Экспертная оценка соотношения затрат при строительстве нефтяной транспортной инфраструктуры в Арктике
Abstract
При оценках затрат на строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры на ранних стадиях инвестиционного процесса возникает проблема в формализации некоторых показателей факторов, влияющих на принятие решений. Временная невозможность выразить их в денежных или сопоставимых натуральных величинах приводит к возникновению неопределённости в соотношении между этими двумя группами факторов. На примере одного из обсуждаемых объектов нефтяной транспортной инфраструктуры на территории АЗРФ получены количественные оценки таких неопределённостей, величина которых оказалась весьма весомой и переменной в зависимости от рассматриваемой альтернативы. Авторами предложен подход, основанный на векторном представлении факторов, теории нечётких множеств и экспертных оценках, позволяющий выработать критерий предельной величины неопределённости, позволяющий принимать управленческие решения в задачах выбора. Построена соответствующая модель, дающая возможность вычисления такого критерия.
About the Authors
Андрей ТутыгинRussian Federation
Владимир Коробов
Марсель Губайдуллин
Людмила Чижова
Russian Federation
References
1. Антипов Е.О., Тутыгин А.Г., Коробов В.Б., Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне Российской Федерации морским путём. – Управленческое консультирование, 2017, № 11, с. 72-79.
2. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и её применение к принятию приближённых решений. – М.: Мир, 1976, 167 с.
3. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование. Часть 1. Нечисловая статистика. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 541 с.
4. Павленко В.И., Меламед И.И., Куценко С.Ю., Тутыгин А.Г., Авдеев М.А., Чижова Л.А. Основные принципы сбалансированного социально-экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации // Власть № 6 - 2017. – С. 7-17.
5. Сарычев В.В., Цыбин В.Ф., Губайдуллин М.Г. Нефтегазоперспективные комплексы Коротаихинской впадины Тимано-Печорской впадины / Сб. статей по материалам юбилейной конф., посв. 100-летию ПГУ «Геология и полезные ископаемые Западного Урала. Пермь, ПГНИУ, 2016. С.112-116.
6. Коробов В.Б. Эколого-географическое обоснование экспертной оценки создания нефтяной транспортной инфраструктуры севера Тимано-Печорской провинции. // Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. – М.: ИГ РАН, 2004, 422 с.
7. Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б., Сарычев В.В. Анализ значимости факторов, влияющих на развитие нефтяной транспортной инфраструктуры в северо-восточной части европейского севера России. – Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов, 2017, вып. 4 (110), с. 138-145.
8. Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б., Сарычев В.В. Факторы транспорта нефти. – Деловой журнал Neftegaz.ru, 2017, № 3, с. 87-91.
9. Юдахин Ф.Н., Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б. Экологические проблемы освоения нефтяных месторождений севера Тимано-Печорской провинции. – Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 314 с.
10. Химмельблау Д. Анализ процессов статистическими методами. – М.: Мир, 1973, 957 с.
11. Джордан Д. Роботы / Джон Джордан: пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2017. – 272 с.
Review
For citations:
, , , . Administrative Consulting. 2018;(12).