Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Реализация молодежных социальных программ в системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации: опыт Санкт-Петербурга

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу государственной политики в области патриотического воспитания. Особое внимание уделяется программно-целевому подходу и обоснованию необходимости включения практики патриотического воспитания в систему национально-государственного строительства и гражданского образования. Авторы статьи рассматривают теоретические основы патриотического воспитания и проводят ретроспективный анализ государственной политики в области патриотического воспитания в СССР и России. Анализ целевых ориентиров и системы показателей трех последних государственных программ патриотического воспитания граждан РФ позволяет сделать вывод, что все они имеют несоответствие целевых ориентиров и инструментов достижения цели. Ожидаемые результаты охватывают экономическую, политическую и социальную сферы, в то время как конкретные мероприятия сводятся, в большинстве случаев, к военно-патриотической работе со школьниками и молодежью. Это определяет значимость и ответственность региональной молодежной социальной политики в системе патриотического воспитания в Российской Федерации и приводит к необходимости постоянно совершенствовать нормативно-правовую базу, разрабатывать новые механизмы и повышать эффективность проводимых мероприятий. Программно-целевой подход рассматривается как основа формирования системы патриотического воспитания в Санкт-Петербурге. Авторы подчеркивают, что интеграция патриотического воспитания в программу по обеспечению общественного согласия является маркером комплексной трансформации в данной сфере. Речь идет уже не о патриотическом воспитании per se, как это было в советской и предыдущей российской традиции, но о более сложном формировании патриотизма в контексте национальной и гражданской идентичности. Это отражается в том числе в разнообразии мероприятий, направленных на развитие системы гражданского и патриотического воспитания граждан в Санкт-Петербурге, а также в высоких значениях показателей программы.

Об авторах

Е. О. Кузина
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга
Россия


Н. В. Колосова
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга
Россия


А. Г. Санина
Санкт-Петербургская школа социальных и гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Абрамов А. В. Патриотическая идеология в России: этапы эволюции. Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. М. : РГУТиС, 2014.

2. Голунов С. В. Патриотическое воспитание в России: за и против // Вопросы образования. 2012. № 3. C. 258-273.

3. Ешев М. А. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. 2014. № 5. C. 85- 89.

4. Пушкарева И.А. Идея патриотизма в истории советской и русской педагогики // Методические ориентиры. Пилотный выпуск. 2011. C. 11-15.

5. Снопова С. М. Аналитический отчет по результатам социологического исследования на тему: «Осуществление социологического исследования по распространенности в обществе настроений гражданственности и патриотизма, включая анализ восприятия населением понятий «патриотизм» и «гражданственность». Утверждено 10.12.14 Горлинским И. А.; Руководитель НИР, директор РЦ ЦСИИ С. М. Снопова. СПб. : ФГБОУ ВПО СПбГУ, 2014.

6. Целовальникова А. С. Характеристика основных реформ по патриотическому воспитанию в советский период (1917-1992 гг.) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогика и Психология». 2012. № 5. C. 106-110.

7. Alesina A., Reich B. Nation Building // Working Paper 18839. NBER working paper series. National Bureau of Economic Research, 2013.

8. Bogdandy A. State-Building, Nation-Building, and Constitutional Politics in Post-Conflict Situations: Conceptual Clarifications and an Appraisal of Differen t Approaches// Max Planck Yearbook of United Nations Law. 2005, Vol. 9.

9. Davidov E. Measurement Equivalence of Nationalism and Constructive Patriotism in the ISSP: 34 Countries in a Comparative Perspective Political Analysis // Political Analysis. 2009, Vol. 17 (1).

10. Janmaat J. G., Piattoeva N. Citizenship Education in Ukraine and Russia: Reconciling NationBuilding and Active Citizenship // Comparative Education. 2007, Vol. 43 (4).

11. Marshall T. H. Class, Citizenship and Social Development. Chicago : University of Chicago Press, 1973.

12. Panov P. Nation-building in post-Soviet Russia: What kind of nationalism is produced by the Kremlin? Disciplinary and Regional Trends in Russian and Eurasian Studies: Retrospective Glances and New Steps // Journal of Eurasian Studies, 2010. Vol. 1. N 2.

13. Shulman S. Challenging the Civil / Ethnic and West: East Dichotomies in the Study of Nationalism // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35. N 5.

14. Smith A. State-Making and Nation-Building // States in History.1986.

15. World Value Survey. URL:http://www.worldvaluessurvey.org/wvs.jsp (дата обращения: 18.03.2016).


Для цитирования:


Кузина Е.О., Колосова Н.В., Санина А.Г. Реализация молодежных социальных программ в системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации: опыт Санкт-Петербурга. Управленческое консультирование. 2016;(5):129-140.

For citation:


Kuzina E.O., Kolosova N.V., Sanina A.G. The Implementation of Youth Social Programs for Patriotic Education Citizens of Russian Federation: Experience of Saint-Petersburg. Administrative Consulting. 2016;(5):129-140. (In Russ.)

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)