Доступность услуг высшего образования: понятие и методики оценки
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-12-128-141
Аннотация
В статье проанализированы различные методологические подходы к определению доступности услуг высшего образования, предложена их классификация на четыре группы по критериям: обеспечения равных возможностей получения людьми высшего образования, компиляционному (учет множества влияющих на доступность факторов), структурному (по доступности элементов системы высшего образования, составляющих в совокупности систему) и вероятностному (доступность как вероятность получить высшее образование или поступить на обучение). Показано, что первые три подхода рассматривают доступность услуг высшего образования как степень удовлетворения спроса на них. Вероятностный подход учитывает при определении доступности услуг высшего образования как спрос, так и предложение, что наиболее точно отражает сущность понятия доступности. Рассмотрены российские и зарубежные методики оценки доступности услуг высшего образования в целом, ее отдельных видов, приводятся и обосновываются авторские методики. Показано, что для ряда составляющих комплексного понятия доступности (социальной, финансовой, интеллектуальной и медицинской) методики их оценки проработаны достаточно детально, наименее исследованной остается методика оценки и управления территориальной доступностью услуг высшего образования.
Об авторах
Т. Н. БлиноваРоссия
Блинова Татьяна Николаевна, доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права
Хабаровск
А. В. Федотов
Россия
Федотов Александр Васильевич, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор
Москва
Список литературы
1. Аникина Е. А., Лазарчук Е. В., Чечина В. И. Доступность высшего образования как социально-экономическая категория // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 355– 358.
2. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М. : МАКС Пресс, 2009.
3. Богомолов Е. В. Финансовая доступность высшего образования: Россия vs США // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 97–102.
4. Доступность высшего образования в России / отв. ред. С. В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М., 2004.
5. Доступность высшего образования в регионах России / А. Д. Громов, Д. П. Платонова, Д. С. Семенов, Т. Л. Пырова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : НИУ ВШЭ, 2016.
6. Евсеенко Т. П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. 2007. № 3. С. 114–132.
7. Клюев А. С. Информационный бюллетень «Мониторинг региональных проблем доступности высшего образования». Екатеринбург, 2006.
8. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000 году) / под ред. В. Н. Шубкина. М. : Эдиториал УРСС, 1999.
9. Омельченко Е. Л. Анализ доступности высшего образования для социально-уязвимых групп // Доступность высшего образования в России. М. : НИСП, 2002.
10. Рощина Я. М. Неравенство доступа к образованию: что мы знаем об этом? // Я. М. Рощина. Проблемы доступности высшего образования / отв. ред. С. В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М. : «СИГНАЛЪ», 2003. С. 94–149.
11. Рощина Я. М. Доступность высшего образования: по способностям или по доходам? // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 69–79.
12. Сухочев В. И. Доступность высшего образования в условиях перехода к экономике знаний // Креативная экономика. 2009. Т. 3. № 9. С. 8–16.
13. Сухочев В. И. Методология формирования организационно-экономического механизма оценки доступности и качества высшего образования : автореф. дис. … д-ра экон. наук. Уфа, 2011. 38 с.
14. Шишкин С. В. Доступность высшего образования для населения России: что показывают результаты исследований // Университетское управление. 2005. № 1 (34). С. 80–88.
Рецензия
Для цитирования:
Блинова Т.Н., Федотов А.В. Доступность услуг высшего образования: понятие и методики оценки. Управленческое консультирование. 2018;(12):128-141. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-12-128-141
For citation:
Blinova Т.N., Fedotov A.V. Availability of Higher Education Services: the Concept and Methods of Evaluation. Administrative Consulting. 2018;(12):128-141. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-12-128-141