Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Журнал основан в 1995 г.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.

Периодичность издания – 12 номеров в год.

Статьи публикуются на русском и английском языках.

Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим группам научных специальностей: 23.00.00. Политология; 08.00.00. Экономические науки.

Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом РАНХиГС для публикации статей по экономическим наукам.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы DOAJ, EBSCO, Ulrichs' Periodicals Directory.

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.

 

Текущий выпуск

№ 5 (2020)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

10-18 7
Аннотация
Сочетание двух видов кризиса, эпидемиологического и экономического, создает принципиально новую и сложную ситуацию для европейской интеграции. Авторы не разделяют точку зрения, предполагающую качественное ослабление или даже полный распад Европейского союза. Однако происходящие процессы свидетельствуют о не рядовом характере проблем. В этих условиях обостряются противоречия не только между Севером и Югом, о чем много пишется в последнее время, но и между Западом и Востоком ЕС. Именно к этому «Востоку» относятся государства Прибалтики, остро нуждающиеся в финансовых ресурсах именно сейчас.
19-28 11
Аннотация
Целью статьи выступает типологизация современных политических элит. Основными шагами достижения данной цели являются изучение предпосылок появления политической элиты как таковой, рассмотрение сущности политической элиты в государстве, классификация подходов к определению политической элиты, обоснование ключевых типов политических элит современности. Методами исследования выступает комплексный теоретический анализ и систематизация. Проведенный теоретический анализ определил исследовательский вопрос и проблему исследования: если формально-концептуальные контуры политической элиты примерно одинаковы, но в то же время исторические и современные государственные образования эмпирически демонстрируют различные «силу» и «вес» элитарной группы, то какова релевантная типология политических элит, позволяющая спрогнозировать приоритеты ее развития в будущем? Автором были проанализированы пять существующих классификаций политических элит и предложена собственная классификация. В результате исследования предложен новый подход к типологизации элит. В частности, обосновано выделение организационной, коммуникативной, стратегической и интеграционной элиты в современном государстве. Данная классификация описывает функционально-ролевой контент элитарных групп и позволяет сделать предположение о тенденциях развития политических элит в современном обществе. В статье делается вывод, что политическая элита является сообществом людей, имеющих позиционное превосходство над остальными, и потому наиболее авторитетных и компетентных в вопросах управления государством. Политическая элита состоит из людей, активно участвующих в политике, и имеет отличительные черты: право на выдвижение политических лидеров из своих кругов; особые привилегии; определенную степень закрытости для попадания в элиту членов прочих социальных слоев; мышление, основанное на психологии превосходства над остальными; уникальную идеологию; доступ к конфиденциальной государственной информации.
29-41 5
Аннотация
Цель статьи — обоснование ключевых элементов государственно-управленческого проектирования развития партийной и избирательной систем, а именно, законодательных, финансовых и коммуникационных технологий. В работе доказывается, что качественное, управляемое, изменение в молодой демократии должно быть спроектировано на государственном уровне, поскольку партийная и избирательная системы подвержены не только стихийному развитию, но и могут быть целенаправленно развиты исходя из целей и задач государственного управления. Ключевым исследовательским вопросом данной работы является выявление факторов, которые способны препятствовать процессам развития и институционализации партийной и избирательной систем в Российской Федерации. Теоретическую базу исследования составили исследования Д. П. Куинтала, Дж. Сартори, Р. Таагепера, М. С. Шугарт, К. Бенуа и Э. Ласло. Применение политологических теорий позволило доказать актуальность изучения партийной системы в качестве важной части политической сферы, а также продемонстрировать значимость выделенных элементов проектирования. Основанный на теоретическом анализе обзор практики работы избирательного и партийного институтов в Российской Федерации дал возможность понять, в чем заключаются особенности государственного проектирования в данной области. На основе теоретического анализа сделан ряд выводов об обоснованности определенных мер государственного воздействия на партийную и избирательную системы. Государственно-управленческое проектирование за последние полвека приобрело особое значение с точки зрения развития политической системы в целом и избирательной системы в частности. В стратегическом плане государственно-управленческое проектирование развития партийной и избирательной системы должно быть основано на работе с молодежью как проективным объектом государственного управления. К основным факторам, которые потенциально способны негативным образом отразиться развитии и институционализации партийной и избирательной систем, относятся следующие: (1) отсутствие системного подхода при внесении изменений в законодательство; (2) отсутствие комплексной системы обратной связи с электоратом, ведущие к устойчивому абсентизму, и способные навредить самой системе государственно-управленческого проектирования партийной и избирательной систем; (3) нерешенная проблема контент-менеджмента в кампаниях политических партий, вследствие чего большинство кампаний основано на продвижении известных всем лидеров, что плохо согласуется с запросом молодежи на новых политических акторов; (4) проблемы с развитием независимых средств массовой информации в России.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

42-59 7
Аннотация
Современный этап развития российского страхового рынка в большинстве регионов сопровождается диспропорциями его развития — несоответствием уровня развития регионального страхового рынка потребностям региона в страховой защите, а также большими отклонениями значений показателей страхования на уровне региона от их эталонных значений, например, лучших или средних по всему страховому рынку страны. Поэтому исследование причин таких диспропорций, а также выработка управленческих решений по их снижению и устранению является чрезвычайно актуальным. Статья содержит анализ факторов диспропорций развития региональных страховых рынков (РСР) и соответствующих им регионов, а также перечень мероприятий по их снижению. В ней также содержится анализ и оценка диспропорций в развитии региональных страховых рынков, обусловленных отклонением реального качества и стоимости предоставляемых регионом услуг от эталонных. Особое внимание уделено выявлению региональных рисков, определяющих приоритетные для рассматриваемого региона виды страхования. В исследовании использованы метод экспериментального сравнительного анализа, дедукции и статистические методы. Предложенный подход к выявлению диспропорций в развитии РСР и формированию управленческих решений по их снижению может быть использован для повышения эффективности функционирования РСР, оцениваемой по двум предложенным критериям. Результаты работы могут быть использованы для разработки и внедрения национальных и региональных стратегий социально-экономического развития, включающих использование страхования как института социальной и финансовой защиты от рисков.
60-67 10
Аннотация
Глобальная конкуренция требует инноваций, которые в свою очередь обусловлены человеческим фактором. Трудовые ресурсы являются основой и предпосылкой для развития страны, поэтому стратегия конкуренции за трудовые ресурсы становится все более важной для развития предприятий или стран. С углублением глобальной экономической интеграции, благодаря политическим и экономическим географическим преимуществам и взаимодополняемости между Китаем и Россией с точки зрения производственных факторов, обе стороны постоянно усиливают взаимодействие. Трудовое сотрудничество является важным фактором, дефицит рабочей силы на российском Дальнем Востоке и в Сибири может быть закрыт трудовыми ресурсами Китая. Для развития северных районов Китая, Северо-восточное промышленное сотрудничество с Дальним Востоком и Сибирью является для него главным приоритетом. Для более эффективного взаимодействия двух стран необходима единая стратегия развития трудовых ресурсов Китая и России.
68-76 8
Аннотация
В последние годы в мире теме зеленого финансирования уделяется огромное внимание. Набирает популярность она и в России, как в научном дискурсе, так и в практической работе. Глобальная инвестиционно-финансовая система тоже глубоко вовлечена в этот процесс. Факторы ESG (еnvironmental, social and governance), учитывающие три ключевых составляющих устойчивого развития (экологическая, социальная и корпоративная управленческая ответственность), легли в основу такого понятия, как «ответственные/зеленые инвестиции». Многие финансовые рынки в настоящее время по всему миру проявляют большой интерес к вопросам устойчивого развития. При грамотной поддержке государства рынки ценных бумаг могут сыграть огромную роль достижении Целей устойчивого развития (ЦУР), связанным с зелеными инвестициями. В 2016–2017 гг. 132 страны, на долю которых приходится 82% всех вредных выбросов, на государственном уровне приняли ряд национальных инициатив в области развития зеленого финансирования. При реализации экологических, климатических и социально значимых проектов независимыми специализированными экспертами проводится их оценка на соответствие принципам и стандартам зеленых финансов. Кроме того, к ним предъявляются особые требования по раскрытию информации и обособлению денежных потоков. Страны, которые не участвуют в выработке правил и стандартов на этом пока еще не зарегулированном рынке, в итоге будут вынуждены принимать сформированные без их участия условия игры. В работе подчеркивается, что зеленое финансирование является важным фактором, обеспечивающим устойчивое развитие. Предметом исследования выступают зеленые инвестиции как один из ключевых элементов, характеризующих сбалансированное социо-эколого-экономическое развитие страны. Объектом исследования является ответственные/зеленое финансирование национальной экономики, рассматриваемое в контексте того, что сбалансированное устойчивое развитие является основополагающей целью макроэкономической политики государства. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы и приемы. Эмпирическую базу исследования составили статистические данные по рынку зеленых инвестиций. Формирование рынка «зеленых» инвестиций является важным фактором, способствующим сбалансированному развитию страны в рамках достижения ЦУР.
77-94 13
Аннотация
В статье проводится сравнительное исследование инвестиционных соглашений Афганистана. Ставилась цель определить потенциал России как государства, поддерживающего инвестиции своих компаний в экономику Афганистана. Анализ в разрезе инвесторов делался на основе «Инвестиционной карты» Международного торгового Центра. Данные о потоках инвестиций получены из статистического приложения к «World Investment Report» ЮНКТАД. Структура инвестиционных договоров Афганистана была представлена на сайте ЮНКТАД, на странице «Навигатор международных инвестиционных соглашений». Инвестиционные соглашения Афганистана анализировались по следующему плану: обязательства в рамках ГАТС, региональные соглашения, соглашения со странами Запада. Обязательства по ГАТС предоставляют достаточно пространства для инвестиций в большинство сфер, кроме финансового сектора. Сфера транспорта и строительства, наиболее освоенная иностранными инвесторами, открыта для инвестиций. Региональные соглашения с территориально и культурно близкими странами включают Соглашение о поощрении и защите инвестиций между государствами — членами Организации Экономического Сотрудничества и Соглашение о поощрении, защите и гарантиях инвестиций между государствами — членами Организации Исламская конференция. Они отличаются большей секторальной открытостью. Инвесторам предлагается спектр льгот, выходящий за пределы обычно принятых налоговых льгот. Специально учтены угрозы, создаваемые политической нестабильностью. Экспроприация инвестиций осложнена общим запретом и правом оспорить ее в суде. Эти положения создают более благоприятный климат для инвестиций в Афганистан со стороны других исламских государств. Договор между Германией и Афганистаном отражает стремление Германии внести ясность в двухсторонние инвестиционные отношения, в частности, в нем перечислены примеры «менее благоприятного» отношения. По соглашению Афганистана и США можно судить, что США, вероятно, не ожидают, что Афганское правительство в одностороннем порядке защитит их инвестиции. Для этой цели сформирован специальный орган с участием торгового представителя США. Еще одна особенность этого договора — выраженная в нем позиция США в области защиты прав трудящихся. Как представляется, России для защиты ее проектов достаточно обязательств по ГАТС и гарантий, предоставленных Законом о частных инвестициях Афганистана. Следующим этапом сотрудничества может быть соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, за образец которого можно принять соглашение Афганистан-Германия. Строительные проекты, в которых Россия более всего заинтересована, не всегда трактуются как инвестиции. Это зависит от того, является ли представительство строительной компании «постоянным» на территории принимающей страны. Можно было бы поставить вопрос о необходимости подписать еще одно соглашение — об избежании двойного налогообложения. Однако у Афганистана таких соглашений нет ни с одной страной.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

95-101 60
Аннотация
Радикальные реформы не могут быть самостоятельной целью экономического развития. Реализованные начиная с 1990–1991 гг. различные управленческие и хозяйственные практики в различной степени были ориентированы на преодоление «эффекта колеи». Однако выйти из эффекта зависимости от предшествующего пути не удалось не одной стране постсоветского пространства. Концепция/теория Д. Норта предполагающая вариативность процессов реформирования, оказалась идеальной для объяснения ключевых проблем институционального развития постсоветского пространства.
102-115 24
Аннотация

Цель. Целью социологического исследования является оценка и выявление проблем в культуре разрешения организационных конфликтов в российских фирмах и влияние стратегий разрешения конфликтов в организациях на удержание сотрудников в этих фирмах.

Материалы и методы. Авторы провели качественное и количественное исследование методом анкетирования сотрудников выбранных для настоящего исследования организаций. Сотрудники выбранных фирм имели равные шансы попасть в анонимную выборку организаций. Для подтверждения результатов был использован также метод наблюдения. Компании отбирались исходя из гипотезы о различиях культуры разрешения конфликтов в организациях различного масштаба — для исследования были взяты представители малого, среднего и крупного бизнеса.

Результаты. Исследование выявило очевидные недостатки культуры разрешения конфликтов в российских организациях. Отсутствие института посредничества в виде профессионального инструктора либо специально обученного специалиста по персоналу не позволяет разрешать конфликты с наименьшими потерями. При этом результаты исследования выявили практически полное отсутствие информации у сотрудников компаний о политике разрешения конфликтов в их организациях, что отрицательно сказывается на стабильности организаций и текучести кадров.

Ограничения / последствия исследования — в статье показаны первые результаты эмпирического исследования культуры разрешения конфликтов в организации. В нашем случае мы не имели возможности изучить положительный эффект от внедрения в организационную систему методов посредничества. Дальнейшие исследования будут направлены на исследование результатов от внедрения наших рекомендаций.

Оригинальность / ценность. Впервые был использован единый подход к оценке культуры разрешения конфликтов в различных по масштабу российских организациях. На основе эмпирических результатов мы разработали практические рекомендации по управлению конфликтами, которые будут полезны не только для управления организациями, которые мы исследовали, но и для тех, кто когда-либо сталкивался с конфликтом на работе. Кроме того, данное исследование подтверждает выдвинутые ранее теоретические положения о необходимости использования института медиации. 

116-127 8
Аннотация
Работа направлена на решение актуальной проблемы идентификации и интерпретации аномальных наблюдений при исследовании социально-экономических процессов. Предлагаемый в работе метод основан на использовании кластерного подхода к выявлению аномальных наблюдений. Кластеризация выполняется иерархическими методами, которые представляют собой совокупность алгоритмов упорядочивания данных, направленных на создание дендрограмм, состоящих из групп наблюдаемых точек. В качестве метрики расстояний между элементами в случае смешанных данных, состоящих из числовых и категориальных переменных предлагается использовать расстояние Гауэра. Оценка качества кластеризации выполняется на основе показателя суммы квадратов метрических расстояний между объектами внутри кластера и средней ширины силуэта. Эти показатели позволяют выбрать оптимальное количество кластеров и оценить качество результатов разбиения. Дендрограмма может быть использована для исследования групп симметрии кластерных систем и причин нарушения симметрии. Выявление аномалий осуществляется путем анализа результатов иерархической кластеризации и выявления ветвей дендрограммы, располагающихся на начальных уровнях построения дерева и не имеющих ветвлений. Реализованная методика позволяет более точно интерпретировать результаты кластеризации относительно определения ошибок первого и второго рода виде аномальных наблюдений в наборе данных. С помощью описанной методики возможно эффективно исследовать социально-экономические системы и управлять их развитием.
128-137 7
Аннотация

Цель. В современной экономической системе стратегическую роль играет развитие новых технологий, которые являются драйвером инноваций. Меняющийся характер передачи технологий и знаний между академическим и промышленным секторами также является важной областью для изучения. Однако между исследователями, производящими новые технологии, обладающими потенциалом коммерциализации, и предприятиями коммерческого сектора отсутствует эффективная система взаимодействия, призванная обеспечивать активизацию стратегии инновационного развития экономики. В данной статье рассмотрен стратегический смысл участия различных агентов рынка трансфера технологий в процессе взаимодействия между инноваторами и предприятиями в сфере коммерциализации. Стратегический подход к основным группам участников и анализу заинтересованных сторон обеспечивает качественное владение полученной технологией и минимизирует риски во время всего этапа реализации трансфера технологий. Тщательно выверенное описание технологических возможностей с точки зрения их уникальных компонентов и особенностей, позволяет бизнесу понять, что может явиться потенциальной основой его будущего стратегического конкурентного преимущества.

Методы. В данной статье с помощью таких общенаучных методов познания, как анализ, синтез и индукция проводится анализ ценностных ориентиров участника рынка трансфера технологий. Авторы пришли к выводу, что игнорирование интереса каждого из агентов рынка трансфера технологий способно уменьшить синергетическую эффективность государственных мер и механизмов поддержки процесса трансфера технологий. В результате исследования выявлены ценности участия ключевых акторов инноваций в стратегических процессе трансфера технологий. 

138-148 7
Аннотация
Целью статьи является раскрытие религиозной структуры, присущей современным механизмам, которые обеспечивают глобальное господство капитала, легитимность политических, экономических и правовых институтов в современном обществе. В статье излагается религиозный механизм, генерирующий способность людей придавать образ и смыл своей жизни в современном обществе. В условиях хрупкости общественного уклада, религия, черпая свою энергию, силу убеждения из собственных оснований, воплощенных в понятиях «спасения», «греха» и «покаяния», соответствующих искупительных практиках, независимо от политики, сохраняет свою системную силу, оставаясь опорой социального порядка, его последней инстанцией.

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

149-153 5
Аннотация
Статья посвящена мужеству и героизму личного состава железнодорожных войск Воронежского фронта, участвующего вместе с местным населением прифронтовых областей в строительстве очень важной для того времени железнодорожной линии Старый Оскол — Ржава протяженностью 95 км, а также в выполнении огромного объема различных работ по восстановлению разрушенных путей, мостов, проводов связи, пунктов водоснабжения, депо и др.

A LINEA

154-165 15
Аннотация
Данная статья посвящена теоретическому анализу политико-правовых моделей организации местного самоуправления и имеет целью определение основных составляющих модели местного самоуправления в современной России, выявление точек роста и развития. Теоретическую базу исследования составили теория свободной общины, общественно-хозяйственная теория, государственная теория местного самоуправления, а также теория дуализма. Кроме того, был проведен анализ существующих моделей местного самоуправления: англосаксонской, континентальной (французской) и германской. Наряду с анализом концепций местного самоуправления также рассмотрены примеры государств, применяющих различные модели управления. Благодаря проведенному теоретическому исследованию выделены ключевые характеристики каждой из моделей, а также некоторые особенности их применения в современных условиях. Было обосновано, что важным элементом системы местного самоуправления, который признается в рамках каждой модели, а также в «смешанных» моделях, является высокий уровень доверия и партисипаторной активности со стороны граждан. Проанализировав теоретические основы местного самоуправления, а также опыт применения различных моделей управления в различных странах, автор пришел к выводу, что совмещение принципов различных концепций и моделей местного самоуправления является актуальным в условиях глобализации, а также преобразований в общественных и политических институтах. Сегодня в молодых демократиях, в том числе и в России, перед государственными управленцами, гражданами и общественными организациями стоит важный вопрос по поиску оптимальной модели управления на местном уровне. С точки зрения устойчивой и эффективной системы местного самоуправления принцип индивидуального подхода к субъектам и населенным пунктам может сыграть ключевую роль. Основное значение здесь играет акцент на формирование практик доверия и партисипативности. Именно они являются ключевыми точками роста и развития модели местного самоуправления в современных условиях. Развитие партисипативности и доверия способствует повышению эффективности расходования бюджетных средств, сплоченности и ответственности граждан, их заинтересованности в решении проблем местного сообщества.
166-175 10
Аннотация
Информационные технологии стали неотъемлемой частью деятельности органов власти. Одним из основных элементов экосистемы цифровой экономики, в том числе инфраструктуры электронного правительства Российской Федерации, являются федеральные и региональные государственные информационные системы. Только в Санкт-Петербурге, как в субъекте Российской Федерации функционирует 68 ГИС, ограниченный бюджет определяет необходимость рационального их распределения с учетом важности, трудоемкости, влияния на другие системы. Это определяет необходимость планирования распределения затрат городского бюджета на их создание, сопровождение и модернизацию. Задачу определения такого плана можно рассматривать как задачу принятия решений. В статье рассмотрен вопрос разработки обобщенной математической модели оптимального планирования в условиях многокритериальности и неопределенности.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.