Методические подходы к оценке качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, в условиях цифровой трансформации
EDN: MGBWSN
Аннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью модернизации таможенного администрирования в условиях цифровизации и повышением требований к качеству предоставляемых таможенных услуг. Кроме того, вопросы оценки и улучшения качества услуг электронных таможен изучены недостаточно. В статье применены методы анкетного опроса экспертного сообщества, статистической обработки результатов, а также интегральной оценки на основе системы показателей результативности и эффективности деятельности электронных таможен.
Цель исследования — разработать методический подход комплексной оценки качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, с учетом в недрения цифровых технологий. Научная новизна исследования заключается в адаптации метода экспертного анкетирования к специфике электронных таможен в условиях цифровой трансформации. В отличие от типовых исследований качества государственных услуг, фокус сделан на оценке перспектив внедрения конкретных цифровых инструментов, выявлении рисков и барьеров, а также их влиянии на скорость предоставления услуг, правомерность принимаемых решений и результативность работы таможенных органов.
Представлены результаты эмпирического исследования: выявлены приоритетные цифровые инструменты и потенциальные риски их внедрения, рассчитан интегральный индекс качества таможенных услуг до и после цифровизации. Показано, что внедрение перспективных цифровых решений обеспечивает существенное повышение скорости совершения таможенных операций, правомерности принимаемых решений в области таможенного дела и экономической эффективности. Разработанные методический подход и декомпозиция элементов методического подхода к повышению качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, в условиях цифровой трансформации могут быть использованы для мониторинга и управления качеством таможенных услуг в процессе цифровой трансформации таможенных органов. В отличие от существующих методических подходов, предложенный автором методический подход впервые интегрирует показатели результативности и эффективности деятельности электронных таможен в единый индекс, что обеспечивает более комплексную и объективную оценку качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями.
Об авторе
М. А. АргатовРоссия
Аргатов Михаил Алексеевич, преподаватель кафедры таможенного администрирования
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Аксенов И.А. Качество таможенных услуг как показатель клиентоориентированности таможенной службы России // Таможенное дело. 2024. № 4. C. 17–22. DOI 10.18572/2071-1220-2024-4-17-22.
2. Аргатов М. А., Десятниченко О.Ю. Диспетчеризация таможенных деклараций: новые возможности и проблемы для участников ВЭД и ФТС России // Управленческое консультирование. 2023. № 8. C. 74–85. DOI 10.22394/1726-1139-2023-8-74-85.
3. Асметкина Ю. И., Гирдо Е.А. Создание и применение инновационных и цифровых технологий в таможенном деле // Проблемы и перспективы внешнеэкономической деятельности в условиях инновационного развития, модернизации и цифровизации : материалы национальной конференции с международным участием, Брянск, 30 марта 2022 года. Брянск : Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2022. C. 17–21. EDN WKFTUR
4. Бакаева О. Ю., Устинова А.В. Основные направления применения цифровых методов и технологий в таможенной сфере: правовые вопросы // Вопросы экономики и права. 2019. № 128. C. 27–39. DOI 101141/0/20/7.
5. Барановский В. С., Килина И. П. Развитие системы цифровых таможен в Российской Федерации // Проблемы экономической безопасности и таможенного регулирования: поиск эффективных решений : сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, Челябинск, 23–25 марта 2021 года. Челябинск : Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2021. C. 17–27.
6. Боброва А.В. Единая консультационная служба ФТС России как основа клиенто-ориентированного администрирования таможенных органов // NB: Административное право и практика администрирования. 2024. № 4. C. 93–111. DOI 10.7256/2306-9945.2024.4.69724. EDN SZTHSY
7. Бойкова М.В. Методология сервисно ориентированного таможенного администрирования // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 2. C. 62–72. EDN ATJPCY
8. Бойкова М.В., Губарев Д. В. К вопросу о цифровой трансформации таможенного администрирования // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 2. C. 69–73.
9. Бондарев А.В. Оптимизация правовой регламентации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. C. 123–130. DOI 10.54048/20727240_2022_03_123. EDN OGMPNK
10. Бродникова А. Н. Совершенствование механизмов предоставления таможенных услуг в условиях цифровизации деятельности таможенных органов // Дневник науки. 2025. № 1. [Электронный ресурс] URL: https://dnevniknauki.ru/images/publications/2025/1/economy/ Brodnikova.pdf
11. Бутенко И. Н. Перспективные таможенные технологии, применяемые в центрах электронного декларирования // World Science: Problems and Innovations : сборник статей XLI Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 марта 2020 года. Пенза : «Наука и Просвещение», 2020. C. 45–47.
12. Бынкина А.В., Глаголева А.А. Управление качеством таможенных услуг: проблемы и перспективы развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-1. C. 46–48. DOI 10.24412/2411-0450-2022-10-1-46-48.
13. Валиев Ф. Н. Методика повышения качества таможенных услуг в условиях цифровой прослеживаемости бизнес-процессов сквозного таможенного контроля ввозимых товаров // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Т. 15. № 1. C. 451–468. DOI 10.18334/ epp.15.1.122471. EDN WBITDQ
14. Ворона А.А. Повышение качества предоставления таможенных услуг в центрах электронного декларирования // Петербургский экономический журнал. 2019. № 2. C. 154–164. EDN PCZYBP
15. Гомон И.В., Коломойцева К.В., Степкина А.В. Оценка управления качеством предоставления таможенных услуг // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 5-2. C. 115–120. DOI 10.24412/2500-1000-2021-5-2-115-120. EDN MKAAFT
16. Гудкова О.В., Ермакова Л.В. Цифровые технологии таможенных органов: новые возможности для добросовестного бизнеса // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 4. C. 7–14.
17. Гупанова Ю. Е., Чечулин Ю. О. Методический подход к комплексной оценке качества таможенных услуг // Вестник университета. 2019. № 7. C. 100–107. DOI 10.26425/1816- 4277-2019-7-100-107. EDN FNYHMY
18. Коптева Л.А., Борисова Е. М. Совершенствование и проблемы формирования института цифровой таможни в Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. № 5. C. 89–100. DOI 10.24412/2071-6435-2021-5-89-100. EDN IPQJSU
19. Лановенко И.В. Применение информационных технологий при взаимодействии таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-2. C. 112–115. DOI 10.24412/2411-0450-2022-5-2-112-115.
20. Максимов Ю.А., Ворона А.А. Использование цифровых технологий и обеспечение информационной безопасности при взаимодействии таможни и бизнеса как фактор повышения качества таможенных услуг // Ученые записки Международного банковского института. 2018. № 4. C. 96–106. EDN FCLGKD
21. Мешечкина Р. П., Ворона А.А. Цифровизация таможенных процессов как основа совершенствования деятельности федеральной таможенной службы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 1. C. 26–36. DOI 10.21295/2223-5639-2021-1-26-36. EDN FFRLQJ
22. Муратов Р.А., Александров Д. Л. Взаимодействие центров электронного декларирования и таможенных постов фактического контроля в условиях разделения документального и фактического таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. C. 81–90.
23. Обушева К.А. Цифровая трансформация государственного управления // Молодой ученый. 2022. № 20. C. 490–493. EDN WHJSLW
24. Павлов А. П., Кузнецова Ю.В. Цифровизация таможенной службы Российской Федерации как способ повышения эффективности ее деятельности // Global and Regional Research. 2019. Т. 1. № 1. C. 48–54.
25. Смотрицкая И. И., Черных C. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. № 5. C. 22–36. DOI 10.24411/2073-6487-2018-00002. EDN YLZKZN
26. Шаныгин C.И., Ризванова Э.Р. Нормирование показателей в многофакторных исследованиях экономических процессов // Экономика. Право. Инновации. 2020. № 3. C. 4–13. EDN AKEEYO
Рецензия
Для цитирования:
Аргатов М.А. Методические подходы к оценке качества таможенных услуг, предоставляемых электронными таможнями, в условиях цифровой трансформации. Управленческое консультирование. 2025;(4):91-106. EDN: MGBWSN
For citation:
Argatov M.A. Methodological Approaches to Assessing the Quality of Customs Services Provided by Electronic Customs Offices in the Context of Digital Transformation. Administrative Consulting. 2025;(4):91-106. (In Russ.) EDN: MGBWSN

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.