Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 9 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОТ РЕДАКЦИИ

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

9-17 214
Аннотация

Санкционные режимы — это фактор развития России на долгие годы. Государство в целом готово к отражению новых угроз. Однако последствия санкций, как и пути их преодоления, имеют выраженный региональный характер. Роль Санкт-Петербурга в совершенствовании промышленной политики, импортозамещении весьма велика. Для городов ранга Санкт-Петербурга особые экономические режимы, принятые в отношении России, — не только новые вызовы, но и возможность ускоренного развития.

18-34 193
Аннотация

Цель: выявление специфики роли органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Беларусь в актуализации союзной патриотической повестки.

Методы: неформализованный содержательный анализ документов, контент-анализ содержания интернет-ресурсов, формально-юридический метод, методы сравнительного и многоуровневого анализа.

Результаты и обсуждение: Исследованы конституционно-правовые и концептуальностратегические основы политики патриотического воспитания в Российской Федерации и Республике Беларусь. С учетом институциональных особенностей национального и союзного уровней определены функционал органов исполнительной власти в данной области и направления их участия в формировании и продвижении союзной патриотической повестки. Охарактеризованы позиции стран–участниц Союзного государства относительно содержания и смысловых параметров концепта «патриотизм». Акцентированы некоторые внутригосударственные и союзные тенденции, ориентированные на поддержку патриотических инициатив и проектов. Показана корреляция национальных и интеграционных процессов в контексте внешних вызовов и угроз.

Выводы: Российская Федерация и Республика Беларусь являются традиционными партнерами, во взаимодействии которых изначально присутствовал выраженный аксиологический аспект. Современные реалии в целом, нарастающее внешнее давление побуждают к мобилизации всех ресурсов для укрепления антикризисного потенциала и социально-политической консолидации. Официальный дискурс и практические мероприятия в рамках Союзного государства демонстрируют актуализацию новой парадигмы и интеграционных механизмов формирования и укрепления союзной патриотической повестки и политики патриотического воспитания. Особое значение здесь имеют межведомственные коммуникации. В целом исследуемая область пока остается в поле действия национальных и межгосударственных механизмов.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

35-44 297
Аннотация

Современные условия социально-экономического развития России характеризуются чередой макроэкономических шоков, породивших турбулентность и неустойчивость национальной экономики. Следствием этого является формирование новых угроз и ослабление экономической безопасности страны. Изменившаяся ситуация требует новых мер государственной политики по обеспечению устойчивости национальной экономики и достижению национальной экономической безопасности. Авторами постулируется идея, что действенной мерой такого рода политики является стимулирование опережающего развития промышленности. Цель исследования состоит в проведении анализа влияния санкций на национальную экономическую безопасность и обосновании рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования промышленного развития в современных и перспективных условиях. Методы исследования: сравнительный, ретроспективный, структурный и экономико-статистический анализ, ситуационное моделирование и институциональное проектирование. В статье изучаются изменения в промышленности России с учетом приоритета обеспечения национальной экономической безопасности, в результате чего выявлена вялая структурная и количественная ее динамика. В этой связи показана необходимость активизации государственной промышленной политики, придания ей активного характера. Рекомендовано усиление плановых регуляторов в экономике и создание плановых механизмов управления развитием российской промышленности.

45-66 185
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению двух концептуальных подходов к оценке состояния и перспектив развития экономических субъектов реального сектора экономики на примере так называемых «золотого правила» экономики и сбалансированной системы показателей. Актуальность материала статьи заключается в том, что заимствованная зарубежная методология исследования фактического состояния предприятия тем не менее позволяет не только оценить производственный и человеческий потенциал экономического субъекта в динамике анализируемого периода, но и оказать помощь в разработке планов развития предприятия на перспективу разной длительности и выработке индивидуальной стратегии развития в конкретном рыночном пространстве по направлениям инвестирования, инновационного совершенствования, разработки маркетинговой политики, корпоративной культуры, повышения рыночной активности, укрепления деловой репутации и конкурентных позиций. Цель исследования сводится к проверке действенности методологии обоих подходов и эффективности используемого инструментария на примерах предприятий реального сектора экономики. В качестве инструментария был задействован индексный метод статистического исследования при выполнении как золотого правила, так и сбалансированной системы типовых технико-экономических показателей. Расчеты сведены в таблицы, проиллюстрированы графическими рисунками. Результаты анализа обсуждены и прокомментированы с учетом специфических характеристик отраслевой деятельности выбранных экономических субъектов. По статье сделаны необходимые выводы, касающиеся сходства и различия рассмотренных методологий и оценены перспективы их использования при решении прикладных задач анализа.

67-80 261
Аннотация

Введенные секторальные ограничения в отношении российского нефтегазового комплекса, существующие макроэкономические и геополитические вызовы, запрет на работу с российскими предприятиями для западных поставщиков и производителей оборудования, а также необходимость реализации амбициозных энергетических проектов обусловили возникновение технологических вызовов, решение которых во многом повысит энергетическую безопасность России. В статье рассмотрены стратегические подходы к обеспечению технологического суверенитета в энергетической отрасли. Отдельное внимание уделено развитию российской системы стандартизации на нефтегазовое оборудование и технологии на основе созданного Института нефтегазовых технологических инициатив, в состав которого входят российские и зарубежные нефтегазовые компании. Предложены эффективные формы и методы реализации программ импортозамещения, консолидации отраслевого спроса на нефтегазовое оборудование и технологии, подготовки стандартов и проведения по ним оценок соответствия предприятий, а также возможные варианты международного сотрудничества на основе создания единого правового поля в сфере стандартизации. Выполненное автором исследование позволило сформулировать стратегические приоритеты проведения отечественной технологической политики в нефтегазовом комплексе, направленной на решение актуальных вопросов импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Обеспечение технологического суверенитета в энергетической сфере — стратегическая задача, требующая консолидации усилий на государственном, отраслевом и корпоративном уровнях управления.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

81-95 297
Аннотация

В статье анализируются результаты исследования содержания и структуры представлений государственных служащих о наиболее характерных личностных и деятельностных свойствах современных российских руководителей. Актуальность исследования определяется, с одной стороны, требованиями современной практики управления к структуре личностных и деятельностных характеристик руководителей на всех уровнях и в любой сфере, а с другой стороны, значимостью социальных представлений как субъективных факторов формирования отношений участников управленческих взаимодействий и повышения продуктивности их совместной деятельности. В качестве диагностического инструмента использовался опросник, построенный на методе свободных описаний. При обработке полученных данных применялся контент-анализ и комплекс статистических методов. Выделенные с помощью контентанализа понятия описывают личностные и деятельностные свойства руководителя, которые выступают как субъективные факторы, способствующие или препятствующие реализации функций руководителя как субъекта управления. Анализ и обобщение результатов исследования позволили получить психологический портрет современного российского руководителя с позиции государственных служащих. Показано, что наиболее характерными для современного российского руководителя в представлении участников исследования являются личностные и деятельностные свойства, относящиеся к сферам целеполагания и целедостижения, общения и взаимодействия и субъектности. Описана иерархически организованная структура представлений государственных служащих о наиболее характерных личностных и деятельностных свойствах современных российских руководителей. Установлено, что ядро представлений включает семь характеристик современного российского руководителя (целеустремленность, компетентность, образованность, ответственность, способность брать на себя функцию лидера, решительность, коммуникабельность), которые дополняются личностными и деятельностными свойствами, вошедшими в полупериферию представлений (авторитарность, доброжелательность, харизматичность, справедливость, активность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, требовательность, честность). Показано также, что часть периферии представлений участников исследования составляют личностные и деятельностные характеристики, во многом противоречащие тем, которые вошли в ядро и полупериферию. Практическая значимость исследования связана с тем, что выявление содержания и структуры представлений о наиболее характерных личностных и деятельностных свойствах современных российских руководителей открывает большие прогностические возможности для использования в рамках кадровой работы, а также в процессе индивидуального консультирования кадров управления и психологического сопровождения их профессиональной деятельности.

96-106 297
Аннотация

Управление социальным кредитом представляет собой глобальную проблему, ставшую важным аспектом экономического развития ряда стран. В современном Китае в процессе социальных преобразований система управления социальным кредитом прошла три стадии эволюции: от нуля к существованию, от существования к реальности и от реальности к совершенствованию. Основываясь на трансформации рыночного порядка и построении системы социального кредита в Китае, в статье проводится системный анализ основного содержания и внутренней логики системы социального кредита. С целью предложения идей построения будущей системы социального кредита в Китае авторы рассматривают взаимоотношения между основными элементами его построения — рынком, обществом, правительством и рыночным порядком — с точки зрения политической теории Сэмюэля П. Хантингтона «Политический упадок», а также других китайских и зарубежных теорий.

107-117 316
Аннотация

В статье рассмотрен процесс цифровизации коммуникативного пространства между государством и обществом в современной России. С точки зрения концепций «нового государственного управления» и «сервисного государства» исследованы этапы становления электронного правительства. Изучены причины и предпосылки, которые привели к формированию концепции цифрового государственного управления. Проанализированы политические и институциональные перспективы развития новых интерактивных форматов и цифровых технологий, применяемых органами государственного управления в практике своего взаимодействия с населением. На основе проведенного исследования авторы делают выводы о том, что цифровые технологии являются современным и необходимым полифункциональным дополнением в масштабной институциональной среде политической системы России. При этом цифровые технологии требуют развития действующих политических институтов, а также гармонизации всех организационных структур государства.

118-123 252
Аннотация

Цель статьи — способствовать лучшему пониманию литературы в области политики искусственного интеллекта (ИИ) и продемонстрировать возможности использования программного обеспечения для автоматизированной обработки информационных массивов, загруженных из библиографических баз данных, для библиометрического анализа этой сложной междисциплинарной области исследования.

Методы. Во-первых, мы используем описательный анализ статей и авторов, чтобы определить, что такое «политика в области ИИ», и основные направления этой исследовательской области. Во-вторых, мы определяем концептуальную структуру области исследования с помощью библиометрического анализа, который позволяет создать карту основных и особо важных изучаемых тем. Эти темы были проанализированы и сгруппированы. В-третьих, мы выявляем направления будущих исследований.

Результаты. Всего было проанализировано 1545 публикаций из баз данных Google Scholar за период 1968–2022 гг. Полученные результаты свидетельствовали о возможности эффективного использования функциональных возможностей специального программного обеспечения для анализа тенденций в науке.

Выводы. Качественная интерпретация результатов позволила предложить несколько направлений исследований, которые следует развивать в будущем. Первое заметное наблюдение — это малое количество исследований, изучающих политику ИИ и ее качество в условиях геополитических потрясений. Второе исследовательское наблюдение заключается в том, что на данный момент мало исследований того, какие последствия имеет политика в области ИИ.

124-134 372
Аннотация

Статья освящает актуальную на сегодняшний день проблему усовершенствования государственной политики в области сохранения архитектурного наследия, авторы обращаются к позитивному опыту Китая, Японии и США. Основное содержание настоящего исследования составляет анализ структуры органов государственной власти и местного самоуправления, задействованных в вопросах охраны архитектурного наследия. В статье авторы обращаются к наработкам США в области сохранения памятников архитектурного наследия города силами органов местного самоуправления, активно вовлекающих в работу гражданское общество, которое содействует проведению мероприятий по сохранению объектов архитектурного наследия. Особый акцент делается на отношении органов государственной власти Китая к древностям, как к источнику мудрости и здравомыслия, способствующему «Великому возрождению китайской нации». Подробно авторы останавливаются на инициативе Японии на местах по взятию под охрану целых групп архитектурный зданий, представляющих особую историческую ценность. В результате исследования были обоснованы некоторые принципы государственной политики Китая, Японии и США в области сохранения архитектурного наследия, которые были бы уместны и применимы в отечественной практике, а именно, высокая степень популяризации и образования населения в вопросах охраны архитектурного наследия, демократический характер управления объектами архитектурного наследия, создание органами государственной власти благоприятных условий для привлечения неправительственных организаций, возможность организации системы «охраняемых территорий комплекса исторических зданий», автономия органов местного самоуправления и др.

135-143 202
Аннотация

В статье рассмотрен процесс рекрутирования и путей реализации собственного социального капитала представителей культурно-образовательной элиты в политическом пространстве. В частности, по результатам проведенного исследования биографий представителей культурно-образовательной элиты, присутствующих в органах государственной власти на примере Государственной Думы РФ, Правительства РФ и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, автором продемонстрирован процесс развертывания типов карьер в политическом пространстве. Основываясь на проведенном автором исследовании, представлены примеры успешного «транзита» собственного культурного капитала в политическое поле и обратно. Было показано, что рекрутирование культурно-образовательной элиты подразумевает комплексную систему действий, предполагающую то, каким образом представители культурного, научного, и в то же время образовательного сообщества рекрутируются в политическое пространство.

A LINEA

144-150 232
Аннотация

Кыргызская модель экспорта, например сельскохозяйственной продукции, часто проявляет свою организационную слабость, что не стимулирует развития экономики страны в целом. В настоящей статье приводится пример успешности японских торговых экспортно-импортных компаний, которые усовершенствовали свою торговую модель с учетом теории индустриальной организации по Альфреду Чандлеру.

НОВОСТИ



ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)