Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск

Научно-практический рецензируемый журнал «Управленческое консультирование»

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Издатель: Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

Журнал основан в 1995 г.

Издание перерегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

ПИ № ФС77-52288 от 25 декабря 2012 г.

Периодичность издания – 12 номеров в год.

Статьи публикуются на русском и английском языках.

Журнал ориентирован на обсуждение результатов научных исследований, проблем в области государственного и муниципального управления, политологии, экономики, теории и практики управления, социально-экономического развития территорий, стратегического управления.

Издание входит в Перечень рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по следующим группам научных специальностей: 23.00.00. Политология; 08.00.00. Экономические науки.

Издание входит в Перечень журналов, рекомендованных Ученым советом РАНХиГС для публикации статей по экономическим наукам.

Журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и представлен на платформе Научной электронной библиотеки E-library для зарегистрированных пользователей. Материалы размещаются на страницах электронной библиотеки КиберЛенинка. Журнал включен в международные базы DOAJ, EBSCO, Ulrichs' Periodicals Directory.

Журнал принимает к публикации оригинальные статьи, переводы опубликованных статей из зарубежных журналов (при согласии правообладателя на перевод и публикацию), обзоры, отчеты о научных мероприятиях, рецензии на научные издания.

 

Текущий выпуск

№ 6 (2022)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 

10-21 90
Аннотация

   Характер задач, стоящих перед современной Россией, требует не только прогноза будущего, но и тщательного изучения прошлого, что необходимо для оптимизации управленческих решений. Опыт Госплана в последний год неоднократно упоминался и обсуждался как элемент экономической истории СССР, возможный для применения в будущем.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 

22-35 97
Аннотация

   Цель: выявление ключевых факторов интеграционного взаимодействия в рамках внутреннего измерения Союзного государства Беларуси и России.
   Методы: неформализованный содержательный анализ документов, формально-юридический метод, SWOT-анализ.
   Результаты и обсуждение: исследована совокупность внутренних факторов общесистемного характера, непосредственно локализованных на территории Союзного государства. Данные факторы интерпретированы как имеющие принципиальное значение для обеспечения положительной динамики российско-белорусской интеграции. Показаны сильные и слабые стороны двустороннего взаимодействия с учетом их влияния, достигнутые результаты и вероятные направления эволюции в контексте «перезапуска» интеграции, относимого к осени 2021 г. Акцентированы детерминанты разных уровней дискуссионного плана, включая побуждения властных элит.
   Выводы: важными преимуществами Союзного государства, отличающими его от других интеграционных объединений региона Содружества Независимых Государств, выступают многомерность, сопряжение разных сфер интеграции, сочетание аксиологических и утилитарных рычагов интегрирования. Оно располагает существенными
возможностями для поступательного развития на перспективу. Однако в Союзном государстве присутствуют и весьма ощутимые угрозы и риски внутреннего происхождения. Рекомендовано обратить пристальное внимание на устранение внутренних уязвимостей и совершенствование технологий брендирования и информационного сопровождения
союзного строительства.

36-53 69
Аннотация

   В российских СМИ превалирует негативная тональность высказываний о пантюркизме и политике Турции на постсоветском пространстве, в частности, в регионе Центральной Азии. Действительно, пантюркизм является сильным фактором формирующейся государственности новых независимых государств региона. Вместе с тем, и это важно подчеркнуть, не единственным и далеко не определяющим. Его влияние проявилось главным образом в первой половине 1990-х годов. Все авторы отмечают роль Турции на начальном этапе суверенизации стран этого региона. Затем, прежде всего, по причине нехватки ресурсов ее влияние в Центральной Азии стало убывать. В регионе появились новые игроки, представлявшие интересы стран Запада и КНР. Российское экономическое, военное и политическое влияние тоже становилось все более устойчивым и весомым. Попытки Турции в XXI в. добиться новых успехов в продвижении своих интересов на основе ценностей тюркизма не привели к ожидаемым результатам. Экономические и военно-политические конкуренты продолжали опережать ее, и их успехи побуждали Анкару вносить изменения в курс проводимой политики. Она становилась все более реалистичной и прагматичной. По целому ряду причин в рамках первого десятилетия нового века турецкие верхи несколько охладели к пантюркизму. Одновременно элиты стран ЦА вошли во вкус государственного национализма и, культивируя собственные ценности, подчеркивали свой суверенитет и право на многовекторность внешней политики. Преодолевая зависимость от Москвы, они также демонстрировали свое нежелание следовать в фарватере интересов Анкары. В условиях деглобализации и фрагментации планетарного экономического пространства после мирового кризиса 2008–2009 гг. пантюркизм вновь становится важным фактором суверенного позиционирования тюркоязычных республик Центральной Азии. Вместе с тем он перестал выступать инструментом турецкой экспансии и сегодня представляет собой новое явление — «коллективный пантюркизм», свидетельствующий об общей заинтересованности и солидарных устремлениях своих участников. России, Китаю и другим внерегиональным акторам в дальнейшем придется считаться с этим обстоятельством.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 

54-63 87
Аннотация

   В настоящее время в ведущих странах большое значение приобретает разработка и внедрение во все отрасли экономики новых информационных и коммуникационных технологий. В полной мере эта тенденция имеет место и в Российской Федерации, в которой получает развитие цифровая экономика (ЦЭ).

   Цель исследования заключается в том, чтобы, исходя из наличия взаимосвязи между формированием цифровой экономики и совершенствованием финансовой политики (ФП), во-первых, проанализировать данное взаимодействие; во-вторых, на этой основе разработать пути ускорения становления ЦЭ, а также повышения результативности ФП на федеральном и региональном уровнях.
   В результате проведенного исследования расширен перечень задач по формированию цифровой экономики и проведению финансовой политики, а также предложены новые подходы к решению указанных задач.

64-78 94
Аннотация

   Актуальность темы статьи обусловлена значением концепции устойчивого развития для успешного функционирования предприятий в условиях новой реальности.

   Целью статьи является анализ концепции устойчивого развития в проекции современных трансформационных трендов.

   Задачи: рассмотреть эволюцию концептуальных положений устойчивого развития; выполнить анализ целей устойчивого развития ООН в контексте формирования «зеленой» повестки; оценить влияние тренда цифровой трансформации на цели устойчивого развития; выявить новые возможности реализации концепции в условиях новой реальности; определить риски ESG-трансформации и риски цифровой трансформации.

   Методы. Системный подход, логический анализ, синтез.

   Результаты. В современных условиях функционирования экономических систем цели устойчивого развития являются ориентиром для разработки стратегий не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных компаний; новым вектором развития бизнеса является ESG-трансформация. Результатом развития глобализации и усиления влияния транснациональных корпораций стало смещение фокуса концепции устойчивого развития от национального уровня к корпоративному. Общее направление ESG-подхода к управлению развитием экономических систем всех уровней будут задавать международные тренды. В наибольшей степени цели устойчивого развития ООН соотносятся с социальным критерием (11 целей), в то время как на экологический критерий и критерий корпоративного управления приходятся по 8 целей. Полное совпадение по всем ESG-критериям наблюдается по двум целям («Индустриализация, инновации и инфраструктура; «Ответственное потребление и производство»). Наиболее значимыми для компаний в краткосрочной перспективе являются экологические и социальные риски; в долгосрочной перспективе наиболее значим критерий «Оценка климатических рисков на уровне активов». При разработке и реализации корпоративных стратегий необходимо учитывать ESG-риски, а также возможные угрозы экономической безопасности (ресурсное замещение, рост интеллектуальной собственности, кибератаки, промышленный шпионаж).

   Выводы. Актуализированная концепция устойчивого развития позволяет обеспечить экономический рост при его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни, предотвращения деградации окружающей природной среды, но при условии обеспечения безопасности и защищенности.

79-87 103
Аннотация

   Актуальность задач построения партнерских отношений организаций, участвующих в цепочке создания ценности, с одной стороны, определяется стремлением снизить трансакционные издержки, а с другой стороны, необходимостью получить конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг. Стратегические намерения взаимодействующих организаций согласовываются при формировании альянсов путем договоренностей о взаимных обязательствах. Свои достоинства и недостатки имеют такие формы объединения организаций, как метаорганизации, кластеры и бизнес-экосистемы.

   Целью настоящего исследования выступает определение основного содержания указанных форм объединения участников совместной деятельности, что открывает возможности выделить отличительные признаки для корректировки определений каждой из форм.

   В числе методов исследования использованы модели построения ментальных карт, метода парных сравнений и формирования блоков характеристик, логического анализа и синтеза информации в рамках предметной области исследования. В настоящей работе определено основное содержание указанных форм объединения организаций, а также их достоинства и недостатки как исходных категорий. В итоге даны новые определения указанных категорий, а также показаны их взаимосвязи, общие и особенные характеристики.

88-97 77
Аннотация

   В статье рассмотрены процессы стратегирования национальных инновационных систем в условиях внедрения финансовых технологий, а также систематизированы этапы развития финансовых технологий в мире. В результате работы были систематизированы этапы и стратегические тенденции возникновения финансовых технологий в инновационных системах разных стран. Необходимо выделить США в качестве страны-лидера по созданию и реализации финансовых технологий. В результате исследования было выявлено, что компании различных секторов не просто используют финансовые технологии для повышения качества своих услуг, но и активно внедряют данные технологии в долгосрочные корпоративные стратегии развития. В статье также исследованы стратегические особенности реализации финансовых технологий в инновационных системах США, Китая и стран Европейского союза. Приведены основные стратегические решения по созданию инновационных экосистем, взаимодействия крупных компаний, представителей финансовой системы, государства и науки. Внедрение и реализация финансовых технологий трансформируют не только финансовую и инновационную системы, но также всю национальную экономику. Во всем мире страны уделяют все большее внимание стратегии цифровой трансформации экономических систем и расширения доступа к финансовым технологиям. Методологическая база исследования опирается на труды основоположника отечественной теории стратегирования — д. э. н., профессора, иностранного члена РАН, Заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии М. В. Ломоносова I степени за научные работы — В. Л. Квинта.

98-115 77
Аннотация

   В статье исследуется возможность применения концепции бережливого мышления к выбору направлений инвестирования проектов технологического предпринимательства в эпоху постковида с целью снижения глобальных и проектных рисков и обеспечения устойчивого развития. Проведен анализ современных инструментов ответственного инвестирования и обоснована целесообразность объединения подхода устойчивого развития и бережливого мышления для создания комплексной поддержки эффективного внедрения инноваций в неопределенных и сложных условиях. Сформулированы требования к методическому инструментарию отбора проектов для инвестирования, которые учитывают роль организации в экосистеме инвестирования, поддерживают социальный и экологичный подход к выбору проектов, могут быть реализованы в условиях социального дистанцирования и способствуют построению инклюзивной экономики экосистем. Представлена концепция методики выбора направлений инвестирования проектов технологического предпринимательства, содержащая два уровня принятия решений, — уровень проекта и уровень портфеля проектов. Сформулированы базовые принципы бережливого инвестирования в контексте устойчивого развития экономики: необходимость учитывать отдаленные последствия реализации технологического проекта; необходимость оценки возможности реализации проекта, исходя из связей и отношений между участниками экосистемы инвестирования; снижение рисков финансовых вложений для неподготовленных инвесторов.

116-126 63
Аннотация

   Развитие киноиндустрии неразрывно связано с технологическими изменениями. Так, для цифрового общества уже характерны различные достижения в области производства интерактивных фильмов на основе виртуальной реальности, частое использование смартфонов в качестве фотоаппаратов, появление полностью цифровых съемочных площадок.
Современная цифровая реальность повлияла на деятельность киноорганизаций, изменяя основную цепочку создания стоимости кинопродукта за счет появления новых цифровых платформ в процессе распространения и создания кинопродукции, что создало необходимость совершенствования стратегии развития кинобизнеса. В статье проведена связь между стратегическим управлением и стратегической ориентацией на основе исследований российских и зарубежных ученых в области экономики. В работе предложены компоненты процесса стратегической ориентации в кинобизнесе на базе цепочки создания стоимости, поскольку связи между отдельными этапами влияют на конкурентное преимущество кинокомпании. Представленная стратегическая ориентация киноорганизации состоит из существующей бизнес-модели развития бизнеса, миссии, ценностей каждого кинопроекта, целей, SWOT-анализа, различных уровней стратегий и обратной связи, присутствующей на всех этапах разработки и реализации стратегии.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 

127-145 81
Аннотация

   Статья посвящена оценке перспектив жизнедеятельности главного вида спорта — легкой атлетики, – что само по себе предельно актуально, имевшей в прошлом добротную репутацию, множество олимпийских чемпионов, мировых рекордов, выдающихся тренеров, передовые методики и практики подготовки спортсменов категории высшего
спортивного мастерства. В последние годы ряд серьезных нарушений и допинговые скандалы привели к тому, что российская легкая атлетика оказалась на обочине мирового спорта и утратила возможности полноценного развития в связи с объявленными санкциями.

   Цели материала заключаются в попытках авторов изучить недавнее прошлое развития российской легкой атлетики, заглянуть в ближайшее будущее и оценить реальные перспективы преодоления глубочайшего системного кризиса.

   Цель определила задачи, объект и предмет прикладного исследования в рамках настоящей статьи. Наличие удовлетворительной информационной базы, литературное обеспечение по теме, обстоятельные обозрения из средств массовой информации позволили надлежащим образом организовать изучение явлений и событий, привлечь статистические методы анализа и теорию структурного сдвига, а также сделать необходимые выводы, дать авторские рекомендации, касающиеся выхода из сложившегося тупика, который снизил достоинство и российского спорта, и Российского государства в целом. В частности, речь идет о неукоснительном соблюдении требований так называемой дорожной карты, разработанной совместно с российской стороной международными организациями МОК, World Athletics, WADA и CAS.

146-160 83
Аннотация

   Статья опирается на результаты крупного исследовательского проекта «Государство и религия на Северо-Западе: социологический анализ», который был проведен СЗИУ РАНХиГС в 2020 г. и был направлен на разработку и внедрение междисциплинарной методологии анализа религиозной ситуации в Северо-Западном федеральном округе. В статье приводятся результаты исследования взаимоотношения государства и религиозных институтов по пяти регионам Федерального округа. Авторы анализируют актуальные теоретические наработки в исследованиях современных государственно-конфессиональных отношений, изучения медиатизации религии и делают вывод о многоярусной структуре современной коммуникации между государством и религиозными организациями, в том числе и в сети Интернет, а также о значимости символа и религиозного праздника в общественной публичной сфере. Методами эмпирического исследования выступили контент-анализ и проведение экспертных интервью с акцентом как на различных регионах, так и на совокупность факторов по всему Северо-Западному федеральному округу в целом. В ходе исследования делается вывод о тесной взаимосвязи общественных и религиозных процессов в субъектах федерации. Региональные отличия в религиозной сфере не связаны напрямую с экономическими и социальными показателями развития. Самым значимым каналом коммуникации власти и аудитории являются социальные сети. Через них формируется определенное отношение к участникам государственно-конфессиональных отношений, выделяются значимые акторы и события. Не только медиа влияют на религиозные организации и органы власти, задавая тон для диалога между ними, но и культурные, социальные особенности участников диалога формируют рефлексию в медиа.

161-168 101
Аннотация

   Цель и задачи. В статье проанализированы меры государственной поддержки семей с детьми в период пандемии COVID-19, оказываемые в России и за рубежом. Целью исследования являлось изучение мнения семей с детьми о государственной социальной поддержке во время пандемии.
   Методы. В исследовании использован комплекс общенаучных методов, таких как анализ, синтез, обобщение, сравнение, системно-функциональный и комплексный подход. В рамках заявленной темы осуществлена систематизация мер поддержки семей с детьми в кризис, вызванный пандемией в разных странах. Помимо анализа статистических данных и научной литературы было проведено социологическое исследование в форме интернет-опросов семей с детьми. Опросы проведены в период с июня 2019 г. по март 2020 г. и с ноября 2020 г. по декабрь 2020 г. (общая выборка — 140 семей).

   Теоретическая и практическая значимость представленного исследования состоит в том, что оно может стать основой для дальнейшего изучения мер государственной поддержки семей с детьми в кризисные периоды. Проведенный анализ актуализирует значимость для практики международного опыта мер социальной поддержки семей с детьми.
   Результаты и выводы. Представленные в статье результаты исследования показали, что российские семьи считают недостаточными меры государственной поддержки в экономическом плане с учетом действующих выплат. Исследование представляет практическую значимость для разработки и осуществления мер поддержки семей с детьми государственными и общественными организациями, что позволит не допустить ухудшения материального положения семей.

A LINEA 

169-183 75
Аннотация

   Актуальность вопросов финансового и инвестиционного обеспечения инновационной деятельности нефтегазового комплекса как в России, так и в зарубежных странах обусловлена специфическими особенностями комплекса, имеющего важное экономическое значение. В статье рассмотрен мировой опыт реализации механизма ГЧП и венчурного финансирования, а также изучена отечественная практика применения данных способов привлечения средств частных инвесторов. Выявлена проблема реализации ГЧП, которая заключается в несовершенстве государственных механизмов, позволяющих инвесторам гарантированно получать вложенные средства, а также выявлена проблема недостаточного развития венчурного финансирования в нефтегазовом комплексе, обусловленная необходимостью разработки и освоения трудноизвлекаемых запасов нефти, что предполагает масштабные инвестиции. Предложены возможные решения выявленных проблем —совершенствование механизмов долгосрочного инвестирования и реализация нефтегазовыми компаниями механизма соинвестирования в венчурные фонды.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.