Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 9 (2016)

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

8-20 27
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные вопросы развития промышленности Санкт-Петербурга. В ней учитываются новые тренды индустриального роста страны. Выявляются особенности, трудности и перспективы развития промышленности города. Выявлены узкие места в этом процессе. Проанализированы теоретические аспекты эффективности промышленной политики.
21-29 45
Аннотация
Вопросы обеспечения информационной безопасности государства неразрывно связаны с политическими, экономическими и правовыми гарантиями реализации свободы слова и самовыражения в международном информационном пространстве. В современных политико-правовых условиях в равной степени опасны и недопустимы проявления цензуры и злоупотребления свободой массовой информации, самоизоляция и экстремизм, необъективность и безразличие в отношении тех событий, которые происходят в международной системе. В нарождающейся мультимедийной реальности угрозы безопасности связаны как с техническими особенностями передачи данных, так и с экономической природой общественных отношений в виртуальной среде. В процессе обеспечения информационной безопасности первостепенное значение приобретает устойчивое развитие информационной инфраструктуры гражданского общества и индустрии производства массовой информации.
30-36 102
Аннотация
В статье проводится анализ феномена «социальное пространство», раскрывается историческая роль России в формировании единого социального пространства на Южном Кавказе, исследуются доктринальные взгляды ученых и политиков Российской Федерации и кавказских государств на процесс формирования социального пространства Закавказья, проводится оценка перспективы влияния ведущих акторов внешней политики на социальное пространство в регионе Южного Кавказа.
37-44 30
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы циркуляции элит, описывается концепция жизненного цикла элиты, его содержание как инструмента политического анализа, определяются пространственно-временные рамки развития цикла. Основным результатом работы в аспекте предметного содержания категории «жизненный цикл политической элиты» является модель определения функционального состояния элиты в виде обобщенной матрицы переменных анализа жизненного цикла политической элиты. Статья является раскрытием тезисов выступления на Форуме молодых политологов VII Всероссийского конгресса политологов РАПН (Москва, 19-21 ноября 2015 г.) [9].
45-51 30
Аннотация
Статья обращается к проблеме политической обусловленности разумно-необходимого толкования международных норм в ситуациях изменившейся геополитической реальности. Вмешательство в конфликт на территории суверенного государства запрещено Уставом ООН, однако международные акторы заявляют о справедливости такого вмешательства ввиду нарушения общих интересов в сфере безопасности. В ходе противодействия применению химического оружия в гражданском конфликте на территории Сирии влиятельные международные акторы сформировали новую парадигму вмешательства, которая разрешает применение внешней силы для урегулирования внутренних конфликтов, поскольку применение химического оружия, где бы то ни было, представляет собой угрозу международному миру и безопасности. При видимой проблеме умолчания в нормативном регулировании, парадигма ООН, тем не менее, позволяет государствам легитимировать применение силы через ad hoc создание «нового» регулирования.
52-59 30
Аннотация
В статье рассматриваются место и роль Национальной гвардии, созданной указом Президента Российской Федерации в апреле 2016 г., в системе институтов обеспечения военной безопасности. Проблемы ее формирования и функционирования анализируются в контексте Стратегии национальной безопасности России, где отмечается, что повышение эффективности ее обеспечения возможно за счет совершенства структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также комплексного развития правоохранительных органов и специальных служб. Рассматриваются также основные положения указа Президента РФ, посвященного созданию Национальной гвардии и ее войск, Федерального закона «О войсках Национальной гвардии Российской Федерации». Отмечается, что Национальная гвардия призвана повысить эффективность противодействия экстремизму и терроризму как на территории государства, так и за ее пределами, что особенно важно в условиях ведения «гибридных войн». Определяется значение подобных институтов, действующих в ряде других стран. Проводится анализ основных задач и полномочий вновь созданного института, в рамках которых возможно обеспечение военной безопасности России, в частности, в режиме военного положения и в других особых правовых режимах. Выделяется ряд проблем, связанных с созданием нового института: необходимость четкого разграничения полномочий и задач с другими силовыми структурами, внесения определенности в терминологию, связанную со сферой национальной безопасности. Делается вывод, что создание Национальной гвардии открывает новые возможности в сфере обеспечения военной безопасности страны.
60-68 30
Аннотация
В статье рассматриваются избирательные стандарты Содружества Независимых Государств, установленные Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств; отмечается взаимосвязь принципов избирательного права и правовых избирательных стандартов; представлены правовые избирательные стандарты, обеспечивающие единообразное понимание и применение принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права, а также принципов обязательности и периодичности выборов. Рассмотрены особенности правового регулирования принципа всеобщего избирательного права в конституциях государств-участников Содружества Независимых Государств.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

69-82 29
Аннотация
В продолжение статьи рассматриваются принципы и методы построения гибридной модели многофакторного индексного анализа обращения материальных активов на примере розничного торгового предприятия. Анализ времени и скорости движения оборотных средств проведен в отношении товарных запасов текущего хранения по однородным позициям группового ассортимента обувного отдела экономического субъекта. Отдельно были построены модель времени и модель скорости оборачиваемости изучаемых активов. А на заключительном этапе, применяя процедуру так называемого индексного кроссинга, была сконструирована v|t-модель, которая содержит пять самостоятельных признаков-факторов. За каждым из учтенных признаков-факторов скрывается свой стандартный статистический показатель, по которому традиционно осуществляется экономический анализ в зависимости от сформулированных целей и задач, как на предприятиях, так и для специальных прикладных исследований. Эти же показатели служат индикаторами финансового состояния любого экономического субъекта, служат сравнительными характеристиками при оценке конкурентоспособности субъекта на товарных рынках и могут быть использованы при оценках рыночной стоимости бизнеса. Полученная модель верифицирована, по ней проведены достоверные расчеты. Модель открывает новые горизонты проведения финансово-экономического анализа движения материальных активов предприятия, позволяет воедино и комплексно изучать параметры скорости и времени товарного обращения. Последнее осложнено, а, подчас, бывает и вовсе невозможно, в эконометрических многофакторных моделях в связи с явлением мультиколлинеарности признаков-факторов. Отмеченное обстоятельство делает перспективной построенную впервые подобную гибридную модель для решения задач краткосрочного прогнозирования и в целях оперативного планирования.
83-94 34
Аннотация
В статье предложена математическая модель для количественной оценки эффективности управления таможенными рисками. Особенность модели состоит в комплексном учете непосредственного и латентного эффектов функционирования системы управления таможенными рисками (СУР). Модель опирается на теоретико-вероятностное представление процесса возможного нарушения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.
95-105 27
Аннотация
В статье предложена модель роста стоимости торговых предприятий, которая позволяет количественно оценивать уровень роста, его изменчивость и стабильность, а также совершенствовать процедуры выбора и обоснования мероприятий по повышению уровня роста стоимости.
106-113 30
Аннотация
Достижение стратегических целей России связано с созданием инновационной экономики и реализацией инновационных проектов. Разработка и реализация инновационных проектов во всех сферах является фундаментом обеспечения как национальной, так и экономической безопасности государства. Инновационные проекты являются источниками возникновения особых рисков, поэтому процесс управления рисками требует применения специальных методов. В статье проблемное поле логистики рассматривается в разрезе функционирования таможенной и околотаможенной сфер, а компьютерно-программный сектор системы «таможня-бизнес» рассматривается в качестве перспективной платформы для внедрения инноваций. Приводятся основные признаки инновационных проектов, дается классификация рисков функционирования таможенной и околотаможенной сфер. На основе анализа возможности совершенствования системы управления рисками (СУР) формулируются конкретные рекомендации. Для целей оптимизации работы таможенной компоненты предлагается включение дополнительных этапов в функционирование СУР.
114-126 36
Аннотация
Для России отношения с Японией как в советский период, так и после распада СССР и образования Российской Федерации были и остаются предметом значительного экономического интереса. Связи с Японией имеют для Российской Федерации особое значение, поскольку по своему формату они выделяются из общей системы международных отношений РФ с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Их особенностью является то, что, несмотря на постоянное нахождение Японии в группе основных торгово-экономических партнеров России, межгосударственные отношения вследствие остающейся неурегулированной после окончания Второй мировой войны территориальной проблемы сохраняют сложный характер. В известной мере отрицательное влияние на экономические связи между двумя странами оказывают последствия «холодной войны», во время которой страны находились во враждующих военно-политических группировках. Основная задача статьи - выявление и оценка тенденций торгового и инвестиционного сотрудничества между двумя странами, а также определение проблем, мешающих их развитию.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

127-134 27
Аннотация
В статье рассматриваются достоинства, проблемы и перспективы современной электронной демократии, электронного информационного общества, электронного правительства Российской Федерации. Пути их развития и совершенствования. Ожидаемые в 2020 г. результаты реализации Программы Информационное общество Российской Федерации.
135-140 22
Аннотация
Как и любой другой сложный феномен, «революция» меняется вместе с человеческой цивилизацией. Понимание многих политических процессов в современном мире становится возможным через понимание революционного феномена. Так, в начале XXI в. по миру прокатилась волна «цветных революций», а затем и «Арабская весна». Своей задачей мы видим создание рабочей типологии революций. Для этого мы воспользуемся теориями мир-системного анализа и культурной гегемонии.
141-147 23
Аннотация
В статье проведен анализ включения мигрантов в трудовую деятельность с учетом реальных потребностей рынка труда и целевого подхода к их набору, а также выявлен эффективный механизм привлечения трудовых мигрантов в соответствии с реальными потребностями хозяйствующих субъектов в форме организованного набора иностранных работников, который может применяться в регионах с недостаточным трудовым потенциалом. Проведено исследование комплекса мер по совершенствованию регулирования трудовой миграции в аспекте формирования эффективного механизма привлечения квалифицированных работников из числа трудовых мигрантов для обеспечения базовых отраслей экономики в рабочей силе (на примере Санкт-Петербурга).
148-158 40
Аннотация
В статье автор рассматривает историю появления и современное развитие криптовалют в мире и в странах Европы, а также оценивает их правовое регулирование. В центре внимания оказывается технология blockchain и криптовалюта bitcoin, популярность которых позволяет говорить сегодня о децентрализации управления финансами и другими активами. Автор полемизирует насчет возможностей изменения правового регулирования криптовалют, а также сравнивает отдельные европейские достижения в этой области с российским опытом.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

159-171 19
Аннотация
Николай II пытался сохранить государственный порядок, существовавший при его отце Александре III, однако первые годы его правления ознаменовались острым дефицитом деятельности правительства. Многие годы успешно функционировало лишь Министерство финансов во главе с С. Ю. Витте. Николай II обратил свое внимание на деятельность Министерства иностранных дел и вместе с министром М. Н. Муравьевым инициировал в 1899 г. созыв Международной Гаагской конференции мира в целях проведения миролюбивой политики в Европе. Через Министерство внутренних дел происходила трансформация политических отношений между самодержавием и общественностью в сторону либерализации (поиск новых форм взаимодействия государственных структур управления с земскими учреждениями). Взаимоотношения С. Ю. Витте и Николая II - это клубок нравственных, этических, политических и экономических связей, несмотря на разницу во взглядах для обоих в центре их интересов было государство и самодержавие.
172-183 24
Аннотация
Статья посвящена анализу роли организованной молодежной среды в гуманитарной сфере, выступающей на фоне новых объективных тенденций сближения, и деструктивных явлений между отдельными странами постсоветского пространства. Рассмотрены предпосылки некоторых аспектов становления организованной молодежной среды в социально-исторических условиях и роль отдельных ее участников в плане развития гуманитарного сотрудничества в регионе. Многообразие форм международной деятельности молодежи, ее влияние на этот процесс находятся за пределами исследовательского интереса, и дальнейшее изучение скорее может открыть новые горизонты дискурса относительно стратегического ведения гуманитарной роли молодежного фактора в качестве эффективного инструмента внешней культурной политики России.
184-190 22
Аннотация
В статье анализируется состояние исполнительной власти в СССР на областном уровне на рубеже 1920-1930-х гг. на примере Центрально-Черноземной области. Опыт административно-территориальных реформ по созданию мега-областей исследуется в применении к современности.

A LINEA

191-199 31
Аннотация
Статья посвящена вопросу о том, как при определении стратегического пути развития нашей страны и формировании вариантов решения сложившихся кризисных ситуаций важное место стали занимать политические доклады и проекты программно-стратегических документов с учетом мнения экспертного сообщества, определяющие будущее страны. Диалог происходит в результате институализированного взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти в вопросах формирования консенсуса относительно основных приоритетов социально-экономического развития государства. С точки зрения структурно-синхронического, функционального исследования данных вопросов, вызывает обеспокоенность проблема субъективного пренебрежения некоторыми экспертами и рядом руководителей данными, включая статистические, которые скрупулезно собираются различными институтами государственной власти. Статья может быть рекомендована для использования в работе профильного и экспертного сообщества при рассмотрении вопросов, связанных с экспертным сопровождением подготовки и принятия политических решений в сфере государственного управления.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

200-207 30
Аннотация
Статья представляет собой перевод первой из 30 глав монографии «Притязания и реальность. Внешняя политика Австрии с 1945 г.», изданной в Австрии в 2015 г., которая посвящена анализу австрийской внешней политики в период от окончания Второй мировой войны по настоящее время и является первым за последние годы серьезным аналитическим трудом по этой теме. Его особая ценность заключается в демонстрации актуального взгляда авторов - дипломатов, много лет проработавших в МИД Австрии. В первой главе излагается краткое описание основных тезисов, характеризующих современное внешнеполитическое развитие страны. Это изменение концепции постоянного нейтралитета и государственного суверенитета Австрии в связи с вступлением в Европейский союз, новые перспективы для страны в связи с общей внешней политикой и политикой безопасности, роль СМИ, вопрос об австрийской внешнеполитической стратегии, задачи консульской службы, взаимовлияние внутренней и внешней политики как глобальный тренд и т. д. Авторы также раскрывают свою позицию в отношении ориентиров, которым, по их мнению, должна следовать внешняя политика Австрии.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)