Экспертная оценка соотношения затрат при строительстве нефтяной транспортной инфраструктуры в Арктике
Аннотация
При оценках затрат на строительство и эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры на ранних стадиях инвестиционного процесса возникает проблема в формализации некоторых показателей факторов, влияющих на принятие решений. Временная невозможность выразить их в денежных или сопоставимых натуральных величинах приводит к возникновению неопределённости в соотношении между этими двумя группами факторов. На примере одного из обсуждаемых объектов нефтяной транспортной инфраструктуры на территории АЗРФ получены количественные оценки таких неопределённостей, величина которых оказалась весьма весомой и переменной в зависимости от рассматриваемой альтернативы. Авторами предложен подход, основанный на векторном представлении факторов, теории нечётких множеств и экспертных оценках, позволяющий выработать критерий предельной величины неопределённости, позволяющий принимать управленческие решения в задачах выбора. Построена соответствующая модель, дающая возможность вычисления такого критерия.
Об авторах
Андрей Геннадьевич ТутыгинРоссия
заведующий лабораторией моделирования социально-экономических систем
Владимир Борисович Коробов
главный научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических систем ФГБУН ФИЦКИА РАН;
директор Северо-Западного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Марсель Галиуллович Губайдуллин
главный научный сотрудник лаборатории моделирования социально-экономических систем ФГБУН ФИЦКИА РАН;
заведующий кафедрой транспорта, хранения нефти, газа и нефтегазопромыслового оборудования, Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Людмила Александровна Чижова
Россия
лаборатория моделирования социально-экономических систем, старший научный сотрудник
Список литературы
1. Антипов Е.О., Тутыгин А.Г., Коробов В.Б., Проблемы осуществления транспортировки грузов в Арктической зоне Российской Федерации морским путём. – Управленческое консультирование, 2017, № 11, с. 72-79.
2. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и её применение к принятию приближённых решений. – М.: Мир, 1976, 167 с.
3. Орлов А.И. Организационно-экономическое моделирование. Часть 1. Нечисловая статистика. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 541 с.
4. Павленко В.И., Меламед И.И., Куценко С.Ю., Тутыгин А.Г., Авдеев М.А., Чижова Л.А. Основные принципы сбалансированного социально-экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации // Власть № 6 - 2017. – С. 7-17.
5. Сарычев В.В., Цыбин В.Ф., Губайдуллин М.Г. Нефтегазоперспективные комплексы Коротаихинской впадины Тимано-Печорской впадины / Сб. статей по материалам юбилейной конф., посв. 100-летию ПГУ «Геология и полезные ископаемые Западного Урала. Пермь, ПГНИУ, 2016. С.112-116.
6. Коробов В.Б. Эколого-географическое обоснование экспертной оценки создания нефтяной транспортной инфраструктуры севера Тимано-Печорской провинции. // Диссертация на соискание ученой степени доктора географических наук. – М.: ИГ РАН, 2004, 422 с.
7. Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б., Сарычев В.В. Анализ значимости факторов, влияющих на развитие нефтяной транспортной инфраструктуры в северо-восточной части европейского севера России. – Проблемы сбора, подготовки и транспорта нефти и нефтепродуктов, 2017, вып. 4 (110), с. 138-145.
8. Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б., Сарычев В.В. Факторы транспорта нефти. – Деловой журнал Neftegaz.ru, 2017, № 3, с. 87-91.
9. Юдахин Ф.Н., Губайдуллин М.Г., Коробов В.Б. Экологические проблемы освоения нефтяных месторождений севера Тимано-Печорской провинции. – Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 314 с.
10. Химмельблау Д. Анализ процессов статистическими методами. – М.: Мир, 1973, 957 с.
11. Джордан Д. Роботы / Джон Джордан: пер. с англ. – М.: Издательская группа «Точка», 2017. – 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тутыгин А.Г., Коробов В.Б., Губайдуллин М.Г., Чижова Л.А. Экспертная оценка соотношения затрат при строительстве нефтяной транспортной инфраструктуры в Арктике. Управленческое консультирование. 2018;(12).