Стратегические возможности российско-китайского сотрудничества в сфере туризма в условиях реализации крупных трансграничных проектов
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-5-168-183
EDN: SLLNCU
Аннотация
Цель исследования — выявить стратегические возможности российско-китайского сотрудничества в сфере туризма в современных геополитических реалиях, повлекших за собой уход ряда крупных иностранных инвесторов с отечественного туристского рынка и одновременно образование стратегических ниш для китайских прямых иностранных инвестиций в экономику, в частности, в туристскую отрасль России. Формирование государством благоприятного инвестиционного климата является необходимым условием стимулирования деловой активности в восточных районах РФ. С другой стороны, в стратегиях и программах развития приграничных регионов Дальневосточного федерального округа определена задача поиска оптимума экономического присутствия Китая в ключевых отраслях экономики нашей страны. В качестве теоретико-методологической основы исследования используется теория стратегии и методология стратегирования академика В. Л. Квинта, согласно которой первичным при разработке новой или корректировке существующей стратегии исследуемого объекта является анализ трендов, далее внешней и внутренней среды, выявление возможностей и определение стратегических приоритетных направлений развития объекта стратегирования.
В результате исследования, предпринятого в статье, определены особенности развития российско-китайского сотрудничества в сфере туризма, сформирован портрет целевого китайского туриста, проведена стратегическая оценка уровня инфраструктурного обеспечения развития туризма в приграничных регионах России и районах Китая, проведен стратегический анализ нормативно-правового обеспечения развития российско-китайского туризма, обозначены стратегические приоритеты инфраструктурного обеспечения развития трансграничного туризма, сформулированы в общем виде предложения по стратегическому развитию трансграничного российско-китайского туризма. Представленные стратегические приоритеты и предложения по развитию туризма позволят в полной мере реализовать туристский потенциал двух крупных приграничных государств.
Об авторах
А. АбудемалекеРоссия
Абудемалеке Айишауле, аспирант кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики
Москва
И. З. Чхотуа
Россия
Чхотуа Илона Зурабовна, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики, кандидат экономических наук, МВА
Москва
Список литературы
1. Алимурадов М. К., Власюк Л. И. Стратегирование — новая область профессиональных знаний // Управленческое консультирование. 2017. Т. 107. № 11. С. 154–159. DOI: 10.22394/1726-1139-2017-11-154-159
2. Александрова А. Ю. Международный туризм : учебник. М. : КноРус. 2016. 459 с. EDN QTFXLZ
3. Боголюбова С. А., Боголюбов В. С. Современные факторы и проблемы привлекательности России как туристской дестинации для китайских туристов // Азимут научных исследований: экономика и управление. Т. 7. № 4(25). 2018. С. 48–252. EDN YSZHAT
4. Вэнь Ли. Китайско-российское сотрудничество в области туризма // Россия в АТР. 2011. № 3. С. 151–158. EDN OODJWH
5. Джанджугазова Е. А. Красный маршрут как форма российско-китайского сотрудничества // Туризм и региональное развитие : сб. науч. статей. Вып. 10. 2017. С. 27–32. EDN ZMUSVX
6. Дай Сымэн. Оценка актуальных инфраструктурных проектов в поддержку приграничного сотрудничества России и Китая в сфере туризма // Sciences of Europe. № 39. 2019. С. 27–32. EDN CAPNDU
7. Иванов С. А. Перспективы сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Приморским краем // Общество и государство в Китае. 2018. № 1. С. 58–62. EDN XVFOXZ
8. Карнеев А. Н., Борох О. Н., Виноградов А. В., Давыдов О. В. [и др.] Реакция политических систем стран Тихоокеанской Азии на происходящие изменения и новые вызовы // Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 7. С. 98–108. DOI: 10.20542/0131-2227-2017-61-8-96-108
9. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. № 7 (79). С. 6–11. EDN UBHJLL
10. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке. М. : Бюджет. 2012. 626 с. EDN QVGRVN
11. Маслов А. А. Китай 2020. Пандемия, общество и глобальные альтернативы. М. : Рипол Классик. 2020. 388 с. EDN BYGOLA
12. Мадиярова Д. М., У Шуай. Сотрудничество России и Китая в сфере реализации проекта «Один пояс — один путь» // Вестник науки. 2022. № 6 (51). С. 46–60. EDN: BCLSUK
13. Мулинцева Д. В., Третьякова О. С. Исследование современных российско-китайских отношений в сфере туризма и перспектив их развития // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2019. № 10. С. 41–45. EDN QPSLLJ
14. Новикова И. В., Ван Юйшань. Стратегическое планирование экономического развития Китая // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 293–303. DOI: 10.21603/2782-2435-2022-2-3-293-303
15. Российско-китайский диалог: модель 2020. Доклад № 58/2020 [С. Г. Лузянин (рук.) [и др.]; Х. Чжао (рук.) [и др.]]; Российский совет по международным делам (РСМД). М. : НП РСМД, 2020. 254 с. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/papers/Russia-China-2020-Report58.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
16. Рябова Е. А. Экономика и организация туризма: международный туризм : учебник. М. : КноРус. 2016. 566 с. EDN TMZYOZ
17. Сазыкин А. М., Широкова А. В. Развитие международного туризма в Приморском крае: китайское направление // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 1. С. 108–119. DOI:10.24866/1998-6785/2022-1/108-119
18. Цзоу Сютин. Российско-китайские зоны приграничного сотрудничества: перспективы взаимодействия РФ и КНР // Россия и АТР. 2020. № 3 (109). С. 134–150. EDN: PSSSNW
19. Цзян Цзюньцзин. Китайский туризм в России: современное состояние и тенденции // Век информации (сетевое издание). 2019. Т. 3. № 3(8). 2019. DOI: 10.33941/ageinfo.com33(8)13
20. Чубаров И., Калашников Д. «Один пояс — один путь»: глобализация по-китайски // Мировая экономика и развитие отношений. 2018. Т. 2. С. 62. № 1. С. 25–33. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-1-25-33
21. Чхотуа И. З., Садовничая А. В. Трансграничность как стратегический фактор развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России // Экономическое возрождение России. № 2 (76). С. 119–134. DOI: 10.37930/1990-9780-2023-2(76)-119-134
22. Чхотуа И. З. Стратегическое развитие туризма на Дальнем Востоке России // Стратегирование: теория и практика. Т. 2. № 3 (5). С. 390–404. DOI: 10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
23. Чхотуа И. З. Стратегические направления развития туристской отрасли в цифровой экономике // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 81–96. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-4-81-96
24. Язовских Е. В., Чжэн Циньфан. Китайско-российское сотрудничество в области туризма на современном этапе // MODERN ECONOMY SUCCESS. 2020. № 1. С. 238–242. EDN DNMRJK
25. Квинт В. Л. 战略规划概观 Shanghai University Press. Шанхай, Китай. 2021. 168 с. (На китайском яз.). EDN IJQHPZ
Рецензия
Для цитирования:
Абудемалеке А., Чхотуа И.З. Стратегические возможности российско-китайского сотрудничества в сфере туризма в условиях реализации крупных трансграничных проектов. Управленческое консультирование. 2024;(5):168-183. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-5-168-183. EDN: SLLNCU
For citation:
Abudemaleke A., Chkhotua I.Z. Strategic Opportunities for Russian-Chinese Cooperation in Tourism in the Context of the Implementation of Large Cross-Border Projects. Administrative Consulting. 2024;(5):168-183. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-5-168-183. EDN: SLLNCU

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.