Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Технологии формирования политического имиджа правящей парламентской партии в социальных сетях и блогах: на примере политической партии «Единая Россия»

https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-4-104-115

EDN: NPKXSW

Аннотация

Актуальность темы статьи состоит в том, что политические партии в информационном обществе неизбежно применяют технологии формирования своего имиджа путем использования социальных сетей. Российские политические партии активно применяют данные технологии уже 14 лет, но специфика контента информации и методик формирования имиджа парламентской политической партии, в том числе — правящей, изучена на материалах Российской Федерации недостаточно.

Цель исследования — установить технологии формирования политического имиджа правящей парламентской партии в социальных сетях на примере политической партии «Единая Россия». Преимущественно внимание уделено периоду 2016–2024 гг. ввиду хронологии проведения президентских и парламентских выборов.

Методы исследования: коммуникативный и сетевой подходы в политической науке, сравнительный метод анализа, позволяющие выявить технологические компоненты формирования политического имиджа партии «Единая Россия», определить их тенденции развития. Для раскрытия противоречий конструирования имиджа партии применен метод контент-анализа предвыборных заявлений политической партии, агитационных роликов в официальных сообществах в социальных сетях Telegram, ВКонтакте и на платформе YouTube, коммуникации с населением на личных страницах кандидатов.

Результаты исследования показывают, что первоначально Интернет в России начал использоваться преимущественно оппозиционными партиями, поскольку лучше соответствовал профилю их целевых групп. Сейчас Интернет представляет собой всеобъемлющую площадку для создания и трансляции информации о деятельности российских политических партий, формирующую интерактивную, конкурентную среду политической коммуникации.

Установлена степень эффективности применения различных технологических компонентов при формировании политического имиджа партии «Единая Россия». Более половины информационных потоков партии приходится на крупные интернет-порталы известных новостных и аналитических изданий. Активность ведения официального сообщества партии в социальных сетях ВКонтакте и Telegram, их стилистическое оформление находятся на должном уровне: посты о деятельности партии или о событиях с непосредственным участием партии публикуются не реже 2–3 раз в день, положительны по тематике. Акцент делается на позитивном освещении партийных проектов. Платформа YouTube используется менее эффективно. Сформулированы рекомендации для партии «Единая Россия» по повышению эффективности использования социальных сетей и блогов в предвыборных кампаниях.

Об авторе

Д. А. Голубенко
Кубанский государственный университет
Россия

Голубенко Денис Андреевич, аспирант кафедры политологии и политического управления

Краснодар



Список литературы

1. Баранов А. В. Трансформации партий в России на региональном уровне: электоральный аспект (2003–2010 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. СПб., 2011. Вып. 3. С. 108–117.

2. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. 252 с.

3. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления: навстречу цифровому обществу. М.: Проспект, 2021. 414 с.

4. Макаркин А. В. «Единая Россия» — проблема имиджа партии власти [Электронный ресурс] // ПОЛИТКОМ.ру. Информационный сайт политических комментариев. URL: http://www.politcom.ru/2005/pvz652.php (дата обращения: 22.10.2023).

5. Махрин А. В. Имидж политических партий в цифровую эпоху развития российского общества // Вестник РГГУ. Сер. «Политология. История. Международные отношения». 2022. № 3. С. 114–128.

6. Меркулов П. А., Балашов А. Н. Интернет-сообщества политических партий: сравнительный анализ российских и зарубежных практик // Вестник Поволжского института управления. Саратов, 2015. № 3 (48). С. 18–26.

7. Мирошниченко И. В. Сетевая публичная политика и управление. М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2016. 296 с.

8. Мухаметов Р. С. Роль партии «Единая Россия» в консолидации элит на муниципальном уровне // Arsadministrandi. Пермь, 2015. Вып. 1. С. 85–94.

9. Партии и партийные системы: современные тенденции развития / под ред. Б. И. Макаренко. М.: Политическая энциклопедия, 2015. 303 с.

10. Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Политические исследования. Полис. 2001. № 3. С. 103–112.

11. Танцура М. С., Гриценко Р. А., Прокопчук Д. Д. Сравнительный анализ использования интернет-технологий для политической агитации в России в избирательных циклах 2011 и 2016 гг. // Общество: политика, экономика, право. Краснодар, 2018. № 1. С. 9–14.

12. Трофимов Е. А. Государственная пропаганда в России в начале XXI в.: политологический очерк // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2014. № 21. С. 169–171.

13. Чижов Д. В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 313–338.

14. Шестопал Е. Б. Восприятие политических партий и их лидеров на фоне актуального психологического состояния российского общества // Полития. 2023. № 3 (110). С. 115–133.

15. Bonera M., Bigi A. Political Party Brand Identity and Brand Image: An Empirical Assessment // Ideas in Marketing: Finding the New and Polishing the Old. Proceedings of the 2013 Academy of Marketing Science (AMS) Annual Conference. Monterey, CA, 2013. P. 81–90.

16. Сastells M. Communication Power. Second edition. Oxford: Oxford University Press, 2011. 571 p.

17. Compston H. Policy Networks and Policy Change: Putting Policy Network Theory to the Test. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2009. 292 p.

18. Dalton R. J., Weldon S. A. Public images of political parties: A necessary evil? // West European Politics. 2005. Vol. 28. Is. 5. P. 931–951.

19. Debray R. Introduction à la médiologie. Paris: Presses Universitaires de France — PUF, 2000. 368 р.

20. Durántez-Stolle P., Martínez-Sanz R. Politainment in the transmedia construction of the image of politicians // Communication & Society. 2019. N 32 (2). Р. 111–126.

21. Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the Problem of Agency // American Journal of Sociology. 1994. Vol. 99. N 6. P. 1411–1454.

22. Farkas X., Bene M. Images, Politicians, and Social Media: Patterns and Effects of Politicians’ Image-based Political Communication Strategies on Social Media // The International Journal of Press/Politics. Budapest, 2020. September. P. 1–30.

23. Hultman M., Ulusoy S., Oghazi P. Drivers and Outcomes of Political Candidate Image Creation: The Role of Social Media Marketing // Psychology and Marketing. 2019. N 36 (12). P. 1226–1236.

24. Meadow R. G. Politics as Communication. Norwood (N. J.): Ablex Publishing Corporation, 1980. XVI, 269 p.

25. Raab J., Kenis P. Taking Stock of Policy Networks: Do They Matter? // Handbook of Public Policy Analysis: Theory, Politics and Methods / ed. by F. Fischer, G. Miller, M. Sidney. London; New York: Routledge Publications, 2007. P. 187–200.

26. Rachim Marpaung Malik S. A. The Construction of Candidate’s Political Image on Social Media // Electronic Theses, Projects, and Dissertations. 444 [Electronic resource]. URL: https://scholarworks.lib.csusb.edu/etd/444 (accessed: 12.12.2023).

27. Wojciechowski М. Creation of an image of a politician in the Internet — examples from Polish political scene // Refleksje. Poznań, 2018. N 18, jesień–zima. Р. 271–283.


Рецензия

Для цитирования:


Голубенко Д.А. Технологии формирования политического имиджа правящей парламентской партии в социальных сетях и блогах: на примере политической партии «Единая Россия». Управленческое консультирование. 2024;(4):104-115. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-4-104-115. EDN: NPKXSW

For citation:


Golubenko D.A. Technologies for the Formation of the Political Image of the Ruling Parliamentary Party in Social Networks and Blogs: on the Example of the All-Russian Political Party “United Russia”. Administrative Consulting. 2024;(4):104-115. (In Russ.) https://doi.org/10.22394/1726-1139-2024-4-104-115. EDN: NPKXSW

Просмотров: 413


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)