Аннотация
В статье интерпретируется принцип национального режима (НР) как краеугольного камня, определяющего гибкость политики субнациональных властей. Цель состоит в анализе мер национальной и субнациональной политики, влияющих на применение принципа НР по отношению к иностранному инвестору, который позволил бы рекомендовать определенные подходы к формированию инвестиционной политики на субнациональном уровне. В статье обсуждены следующие вопросы: понятия иностранного инвестора и иностранной инвестиции в РФ; НР в двусторонних инвестиционных соглашениях; НР в инвестициях в контексте соглашений ВТО; структура описания НР на субнациональном уровне; классификация исключений из НР; исключения из НР согласно обязательствам по ГАТС; НР на субнациональном уровне. В РФ иностранный инвестор получает полную правовую защиту, равную защите местных фирм, если это - юридическое лицо, в котором иностранному акционеру принадлежат, по крайней мере, 10%, но не больше, чем 20% акций или уставного капитала, или если иностранный инвестор не создает нового юридического лица, а выбирает форму филиала или представительства. Модельное двустороннее инвестиционное соглашение РФ придерживается подходов, принятых развитыми странами. Были идентифицированы вопросы, на которые нужно ответить, формируя инвестиционную политику на субнациональном уровне: Для каких инвесторов и каким образом осуществляется допуск на рынок? Что представляет собой НР после допуска инвестора? Можно ли расширять НР, предоставив гарантии и льготы для дочерних и зависимых обществ? На наш взгляд, ничто не мешает расширить поддержку малых и средних предприятий, распространив ее на предприятия со 100% (а не 49%) участием иностранного капитала. В то же время, это тот тип исключений из НР, который практикуется даже в развитых странах.