Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Метафизика прогресса в русской религиозной философии

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются воззрения русских философов на проблему прогресса. Отмечается, что отправным пунктом размышлений ряда отечественных мыслителей по данному вопросу является критика «эвдемонистического» подхода, заключающегося в понимании прогресса как возрастания счастья человека и улучшения условий его жизни. Этот подход они трактуют как проекцию свойственного политической экономии способа мышления, согласно которому движущим мотивом экономического развития является возрастание потребностей. Ни политическая экономия, ни другие конкретные науки не могут определить, по их мнению, критерии удовлетворения потребностей. Русские философы критикуют и получившую распространение в марксизме концепцию прогресса как возрастания возможностей для развития личности. Ее несостоятельность они связывают с тем, что понимание личности здесь не основано на глубокой метафизике, как это имеет место в немецкой классической философии, в частности в философии Гегеля, а сводится к ее пониманию как эпифеномена общественных отношений. Обращаясь к идее прогресса, наука неизбежно смешивает исторический прогресс и прогресс цивилизации и тем самым приходит к утрате моральной проблематики исторического прогресса, что ведет к своеобразной «религии прогресса». Для русской философии прогресс - это прежде всего нравственная задача. Метафизика прогресса в русской философии основывается на различении двух видов мышления: хилиастического, связанного с верой в наступление тысячелетнего царства с торжеством добра (примером такого способа мышления является социализм), и эсхатологического, выносящего цель истории за ее пределы. В самом глубоком смысле прогресс - это эсхатологическая идея, предполагающая постановку истории перед лицом трансцендентности. Но это не означает, что она указывает на необходимость «поругания реальной жизни», как, впрочем, и на принятие неоправданного оптимизма. История для русских мыслителей - это нарастающее противоречие между добром и злом. Именно поэтому для русских мыслителей свойственно трагическое видение истории. В истории возможен прогресс цивилизации, но внутренний итог истории - трагедия. В статье отмечается, что русские мыслители выявили глубокое метафизическое содержание идеи прогресса, отделив подход позитивной науки от философского смысла данной проблемы. Сосредоточив свое внимание на человеческой стороне прогресса, они вывели на первый план нравственную проблематику идеи прогресса. Русские философы показали, что образ цели истории имеет глубокий метафизический смысл и не может быть выражен в терминах, определяющих бытие человека в земном мире.

Об авторе

В. Б. Александров
Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС
Россия


Список литературы

1. Александров В. Б. Мистицизм в свете русской философии // Управленческое консультирование. 2015. № 2. C. 135-145.

2. Алексеев П. В. Социальная философия. М., 2003.

3. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

4. Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

5. Булгаков С. П. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С. П. Сочинения в 2 т. М., 1993. Т. 2.

6. Булгаков С. П. Апокалиптика и социализм // Булгаков С. П. Сочинения в 2 т. М., 1993. Т. 2.

7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

8. Крапивенский С. Э. Социальная философия: учебник для студентов вузов. М., 1998.

9. Соловьев В. С. Три разговора // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. М., 1990. Т. 2.

10. Спиркин А. Г Философия. Учебник для вузов. М., 2006.

11. Франк С. Л. Свет во тьме // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.

12. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004.


Для цитирования:


Александров В.Б. Метафизика прогресса в русской религиозной философии. Управленческое консультирование. 2016;(4):253-262.

For citation:


Aleksandrov V.B. Metaphysics of Progress in the Russian Religious Philosophy. Administrative Consulting. 2016;(4):253-262. (In Russ.)

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)