Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 12 (2018)
Скачать выпуск PDF
 
289
Аннотация

При оценках затрат на строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры на ранних стадиях инвестиционного процесса возникает проблема в формализации некоторых показателей факторов, влияющих на принятие решений. Временная невозможность выразить их в денежных или сопоставимых натуральных величинах приводит к возникновению неопределённости в соотношении между этими двумя группами факторов. На примере одного из обсуждаемых объектов нефтяной транспортной инфраструктуры на территории АЗРФ получены количественные оценки таких неопределённостей, величина которых оказалась весьма весомой и переменной в зависимости от рассматриваемой альтернативы. Авторами предложен подход, основанный на векторном представлении факторов, теории нечётких множеств и экспертных оценках, позволяющий выработать критерий предельной величины неопределённости, позволяющий принимать управленческие решения в задачах выбора. Построена соответствующая модель, дающая возможность вычисления такого критерия.

 
366
Аннотация

Проанализированы различные методологические подходы к определению доступности услуг высшего образования, предложена их классификация на четыре группы по критериям: обеспечения равных возможностей получения людьми высшего образования, компиляционному (учет множества влияющих на доступность факторов), структурному (по доступности элементов системы высшего образования, составляющих в совокупности систему) и вероятностному (доступность как вероятность получить высшее образование или поступить на обучение). Показано, что первые три подхода рассматривают доступность услуг высшего образования как степень удовлетворения спроса на них.  Вероятностный   подход учитывает при определении доступности услуг высшего образования как спрос, так и предложение, что наиболее точно отражает сущность понятия доступности. Рассмотрены российские и зарубежные методики оценки доступности услуг высшего образования в целом, её отдельных видов, приводятся и обосновываются авторские методики. Показано, что для ряда составляющих комплексного понятия доступности (социальной, финансовой, интеллектуальной и медицинской) методики их оценки проработаны достаточно детально, наименее исследованной остается методика оценки и управления территориальной доступностью услуг высшего образования.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

11-17 769
Аннотация

2018 год стал важным рубежом в эволюции глобальной экономики и мировой политики. Далеко не все тенденции, упомянутые в статье, появились именно в этом году. Позиционирование США в мире, проблемы Европы, кризис среднего класса и рост прекариата стали значимыми факторами развития. Кризис идеологий и рост популизма также отнесен авторами к тенденциям 2018 года. Авторы суммировали наиболее значимые тенденции глобального развития в понимании международных организаций и дали им оценку.

18-24 576
Аннотация

В статье проводится анализ понятия «экстремизм» в национальном и международном праве, исследуется проблема криминализации экстремизма в законодательстве Российской Федерации, зарубежных государствах и международно-правовых актах, выявляются пробелы и противоречия в правовом регулировании отношений, направленных на противодействие экстремизму, обосновывается, что правовая определенность является одним из факторов эффективности международного сотрудничества в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

25-32 802
Аннотация

Авторская гипотеза, исследуемая в данной статье, связана с утверждением о наличии дисбаланса в практической реализации принципов и приоритетов концепции открытого правительства в России и необходимости исследования институциональных причин этого дисбаланса. Целью исследования является выработка концептуальных предложений, реализация которых будет способствовать сглаживанию и устранению отмеченных выше дисбалансов в развитии. В статье, с одной стороны, отмечаются явные достигнутые успехи в решении многих технических и технологических проблем, еще недавно сдерживавших формирование системы электронного государственного управления, электронной демократии, открытого правительства.С другой стороны, исследуются существующие системные проблемы, препятствующие дальнейшему развитию открытого правительства в стране. К таковым авторы относят лишь частичное решение на государственном уровне проблемы функционирования удобной и юридически значимой системы идентификации граждан в электронной среде, номинальность функционирования элементов системы электронной демократии и отсутствие реального интереса граждан к участию в принятии решений органами государственного управления, нередкое сужение на практике принципов концепции «Открытого Правительства» до задачи обеспечения открытости данных. Выявленные успехи и проблемы в формировании и развитии элементов открытого правительства позволяют авторам предложить и обосновать свое видение перспективных направлений практической реализации концепции «Открытого Правительства» в РФ. Среди них: необходимость разработки и внедрение механизмов, обеспечивающих обязательное участие значительной части граждан страны в общественном обсуждении вопросов, непосредственно затрагивающих их интересы, их обязательное прямое влияние на принятие общественно значимых решений; расширение практики использования краудсорсинга, как действенного, экономически и социально эффективного инструмента вовлечения граждан в принятие общественно значимых решений.

ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

33-47 877
Аннотация

В ходе исследования рассмотрены и проанализированы процессы сотрудничества по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

Цель исследования — выявление механизма сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Для проведения данного исследования и формирования выводов был применен метод анализа документов. Объектом исследования является механизм взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП.

Предметом исследования являются российско-китайские двусторонние отношения, политико-экономические аспекты и нормативно-правовая основа сотрудничества между ЕАЭС и Китаем. Зависимыми переменными являются: нормативно-правовая основа, политико-дипломатический процесс, торгово-инвестиционное взаимодействие, транспортно-логистические коридоры, сеть промышленности, геополитическая составляющая, российско-китайские отношения. Независимыми переменными являются: интеграционный процесс в рамках ЕАЭС, соглашения с Вьетнамом, Ираном, Индией.

Проанализирована роль интенсификации взаимоотношений и формирования нормативно-правовой базы между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой, а также между Российской Федерацией и КНР в создании благоприятных условий для усиления сотрудничества по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП. Данный анализ демонстрирует высокий уровень российско-китайских отношений в стратегических направлениях сотрудничества, большой комплекс нормативно-правовых документов, важность развития транспортной инфраструктуры и промышленности, увеличение товарооборота, улучшение инвестиционной среды.

Показана важность Евразийской экономической комиссии в создании нормативноправовой базы механизма сопряжения ЕАЭС и ЭПШП в соответствии с ее компетенциями. Отмечена роль дипломатическо-политического механизма взаимодействия государств-участниц в реализации сопряжения. Проанализирована роль атомной энергетики как одной из основных сфер экономического сотрудничества РФ и КНР и фактора усиления взаимодействия. Рассмотрена динамичность сотрудничества по сопряжению. Отмечена роль количества подписанных нормативно-правовых соглашений, их широкий спектр сфер взаимодействия. Установлено, что для дальнейшего сотрудничества необходима активизация и углубление договорно-правовой базы между государствамичленами ЕАЭС и КНР. Перечисленные факторы свидетельствуют о положительных перспективах дальнейшего сотрудничества по сопряжению.

Political and legal basis of the conjugation of the Eurasian Economic Union and Silk Road Economic Belt: formation process and perspectives of сo-operation

331
Аннотация

В ходе исследования рассмотрены и проанализированы процессы сотрудничества по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Цель исследования - выявление механизма сопряжения ЕАЭС и ЭПШП. Для проведения данного исследования и формирования выводов был применен метод анализа документов. Объектом исследования является механизм взаимодействия ЕАЭС и ЭПШП. Предметом исследования являются российско-китайские двусторонние отношения, политико-экономические аспекты и нормативно-правовая основа сотрудничества между ЕАЭС и Китаем. Зависимыми переменными являются: нормативно-правовая основа, политико-дипломатический процесс, торгово-инвестиционное взаимодействие, транспортно-логистические коридоры, сеть промышленности, геополитическая составляющая, российско-китайские отношения. Независимыми переменными являются: интеграционный процесс в рамках ЕАЭС, соглашения с Вьетнамом, Ираном, Индией.

Проанализирована роль интенсификации взаимоотношений и формирования нормативно-правовой базы между ЕАЭС и Китайской Народной Республикой (КНР), а также между Российской Федерацией (РФ) и КНР в создании благоприятных условий для усиления сотрудничества по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП.

Данный анализ демонстрирует высокий уровень российско-китайских отношений в стратегических направлениях сотрудничества, большой комплекс  нормативно-правовых документов, важность развития транспортной инфраструктуры и промышленности, увеличение товарооборота, улучшение инвестиционной среды.

Показана важность Евразийской экономической комиссии в создании нормативно-правовой базы механизма сопряжения ЕАЭС и ЭПШП в соответствии с ее компетенциями. Отмечена роль дипломатическо-политического механизма взаимодействия государств-участниц в реализации сопряжения. Проанализирована роль атомной энергетики как одной из основных сфер экономического сотрудничества РФ и КНР, и, - фактора усиления взаимодействия.

Рассмотрена динамичность сотрудничества по сопряжению. Отмечена роль количества подписанных нормативно-правовых соглашений, их широкий спектр сфер взаимодействия. Установлено, что для дальнейшего сотрудничества необходима активизация и углубление договорно-правовой базы между государствами-членами ЕАЭС и КНР. Перечисленные факторы свидетельствуют о положительных перспективах дальнейшего сотрудничества по сопряжению.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

48-58 561
Аннотация

В статье делается вывод о том, что новая модель местного самоуправления, порожденная не в последнюю очередь желанием применить европейский опыт к реалиям транзитивного российского общества, утверждалась первоначально как попытка радикального отрицания результатов социалистического государственного строительства, идеологической основой которого выступала коммунистическая партийная доктрина. Внешне дистанцируясь от политической составляющей общественных процессов, федеральные, региональные и местные (муниципальные) элиты вели между собой вполне реальные политические (то есть за властные ресурсы, располагаемые и потенциальные) войны. Местная власть и органы местного самоуправления, выступая носителем потенциалов конструктивного и деструктивного характера, до поры до времени предпочитают сохранять воинственный нейтралитет, извлекая свою субъектную политическую роль по мере необходимости, порождаемой объективными обстоятельствами, в том числе и управленческого характера. В статье предложены теоретические модели для описания сложившейся структуры региональных политических режимов с учетом «муниципального фактора».

59-72 659
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования инновационной экономики в странах EC и в США. На основе изучения большого количества статистического и теоретического материала показаны основные преимущества инновационной экономики в условиях современной глобализации. Доказана связь инновационной экономики с глобальной конкурентоспособностью стран. Показаны основные этапы развития инновационной экономики в странах ЕС и в США. Проанализирована роль наднациональной инновационной системы для инновационного развития стран ЕС. На основе большого количества материала показаны сильные и слабые стороны инновационных экономик различных стран, а также перспективы их развития

73-78 771
Аннотация

В статье излагаются проблемы развития экспортного потенциала высшего образования и мировые тенденции в этой сфере. Раскрывается опыт (лучшие практики) промышленно развитых стран, а также Китайской Народной Республики по интернационализации высшего образования. Анализируются элементы модели высшего образования Российской Федерации в целях реализации национального проекта экспорта образовательных услуг. Представлен комплекс мер, способствующих интернационализации российского высшего образования.

79-90 557
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации. Показано, что среди проблемных и ключевых вопросов находится применение системы стратегического планирования. Выделены недостатки действующего законодательства в данной сфере деятельности. В качестве нового подхода анализируются три основных этапа в организации управления социально-экономическим развитием регионов, рассматриваются существующие риски и ограничения. Показано, что устойчивое развитие является следствием применения не отдельных инструментов, а комплексных системных подходов на основе стратегического планирования.

91-99 1205
Аннотация
Целью статьи является проведение оценки особенностей факторов, влияющих на изменение стратегии зарубежного инвестирования японских компаний в период 2000–2017 гг. Начало XXI в. ознаменовалось пересмотром внешнеэкономической политики Японии, которая была адаптирована к условиям глобализации и международной конкуренции. Японские компании стали активно осваивать новые рынки и укреплять экономическое присутствие в традиционных странах-партнерах. В начале 2000-х годов увеличился объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в связи с ростом зарубежного спроса и благоприятными экономическими условиями в мире. Мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. прервал эту тенденцию, однако в последующие годы Япония сумела выйти на прежний уровень зарубежного инвестирования. После аварии на Фукусима-1 в 2011 г. проводится политика активной диверсификации поставщиков энергоресурсов. Основными реципиентами японских инвестиций выступают США, Китай и страны АСЕАН. В последние годы в рамках новой внешнеэкономической стратегии Японии, призванной вывести страну из стагнации, ПИИ приобретают более диверсифицированный характер. Происходит переключение потоков прямых инвестиций с китайского рынка на страны Южной Азии, Европы, Латинской Америки, страны СНГ и АСЕАН, прежде всего во Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Мьянму. Россия выступает одним из стратегических поставщиков энергоресурсов для Японии и важным потребительским рынком. Помимо энергетического сектора растут инвестиции Японии в российские сферы финансов, ритейла, автопромышленности и фармацевтики. Особо привлекательным российским регионом для Японии является Дальний Восток в силу своей территориальной близости, разнообразия природных, в том числе биоресурсов. Сложившаяся внешнеполитическая ситуация и введение санкций осложнили российскояпонское взаимодействие и негативно отразились на инвестиционной активности японского бизнеса в России.
100-109 607
Аннотация

Представлены количественные показатели развития туризма: прямой и общий вклад туризма в мировой ВВП, влияние сферы туризма на занятость и инвестиционную активность в 2015–2017 гг. Систематизированы общие подходы к оценке вклада туризма в экономику дестинации и проанализированы с точки зрения возможности использования в индустрии встреч. В целях развития методического аппарата оценки вклада конгрессно-выставочных услуг в развитие дестинации предложена группа показателей, по которым целесообразно проводить оценку, среди которых четыре базовые группы, включающие конкретные показатели оценки: группа экономических и социальных показателей; группа показателей, связанных с продвижение дестинации на национальные и мировые рынки; группа бизнес-показателей; группа показателей наукоемкости отраслей дестинации.

110-117 540
Аннотация

При оценках затрат на строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры на ранних стадиях инвестиционного процесса возникает проблема в формализации некоторых показателей факторов, влияющих на принятие решений. Временная невозможность выразить их в денежных или сопоставимых натуральных величинах приводит к возникновению неопределенности в соотношении между этими двумя группами факторов. На примере одного из объектов нефтяной транспортной инфраструктуры на территории АЗ РФ получены количественные оценки таких неопределенностей, величина которых оказалась весьма весомой и переменной в зависимости от рассматриваемой альтернативы. Авторами предложен подход, основанный на векторном представлении факторов, теории нечетких множеств и экспертных оценках, позволяющий выработать критерий предельной величины неопределенности, позволяющий принимать управленческие решения в задачах выбора. Построена соответствующая модель, дающая возможность вычисления такого критерия.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

118-127 627
Аннотация

Одной из важных теоретических и практических проблем является выбор способа социализации земельной ренты. Сложность его решения обусловлена, в том числе, дискуссионностью самого вопроса о необходимости такого рода социализации. Между тем, если земельная рента была бы переведена в общественное достояние, то полученных обществом объемов средств могло бы быть достаточно для финансирования расходов государственного бюджета, соответственно, налоги были бы отменены. Очевидно, что социальная структура общества вследствие таких институциональных преобразований изменится. Автор проекта социализации земельной ренты и замены ею налогов Генри Джордж считал, что в этом случае произойдет повышение удельного веса частных собственников (или же утвердится представление, что повышение удельного веса частных собственников произойдет). Результатом и реального, и лишь потенциального увеличения количества частных собственников, станет сокращение числа безработных, также до уровня, диктуемого рыночным равновесием, понизится удельный вес бедных. А количество бедных, обязанных своей бедностью искажениям рыночного равновесия, сократится до нуля. Социальные последствия проекта Джорджа описывались как идеальные общественные условия в доктринах laissez-faire, либертарианства и солидаризма. В уникальных исторических условиях эпохи Перестройки стало возможным измерить земельную ренту строго в соответствии с определениями Джорджа. Проект Джорджа, таким образом, был реализован симуляционным образом в условиях, близких к современным. Следовательно, выводы Джорджа об изменениях в социальной структуре общества вследствие социализации земельной ренты можно экстраполировать на современные условия, но с поправками на изменения, обусловленные спецификой постиндустриального общества. В настоящей работе авторы ввели в теорию Джорджа новый параметр, обусловленный современными реалиями, и рассмотрели, как возникшая проблема решается современной экономической теорией, т. е. искажает ли решение проблемы ценности Джорджа или же вписывается в них. В случае положительного ответа на данный вопрос можно было бы сделать вывод о возможности экстраполяции социальных последствий проекта Джорджа и на современное общество. Таким параметром стала проблема уплотнительной застройки, естественная в силу увеличения производительности использования земли в случае гипотетической социализации земельной ренты, а решением проблемы — теория Р. Коуза. Поскольку апологетика Коузом специализированных прав собственности позволяет вписать в себя доктрину Джорджа, можно считать повышение удельного веса частных собственников — вследствие социализации земельной ренты — изменением социальной структуры общества.

128-141 611
Аннотация

В статье проанализированы различные методологические подходы к определению доступности услуг высшего образования, предложена их классификация на четыре группы по критериям: обеспечения равных возможностей получения людьми высшего образования, компиляционному (учет множества влияющих на доступность факторов), структурному (по доступности элементов системы высшего образования, составляющих в совокупности систему) и вероятностному (доступность как вероятность получить высшее образование или поступить на обучение). Показано, что первые три подхода рассматривают доступность услуг высшего образования как степень удовлетворения спроса на них. Вероятностный подход учитывает при определении доступности услуг высшего образования как спрос, так и предложение, что наиболее точно отражает сущность понятия доступности. Рассмотрены российские и зарубежные методики оценки доступности услуг высшего образования в целом, ее отдельных видов, приводятся и обосновываются авторские методики. Показано, что для ряда составляющих комплексного понятия доступности (социальной, финансовой, интеллектуальной и медицинской) методики их оценки проработаны достаточно детально, наименее исследованной остается методика оценки и управления территориальной доступностью услуг высшего образования.

A LINEA

142-153 1321
Аннотация

Каждая страна имеет уникальный опыт в области охраны материальных объектов культурного наследия. Сохранение наследия является неотъемлемым условием экономического развития любого государства. Большинство современных стран активно популяризирует свое культурное наследие с целью привлечения профессионалов и экспертов в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия, прикладывает усилия по организации и сотрудничеству в данной области. Изучение зарубежного опыта сохранения культурного наследия продолжает оставаться актуальным для выявления положительных моментов этого рода деятельности и возможного дальнейшего его использования. Многие страны накопили ценные методики и располагают собственными моделями охранной деятельности в сфере культурного наследия. Особое место в мировом опыте сохранения культурного наследия занимают европейские страны (Франция, Италия, Великобритания), которые за вековую практику выработали эффективные механизмы охранной деятельности государства. В статье рассматриваются основные модели государственного регулирования в сфере охраны, распоряжения и использования материальных объектов культурного наследия, выявляется специфика законодательной базы, организационно-экономического обеспечения и роль общественных организаций. Подводятся выводы о том, что основы культурной политики европейских стран — это децентрализация управления в сфере культуры, а также создание действенных механизмов государственно-частного партнерства и отлаженное взаимодействие основных субъектов, участвующих в мероприятиях по охране культурного наследия.

154-160 632
Аннотация

Цель проведенного в статье исследования — изучить особенности инструментов управления и интеграции ЕАЭС на современном этапе его существования. Методы исследования: проблемно-теоретический, хронологический, системный, историко-сравнительный. Результаты: разработаны предложения по совершенствованию существующих инструментов управления и интеграции ЕАЭС. Выводы: на данном этапе развития инструменты управления и интеграции в рамках Евразийского союза вполне работоспособны, однако в силу изменений в мире, как политических и социально-экономических, так и технологических, возможны инновации и усовершенствования в данном отношении, способные увеличить эффективность функционирования ЕАЭС.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ГОДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ



ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)