетская экосистема как экологический вектор высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 5. ID: 43919905.
9. Ермаков А. С., Ермаков Д. С. Образовательные экосистемы и инновации в образовании для устойчивого развития // Непрерывное образование в контексте будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 38–41. EDN: OXSSKQ.
10. Игропуло И. Ф., Шаповалов В. К., Арутюнян М. М. Моделирование экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования в университете // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. № 3. С. 19–27. ID: 44045621.
11. Кичерова М. Н., Трифонова И. С. Принципы экосистемного подхода: возможности для моделирования образовательной экосистемы // Science for Education Today. 2023. Т. 13. № 3. С. 45–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2303.03.
12. Лапыгин Ю. Н. Теория организаций и организационное поведение. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2022. 360 с.
13. Плаксина Н. В., Овчинникова М. В. Образовательная экосистема как стратегическое направление трансформации образования в мире // Уч. зап. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 3 (67). С. 229–236. ID: 54688196.
14. Прокофьева Е. Н. Система образования или образовательная экосистема. В сборнике: Актуальные аспекты развития науки и общества в эпоху цифровой трансформации. сборник материалов III Международной научно-практической конференции. М., 2022. С. 13–18. EDN: LPPCJV.
15. Прокофьева Е. Н. Устойчивое развитие экосистемы высшего образования. В сборнике: Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании. Материалы 16-й Международной научно-практической конференции. Под общей ред. Р. С. Сафина, И. Э. Вильданова. Казань, 2022. С. 514–517. EDN: WOLHXI.
16. Прудникова Н. П. Экосистема университета: расширение возможностей и потенциала интеграции образования и бизнеса // Современные тенденции развития непрерывного образования: вызовы цифровой экономики. Материалы международной научно-методической конференции. 2020. С. 263–264. EDN: LRDJIS.
17. Тельнова С. В. Развитие образовательной экосистемы вуза как способ модернизации высшего образования в современных условиях // Перспективы науки. 2022. № 6 (153). С. 124–126. EDN: QXQMOO.
18. Хангельдиева И. Г. Образовательные экосистемы — тренд развития современного российского образования в ближайшем будущем // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2022. № 1. С. 68–88. ID: 48631185.
19. Хмелева Г. А. Формирование открытой инновационной экосистемы образования современного университета // Сб. избр. статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб., 2021. С. 221–224. DOI 10.37539/JULY192.2021.68.12.012.
20. Шамахов В. А. Изменчивость и постоянство системы управления. Взгляд историка // Управленческое консультирование. 2023. № 1. С. 8. DOI 10.22394/1726-1139-2023-1-8-8.
21. Шувалова Ю. А., Кренева С. Г. Образовательная экосистема: практика будущего образования // Актуальные проблемы экономики современной России. Сб. материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / под ред. М. В. Казаковцевой. Йош кар-Ола, 2021. С. 12–15. EDN: PIUBAE.
22. Adner R. Ecosystem as structure: An actionable construct for strategy // Journal of Management. 2017. Vol. 43 (1). P. 39–58. DOI: http://doi.org/10.1177/0149206316678451.
23. Niemi H. Building partnerships in an educational ecosystem // Center for Educational Policy Studies Journal. 2016. Vol. 6 (3). P. 5–15. DOI: https://doi.org/10.26529/cepsj.62.
24. Bischoff K., Volkmann Ch., Audretsch D. Stakeholder collaboration in entrepreneurship education: An analysis of the entrepreneurial ecosystems of European higher educational institutions // The Journal of Technology Transfer. 2018. Vol. 43 (3) P. 20–46. DOI: http://doi.org/10.1007/s10961-017-9581-0.
25. Cai Y., Ma J., Chen Q. Higher education in innovation ecosystems // Sustainability. 2020. Vol. 12 (11). P. 4376. DOI: http://doi.org/10.3390/su12114376.
Рецензия
Для цитирования:
Лапыгин Ю.Н., Глебов Г.Е. Перспективы формирования образовательной экосистемы. Управленческое консультирование. 2024;(2):148-159. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-148-159. EDN: FFAWOD
For citation:
lapygin Yu.N., Glebov G.E. Prospects for the Formation of an Educational Ecosystem. Administrative Consulting. 2024;(2):148-159. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-2-148-159. EDN: FFAWOD

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.