Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Тема истины в русской религиозной философии

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается понимание истины представителями русской религиозной философии. Показывается, что содержание этой категории для русских мыслителей принципиально отличается от того, которое она имеет в учениях, укореняющих ее в гносеологической проблематике. Истина для них - это подлинная действительность, овладение которой представляет собой постижение целостной природы мира, имеющее смысл вхождения в Божественную реальность. Для углубления понимания взглядов русских мыслителей проводится сравнительный анализ их учения об истине и других философских воззрений, рассматривающих истину как действительность, на постижение которой направлено человеческое познание. В этой связи обращается внимание на отличие взглядов отечественных авторов от понимания истины Гегелем, для которого истина - это объективно существующее всеобщее, которое должно стать предметом философии. Другой позицией, которой были противопоставлены взгляды русских философов, стала философия Хайдеггера, который полагал, что стремление к абстрактной всеобщности приводит к утрате человеком самого себя. Принципиальной чертой его взглядов, по отношению к которой фиксируется специфика русской философии, является понимание истины как сущего, которое «высвобождается» в процессе познания, благодаря свободе, изначально владеющей человеком и гарантирующей ему движение в направлении «раскрытия «смысла» того, что мы называем бытием». Для русских философов в отличие от Хайдеггера свобода - это не изначальное качество человека, следующее из природы сущего, а следствие той ответственности перед Богом, которую человек принимает на себя. На основе проведенного рассмотрения делается заключение о том, что понимание истины русскими философами позволяет поставить важные акценты в представлении о процессе научного познания. В частности, оно ориентирует на принятие во внимание образа реальности как целого, формируемого на путях метафизической рефлексии, а также личностной вовлеченности и моральной ответственности субъекта познания.

Об авторе

В. Б. Александров
Северо-Западный институт управления - филиал РАНХиГС
Россия


Список литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник для ВУЗов. М. : ТЕИС, 1996.

2. Бердяев Н. А. Судьба России. М. : Советский писатель,1990.

3. Булгаков С. Н. Философия хозяйства / Булгаков С. Н. Соч. в 2 т. Т. 1. М. : Наука. 1993.

4. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М. : Мысль, 1975.

5. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. М. : Политиздат, 1969.

6. Новейший философский словарь. Минск : Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.

7. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия / В. С. Соловьев. Собр. соч. в 2 т. Т. 1. М. : Мысль, 1990.

8. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания / В. С. Соловьев. Соч. в 2 т. Т. 2. М. : Мысль, 1990.

9. Философия: университетский курс / под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. М. : ФАИРПРЕСС, 2003.

10. Флоренский П. А. Соч. в 2 т. Т. 1. Столп и утверждение истины. М., 1990.

11. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления / С. Л. Франк. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992.

12. Франк С. Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992.

13. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М. : Высшая школа, 1991.


Для цитирования:


Александров В.Б. Тема истины в русской религиозной философии. Управленческое консультирование. 2016;(10):185-194.

For citation:


Aleksandrov V.B. Subject of Truth in the Russian Religious Philosophy. Administrative Consulting. 2016;(10):185-194. (In Russ.)

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)