Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Инструменты реализации стратегий в условиях цифровой трансформации промышленных предприятий

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-69-79

Аннотация

   В сложившихся условиях неопределенности, вызванных санкциями и изменениями геополитической обстановки, важным становится корректный выбор как стратегических приоритетов развития, так и управленческих инструментов для их реализации. С учетом глобального тренда на цифровизацию и растущего предложения со стороны разработчиков программного обеспечения необходимо понимание, какие программные продукты и для каких целей могут быть использованы на конкретных предприятиях. Проблема заключается в том, что в условиях нестабильности, санкционного давления, ухода зарубежного программного обеспечения с российского рынка предприятия вынуждены менять технологические и бизнес-процессы, искать новые инструменты для реализации стратегий развития.

   Цель статьи: определение основных принципов выбора стратегических управленческих инструментов и информационных технологий как элементов стратегического управления на предприятиях в условиях цифровой трансформации.

   В статье показано, что любые инструменты реализации стратегий c учетом цифровизации промышленных предприятий необходимо рассматривать в рамках автоматизированной процессной модели управления. В ее основе могут быть различные информационные технологии или единые платформенные решения в зависимости от степени охвата бизнес-процессов предприятия, степени готовности переходить на цифровые технологии в стратегическом и оперативном управлении. Современный тренд — реализовывать стратегические направления развития, базируясь на внутренней экосистеме предприятия. Корректный выбор информационных технологий в рамках экосистемы предприятия предполагает, что инвестиции в технологии соответствуют бизнес-целям компании, адаптируются к изменяющимся потребностям, интегрируются с существующими системами, удобны для пользователя, безопасны и обеспечивают своевременный возврат инвестиций. В конечном счете эти принципы позволяют предприятиям успешно пройти путь цифровой трансформации и использовать технологии в качестве стратегического фактора устойчивого роста.

Об авторах

С. В. Шабаева
Петрозаводский государственный университет
Россия

Светлана Владимировна Шабаева, профессор, доктор экономических наук

кафедра финансов, финансового права, экономики и бухгалтерского учета

Петрозаводск



А. И. Шабаев
Петрозаводский государственный университет
Россия

Антон Игоревич Шабаев, директор, кандидат технических наук, доцент

Центр систем автоматизации

Петрозаводск



Список литературы

1. Вертакова Ю. В., Бабич Т. Н., Брагина А. В. Стратегические ориентиры модернизации промышленных предприятий России // Экономика промышленности. 2021. Т. 14, № 3. С. 288–297. DOI: 10.17073/2072-1633-2021-3-288-297.

2. Виханский О. С. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом // Менеджмент: век XXI / под ред. О. С. Виханского, А. И. Наумова. М. : Инфра-М, 2015. С. 17–36.

3. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290–299. DOI: 10.17073/2072-1633-2020-3-290-299.

4. Квинт В. Л., Бабкин А. В., Шкарупета Е. В. Стратегирование формирования платформенной операционной модели для повышения уровня цифровой зрелости промышленных систем // Экономика промышленности. 2022. Т. 15, № 3. С. 249–261. DOI: 10.17073/2072-1633-2022-3-249-261.

5. Нигай Е. А., Наумченко А. А. От SPOD к BANI: цифровая трансформация бизнес-модели организации сферы недвижимости // Управленческое консультирование. 2023. № 5. С. 63–75. DOI: 10.22394/1726-1139-2023-5-63-75.

6. Новикова И. В. Стратегическое управление трудовыми ресурсами. М. : КНОРУС, 2022.

7. Новикова И. В. Cтратегическое развитие трудовых ресурсов Дальнего Востока России. М. : Креативная экономика, 2019. 158 с. DOI: 10.18334/9785912922756.

8. Новицкая А. М., Алимурадов М. К. Стратегические источники финансирования деятельности компании // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 1. С. 97–107. DOI: 10.21603/2782-2435-2023-3-1-97-107.

9. Фелпс Э. Массовое процветание: Как низовые инновации стали источником рабочих мест, новых возможностей и изменений. М. : Изд-во Института Гайдара; Фонд «Либеральная Миссия», 2015.

10. Цивилева А. Е., Голубев С. С. Методология стратегического управления угледобывающими предприятиями в чрезвычайный период // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 4. С. 470–482. DOI: 10.21603/2782-2435-2022-2-4-470-482.

11. Шабаев А. И., Косицын Д. П. Разработка и внедрение систем оптимального планирования для повышения эффективности предприятий ЛПК // Автоматизация в промышленности. 2016. № 6. С. 10–15. EDN WJGBWT.

12. Шабаева С. В., Шабаев А. И. Стратегические возможности цифровизации предприятий лесопромышленного комплекса России // Экономика промышленности. 2023. Т. 16, № 2. С. 155–165. DOI: 10.17073/2072-1633-2023-2-155-165.

13. Chesbrough H. Open Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology Paperback — Harvard Business Review Press. First Trade Paper ed., 2006.

14. Cohn M. Succeeding with Agile: Software Development Using Scrum. Addison-Wesley Professional, 2009.

15. Davenport T. Process Innovation: Reengineering work through information technology. Boston: Harvard Business Press,1993.

16. Davenport Thomas H., Leibold M., Voelpel S. Strategic management in the innovation economy. Strategy approaches and tools for dynamic innovation capabilities. Wiley, 2006.

17. Fingar P., Aronica R. Death of “e” and the Birth of the Real New Economy: Business Models, Technologies and Strategies for the 21<sup>st</sup> Century. Meghan-Kiffer PressTampa, FLUnited States, 2001. ISBN 978-0-929652-20-7

18. Hammer M. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. New York: Harper Collins, 2003.

19. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution // Business Horizons. 1993. N 9. Vol. 36. Is. 5. P. 90–91.

20. Kaplan R., Norton D. Strategy Maps: Converting Intangible Assets. Harvard Business Review Press; 1<sup>st</sup> ed. 2004.

21. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. DOI: 10.4324/9781315709314.

22. Kvint V. The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics. Routledge; 1<sup>st</sup> edition, 2009.

23. McClellan M. Applying Manufacturing Execution Systems. CRC Press; 1<sup>st</sup> edition, 1997.

24. Shabaev A. Manufacturing Information Systems for Forestry Companies Based on Integrated Modular Approach «Many Companies — One Tool» // ICT with Intelligent Applications. Proceedings of ICTIS 2021. Springer, Singapore, 2021. Vol. 1. С. 633–641. DOI: 10.1007/978-981-16-4177-0_63.

25. Shabaev A. I., Pitukhin E. A. Integrated Approach to Automation of a Wide Range of Forestry Industry Enterprises Based on Universal Platform Solutions. In: Silhavy R., Silhavy P., Prokopova Z. (eds). Data Science and Intelligent Systems. CoMeSySo 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, Springer, Cham. 2021. Vol. 231. P. 870–883. DOI: 10.1007/978-3-030-90321-3_72.

26. Wysocki R. Effective Project Management: Traditional, Agile, Extreme, Hybrid. Wiley; 8<sup>th</sup> edition, 2019.


Рецензия

Для цитирования:


Шабаева С.В., Шабаев А.И. Инструменты реализации стратегий в условиях цифровой трансформации промышленных предприятий. Управленческое консультирование. 2023;(10):69-79. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-69-79

For citation:


Shabaeva S.V., Shabaev A.I. Tools for Implementing Strategies in the Context of Digital Transformation of Industrial Enterprises. Administrative Consulting. 2023;(10):69-79. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-69-79

Просмотров: 340


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)