Fanfiction как новое социальное медиа, или Почему молодежь пишет и читает непрофессиональную литературу
https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-137-156
Аннотация
Fanfiction — литературное творчество фанатов с использованием сюжетных линий и персонажей из любимого произведения-канона. Оно возникло вместе с появлением интернета, потому что именно в сети могут публиковаться и обсуждаться такие произведения. Оценки этого явления весьма неоднозначны: от низкопробного графоманства до школы литературного мастерства. В любом случае, fanfiction — важный элемент популярной / конвергентной культуры, в том числе российской, который оказывает заметное социализирующее влияние на своих участников.
Цель исследования — описание специфики fanfiction как нового социального медиа в современном русскоговорящем сообществе.
Задачи: 1) охарактеризовать читательскую аудиторию русскоязычного fanfiction; 2) определить мотивацию читателей фанфиков; 3) описать характер читательских предпочтений; 4) выделить функции fanfiction как социального медиа и их реализацию русскоговорящими читателями.
Теоретическая рамка: теория конвергентной культуры Г. Дженкинса и широкий подход к пониманию медиа М. Маклюэна.
Эмпирическая база — онлайн-опрос 1007 респондентов, вторичный анализ данных исследований фанфиков.
Результаты. Основными читателями фанфиков являются молодые девушки среднего класса, проживающие в мегаполисах и крупных городах, они учатся или работают в сфере образования, науки, искусства и IT. Функции, которые выполняет fanfiction, соотносятся с функциями социальных медиа: в первую очередь — развлечение, отдых и досуг, во вторую — новые эмоции и новые впечатления. В сочетании с возможностью общаться с единомышленниками, делиться своим мнением или публиковать собственные тексты, получая немедленную обратную связь, fanfiction становится пространством, в котором возрастает роль каждого отдельного пользователя в судьбе конкретного произведения, что раскрывает его конвергентную природу. Направления дальнейших исследований: изучение влияния стереотипных представлений о fanfiction на его развитие, анализ причин амбивалентного отношения читателей и авторов фанфиков к жестокости, выяснение причин гендерно однородного состава онлайн-сообщества fanfiction.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. КашинаРоссия
Марина Александровна Кашина, профессор, доктор политических наук, доцент
кафедра социальных технологий
Санкт-Петербург
А. А. Педченко
Россия
Александра Андреевна Педченко, студентка бакалавриата по направлению «Журналистика»
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Белая Е. К., Кашина М. А. K-pop, социальные сети, гендерные представления: проблемы презентации и восприятия (на примере творчества группы BTS) // Управленческое консультирование. 2022. № 11 (167). С. 67–85.
2. Денисова А. И. Фанфикшн как субкультура и феномен массовой литературы // Аналитика культурологии. 2012. № 24 [Электронный ресурс]. URL: https:cyberleninka.ru/article/n/fanfikshn-kak-subkultura-i-fenomen-massovoy-literatury/viewer (дата обращения: 12. 02. 2023).
3. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М. : РИПОЛ классик / «Панглосс», 2019. 384 с.
4. Долгина О. Е., Лопаткина А. А., Педченко А. А. Образ романтических отношений в российской сетевой литературе (на примере наиболее популярных произведений отечественного fanfiction) // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2023. Т. 9. Вып. 2 (22). С. 51–70.
5. Кашина М. А. Популярность k-pop культуры в России: благо или зло? Кейс BTS // Управленческое консультирование. 2023. № 8 (176). С. 116–137.
6. Костюрина Н. Ю. Фанфикшн как предмет научного исследования в российском гуманитарном знании // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре гос. технического университета. 2016. № 1–2 (25) С. 63–67.
7. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / закл. ст. М. Вавилова. М. ; Жуковский : «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 464 с.
8. Московкина Е. А. Фанфикшн как феномен читательской культуры: между автором и читателем // МНКО. 2018. № 5 (72) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fanfikshn-kak-fenomen-chitatelskoy-kultury-mezhdu-avtorom-i-chitatelem (дата обращения: 12. 02. 2023).
9. Пейгина Л. В. Проблемы творческой иерархии в русскоязычных фандомных сообществах на примере флэшмоба «Я не боюсь творить» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 114–125.
10. Романенко К. Р. Трансформация канона, борьба с каноном, пересоздание канона как основания культуры фанфикшна // Философия. Журнал высшей школы экономики. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kanona-borba-s-kanonom-peresozdanie-kanona-kak-osnovaniya-kultury-fanfikshna (дата обращения: 12. 02. 2023).
11. Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. № 3. С. 137–194.
12. Самутина Н. Ускользающие читатели: трансформации популярной культуры на русском языке как вызов исследователям литературных практик // Новое литературное обозрение. 2019. № 160 (6/2019). С. 307–321.
13. Солина А. В. Русскоязычный фанфикшн как объект полидисциплинарного исследования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 2 (106). С. 26–35. DOI: 10.24412/1997-0803-2022-2106-26-35.
14. Четина Е. М., Клюйкова Е. А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. № 3 (31).
15. Busse K. Framing Fan Fiction: Literary and Social Practices in Fan Fiction Communities. Iowa City, 2017.
16. Busse K., Hellekson K. eds. Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet: New Essays. North Carolina, London, 2006.
17. Cumberland S. Private Uses of Cyberspace: Women, Desire, and Fan Culture / S. Cumberland // Rethinking Media Change: The Aesthetics of Transition. Ed. Thornburn D., Jenkins H. Massachusetts : The MIT Press, 2003. Р. 261–279.
18. Derecho A. Archontic literature: a definition, a history, and several theories of fan fiction // Fan fiction and fan communities in the age of the Internet / ed. K. Hellekson, K. Busse. Jefferson: McFarland, 2006. P. 61–78.
19. Fang Y. Blurring Boundaries: How Writing Slash Fanfiction Empowers Young Women in Mainland China // Columbia Undergraduate Research Journal. 2021. N 5 Р. 1–13.
20. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture / Henry Jenkins // New York: Routledge, 1992.
21. Jenkins H., Ito M., Danah Boyd. Participatory Culture in a Networked Era: A Conversation on Youth, Learning, Commerce, and Politics. Cambridge, UK : Polity, 2015. 220 p.
22. Gwenllian-Jones S. The Sex Live of Cult Television Characters // Screen. 2002. Vol. 43 (1). Р. 79–90.
23. Levy P. Collective Intelligence: Mankind’s Emerging World in Cyberspa / Pierre // Cambridge, Mass. : Perseus Books, 1997.
24. Murthy D. Twitter: Social Communication in the Twitter Age. Cambridge, 2018.
25. Samutina N. Fan fiction as World-building: Transformative Reception in Crossover Writing’. 2016. Continuum. Vol. 30. N 4. Р. 433–450.
26. Thomas B. What Is Fanfiction and Why Are People Saying Such Nice Things about It? // Storyworlds: A Journal of Narrative Studies 2011. N 3. Р. 1–24.
Рецензия
Для цитирования:
Кашина М.А., Педченко А.А. Fanfiction как новое социальное медиа, или Почему молодежь пишет и читает непрофессиональную литературу. Управленческое консультирование. 2023;(10):137-156. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-137-156
For citation:
Kashina M.A., Pedchenko A.A. Fanfiction as a New Social Media, or For What Reason the Youth Write and Read Non-Professional Literature. Administrative Consulting. 2023;(10):137-156. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-137-156

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.