Официальная отчетность религиозных организаций как источник эмпирических данных о деятельности Церкви: некоторые вопросы теории и практики Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-135-145
Аннотация
Актуальность любого материала, предлагаемого научной и экспертной общественности, зависит от многих факторов. Объективно - пребывание того или иного вопроса в центре общественного внимания положительно влияет на актуализацию той или иной статьи. Однако существует очевидная опасность. Академические подходы, случайно попавшие в резонанс с глобальными тенденциями, могут пасть жертвой политической конъюнктуры. Актуальность в данном случае может стать жертвой политического момента. Более того, та или иная тема, находясь в центре общественного обсуждения, негативно влияет именно на академическое осмысление проблемы. Все это полностью относится к вопросу взаимоотношения государства и церкви в современной Европе и России.
Несколько слов о глобальных тенденциях. Суть их сводится к нарастанию конфронтации между сторонниками новых идеологических подходов и традиционалистами, в ряду которых оказываются многие верующие.
Отношения религии и государства свидетельствуют о том, что государства и общества до сегодняшнего дня не научились проводить эффективную грань между своими интересами и интересами верующих. Данный факт предполагает аккуратное государственное и общественное участие в делах церкви. Однако признания этого обстоятельства мало. Государство должно четко представлять, что, где и как происходит в церковной сфере жизни общества в тех случаях, когда дела церковные могут повлиять на общественную и государственную безопасность.
Известно также то, что практически все ведущие церкви в большей или меньшей степени предоставляют официальную отчетность государству. Однако работа с этой отчетностью, ее научный анализ не всегда репрезентативен.
Цель. Представленная статья направлена на частичное решение задачи повышения эффективности академических исследований деятельности церкви. Причем именно на базе официальной церковной статистики. Авторскую позицию изложим сразу. Государства и общества не имеют права выпустить из-под контроля эту важнейшую сферу жизни. Функции государства в этом случае, как минимум, контролирующие. Неэффективное исполнение государством своих функций мы видим на примере многих стран мира. Ситуация во Франции не более чем эталонный случай проблемы, которая в той или иной степени существует в большей части стран мира, отличающихся этнической и конфессиональной неоднородностью.
Об авторах
О. А. БалабейкинаРоссия
Балабейкина Ольга Александровна, доцент, кандидат географических наук, доцент
Санкт-Петербург
Н. М. Межевич
Россия
Межевич Николай Маратович, главный научный сотрудник, доктор экономических наук, профессор
Москва
А. А. Янковская
Россия
Янковская Анна Андреевна, доцент, кандидат экономических наук
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Агафошин М. М., Горохов С. А. Влияние внешней миграции на формирование конфессиональной структуры населения Швеции // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 2. С. 84–99.
2. Балабейкина О. А. Конфессиональное зарубежное регионоведение как направление исследований // Регионология. 2020. № 1. С. 111–132.
3. Балабейкина О. А. Религиозный туризм в регионе: современное состояние и перспективы развития (на примере Волгоградской области) // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 1. С. 83–94.
4. Балабейкина О. А., Кузнецова Ю. А. Влияние религии на социальные и экономические аспекты жизнедеятельности (на примере Римско-Католической Церкви Филиппин) // Псковский регионологический журнал. 2020. № 3 (43). С. 58–72.
5. Богатова О. А., Долгаева Е. И., Митрофанова А. В. Деятельность социально ориентированных организаций Русской православной церкви: региональные аспекты // Регионология. 2019. Т. 27. № 3. С. 489–512.
6. Горохов С. А., Агафошин М. М. Подходы к оценке религиозной принадлежности населения в географических исследованиях // Географическая среда и живые системы. 2020. № 2. С. 52–64.
7. Лункин Р. Н. Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 104–109.
8. Лункин Р. Н. Русское православие перед лицом социальных вызовов: волонтерство или христианская реабилитация групп риска // Вестник Пермского университета. Политология. 2018. № 2. С. 156–171.
9. Лункин Р. Н. Статистика европейской религиозности: от секуляризации до триумфа идентичности // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. № 3. С. 171–178.
10. Лункин Р. Н. Стратегия работы религиозных объединений с иммигрантами: от социальной адаптации к миссии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2019. № 1. С. 77–83.
11. Лункин Р. Н. Церковь и общество в Швеции: современный шведский либерализм и консерватизм // Современная Европа. 2011. № 2 (46). С. 125–137.
12. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Международные отношения и война антитрадиционализма с идентитетом // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 4. С. 5–14.
13. Лункин Р. Н., Филатов С. Б. Межконфессиональные различия в Европе и новые идеологические противостояния // Современная Европа. 2018. № 3. С. 102–114.
14. Манаков А. Г. Трансформация территориальной структуры конфессионального пространства России в ХХ — начале XXI в. // Географический вестник. 2019. № 2 (49). С. 13–24.
15. Манаков А. Г., Дементьев В. С. Территориальная структура конфессионального пространства юго-восточной части Балтийского региона // Балтийский регион. 2019. Т. 11. № 1. С. 92–108.
16. Сафронов С. Г. Факторы развития религиозной сферы на постсоветском пространстве // Проблемы безопасности российского общества. 2015. № 2. С. 125–131.
17. Clarce G. Faith Matters: Faith-Based Organizations, Civil Sotiety and Development // Journal of International Development. 2006. Vol. 18. № 6. P. 835–848.
18. Gladkiy Yu. N., Gladkiy I. Yu., Eidemiller K. Yu. Islamic diffusion in the Baltics: the fruit of European multiculturalism // Baltic Region. 2017. Vol. 9 № 7. P. 30–44.
19. Kaariainen K. Religion and state in Finland // Nordic Journal of Religion and Society. 2011. № 2. P. 155–171.
20. Krindatch A. D. Changing relationships between Religion, the State, and Society in Russia // GeoJournal. 2006. Vol. 67. P. 267–282.
21. Makris G., Bekridakis D. The Greek Orthodox Church and the Economic Crisis Since 2009 // International Journal for the Study of the Christian Church. 2013. Vol. 13. № 2. P. 111–132.
22. Molodikova I. N., Lyalina A. V., Emelyanova L. L. Contacts with Diasporas and Diaspora Organisations as a Key to a Successful Migrant Integration Policy in the EU // Baltic Region. 2018. Vol. 10 № 3. P. 58–79.
23. Paроuras P. Faith through Deeds: Case Studies of a Faith-Based Humanitarian Organization // The Review of Faith and International Affairs. 2016. Vol. 14. № 1. P. 51–57.
24. Rogers M. Does religion always help the poor? Variations in religion and social class in the west and societies in the global south // Palgrave Communications. 2018. Vol. 4. № 1. P. 73.
25. Yang J. A Christian Perspective on Immigrant Integration // The Review of Faith and International Affairs. 2011. Vol. 9. № 1. P. 77–83.
Рецензия
Для цитирования:
Балабейкина О.А., Межевич Н.М., Янковская А.А. Официальная отчетность религиозных организаций как источник эмпирических данных о деятельности Церкви: некоторые вопросы теории и практики Евангелическо-Лютеранской Церкви Швеции. Управленческое консультирование. 2020;(10):135-145. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-135-145
For citation:
Balabeikina O.A., Mezhevich N.M., Iankovskaia A.A. Official Reporting of Religious Organizations as a Source of Empirical Data on the Activities of the Church: Some Questions of Theory and Practice of the Evangelical Lutheran Church of Sweden. Administrative Consulting. 2020;(10):135-145. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-10-135-145

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.