Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ОТ РЕДАКЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

14-22 185
Аннотация

Целью статьи является необходимость пересмотра в рамках отечественной политической науки либеральной парадигмы соотношения государства и негосударственных некоммерческих организаций (далее: НКО) в целях наполнения публично-политического пространства властно-общественного взаимодействия ценностями конструктивного, созидательного сотрудничества. Использованы сравнительный, исторический, описательный методы. Получены следующие результаты. Выявлена и охарактеризована причина, снижающая валидность популярной в современной политической науке модели государства-«садовника», в соответствии с которой власть создает все условия для поддержки гражданских инициатив, развития и масштабирования технологий межсекторного социального партнерства, при этом не вмешиваясь в процесс эволюции НКО, предоставляя полную свободу их деятельности. Такой причиной неэффективности модели государства-«садовника» представляется заложенный в ее основу деидеологизированный либерализм конца XX в., нивелировавший роль государства в вопросах инициирования, разработки и реализации политики поддержки и регулирования третьего сектора, в том числе идейно-ценностного наполнения общественно-государственного взаимодействия. На конкретных примерах аргументировано, что попытки переноса модели государства-«садовника» в демократии нелиберального типа способствовали появлению и усилению кризисов и диспропорций развития как организаций некоммерческого сектора, так и национальных политических систем. Обосновано, что глубинной причиной резкого ужесточения государственной политики России по отношению к НКО в 2000–2010-х годах стал ценностный конфликт между ультралиберальными общественными организациями и властью в 1990-х годах. В итоге аргументирована необходимость для современной политической науки и практики корректировки модели государства-«садовника» в аспектах усиления целеполагающей, идеологической функции государства по отношению к НКО. Первоочередным этапом конструктивизации властно-общественного взаимодействия в публично-политической сфере представляется внедрение концепции управления по ценностям для НКО.

ИССЛЕДОВАНИЯ, СТРАТЕГИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

23-33 196
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы разработки политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Рассматриваются предпосылки возникновения необходимости их решения. Санкционное давление на экономику России привело к уходу с отечественного рынка инвесторов из государств, которые проводят недружественную политику в отношении Российской Федерации. Это в свою очередь привело к разрыву экономических и технологических связей. Заставило искать замену импортируемым товарам из этих стран, реализовывать политику импортозамещения. Дальнейшая эскалация санкционного давления потребовала разработки и реализации политики обеспечения технологического суверенитета. Это потребовало по-новому взглянуть на вопросы инновационного развития. В России есть опыт реализации политики, направленной на построение инновационной экономики. На основе ее анализа, сделаны выводы о рисках обеспечения инновационного развития путем заимствования иностранных технологий, необходимости реализации политики технологического развития с опорой на собственные ресурсы. В статье рассматриваются Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и Концепция технологического развития на период до 2030 года как документы стратегического планирования, связанные с реализацией политики в сфере импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. В статье рассмотрены проблемы функционирования системы стратегического планирования, предложены подходы согласования стратегии обеспечения технологического развития с отраслевыми стратегиями и стратегией пространственного развития. Предложены и сопоставлены варианты проведения этих согласований.

34-44 162
Аннотация

В статье обсуждаются вопросы обеспечения информационной и экономической безопасности, являющиеся одними из важнейших качественных характеристик логистических систем, определяющих способность соблюдать в процессе товародвижения установленные параметры материальных потоков при внедрении современных информационных систем и технологий. Проводится анализ современных рисков и угроз, характерных для развития цифровых экосистем транспортно-логистического обслуживания. Исследуются ключевые факторы обеспечения экономической безопасности и их значение в логистике с точки зрения обеспечения оперативного контроля за соблюдением установленных ключевых показателей товародвижения. Затрагиваются вопросы обеспечения параметров товародвижения в рамках установленных пороговых значений с целью достижения оптимальности функционирования товаропроводящей системы и обеспеченности хозяйственной деятельности предприятия всеми необходимыми ресурсами. Исследуются логистические системы на предмет эффективной организации и управления материальными потоками, направленных на обеспечение надежности функционирования и реализации стратегии хозяйственных субъектов. Обосновывается необходимость использования современных цифровых технологий для повышения уровня экономической безопасности в логистических системах и обеспечения прозрачности, контролируемости и прослеживаемости материальных потоков в сфере товародвижения. При этом сам факт цифровизации процессов доставки грузов рассматривается с позиции экосистемной парадигмы и платформенной концепции. Обосновываются закономерности трансформации традиционных логистических операторов в провайдеров цифровых логистических услуг. Разработана модель киберфизической экосистемы в логистике, обеспечивающей сквозное управление бизнес-процессами и обмена данными в процессе товародвижения.

45-57 151
Аннотация

В статье освещаются концептуальные основы международной фрагментации производства в формате глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС) как важной характерной черты глобализации мирового хозяйства. Цель настоящего исследования состоит в выявлении ключевых методологических приемов, позволяющих измерить участие национальных экономик в ГЦСС. Традиционная внешнеторговая статистика, размещаемая на сайтах государственных таможенных органов, не располагает достаточным для этого инструментарием. Проанализирована разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в начале 2010-х гг. концепция торговли в категориях добавленной стоимости, определены и систематизированы базовые показатели интеграции стран в ГЦСС, а также рассмотрены ведущие международные базы данных по ГЦСС и раскрыты их сильные и слабые стороны. В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что существующие сегодня методологические подходы к изучению ГЦСС дают новое представление о месте стран и регионов в мировом производстве и мировой торговле. Соответствующая статистика может использоваться как международными компаниями для оптимизации географической структуры созданных ими глобальных стоимостных цепочек и повышения эффективности их деятельности, так и государствами принимающих стран в процессе планирования экономического развития.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ: ИСТОРИЧЕСКИЕ, НАЦИОНАЛЬНЫЕ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

58-71 152
Аннотация

Проблемы войны и мира на протяжении всей истории человечества остаются наиболее обсуждаемыми вопросами. Их решение имеет не только сугубо теоретический интерес, но и оказывает влияние на развитие международного права и отношений между государствами. Современная мировая политика значительно обогатила представления о диалектике войны и мира, расширив знание о возможных взаимных трансформациях войны и мира, расширении акторов применения военной силы, постановкой проблемы о рассмотрении войны как средства принуждения к миру.

Целью статьи является прослеживание диалектики войны и мира на различных этапах всемирной истории, раскрытие характера трансформаций войны и мира, установление условий, при которых война становится средством принуждения к миру.

Методология исследования основана на анализе обширной историографии по проблеме войны и мира, применении сравнительно-исторического метода в изучении природы и характера таких состояний общества, как война и мир, использовании диалектического принципа в рассмотрении места и роли насилия и ненасилия в обществе, применении военной силы в качестве средства принуждения к миру.

Результаты, полученные в исследовании, позволяют расширить знание о природе и характере современных войн, условиях при которых военная сила является средством принуждения к миру, указывают на необходимость поддержания вооруженных сил государства адекватной существующим угрозам для обеспечения национальной безопасности и суверенитета, в готовности к применению в качестве средства принуждения к миру.

Выводы. Результаты исследования позволяют заключить, что в современных международных отношениях целью войны может быть принуждение к миру. Справедливый характер вооруженной борьбы народа Новороссии, как и проводимая Российской Федерацией специальная военная операция, являются вынужденной и крайней мерой, направленной на сохранение национально-культурной идентичности жителей Донбасса, ликвидации возникающих военных угроз на южных рубежах России посредством принуждения к миру.

72-83 167
Аннотация

Целью статьи является доказательство возможностей и ограничений исследования событий детства для обоснования практико-ориентированных проектов в области молодежной политики и поддержки детства. В статье описываются основные направления доказательного подхода в прикладных исследованиях. Авторы аргументируют необходимость использования социологических данных о масштабах, специфике различных ситуаций, эпизодах, дебютных событий в детстве для принятия управленческих решений в доказательной государственной политике в сфере детства и молодежи. Проанализированы данные панельных исследований «Событийность детства», реализованных в 2018 и 2023 гг. Из массива 100 значимых событий детства для аргументирования доказательного подхода были отобраны те, которые наиболее актуальны для проектирования различных программ для детей и молодежи (девиантные события детства, приобщение к субкультурным практикам, освоение информационно-коммуникационных технологий, традиционные практики освоения культуры). Выявлено, какие группы детей и подростков являются целевой аудиторией для проектов по профилактике девиации и ассоциальных субкультурных групп, приобщению к чтению, программам цифровой гигиены и др. Определены перспективы развития доказательного подхода: императив применения не только на первичном этапе создания проектов, но и по завершению программ для доказательства результативности, необходимость внедрения исследований в качестве обязательного условия в грантовых программах, изменение приоритетов подбора экспертов.

84-106 172
Аннотация

К настоящему времени в России опубликовано немного обобщающих исследований, направленных на выявление явных и скрытых внешних рисков проекту МТКСЮ, стратегическая важность и геоэкономическая значимость которого не вызывает сомнений. Цель статьи формирование адекватного представления о фактической и мнимой значимости этих рисков, их остроте, взаимосвязях и взаимообусловленности. На основе комплексного анализа массива обширной информации автор пришел к выводу об изначально повышенном внимании ведущих участников проекта — России, Азербайджана и Ирана — к «западной ветке» МТКСЮ. Одновременно было установлено, что именно на этом проекте сосредоточились наиболее острые вызовы со стороны США и ЕС, Турции, Индии и Китая, республик Центральной Азии, Армении и Пакистана. При этом подчеркивается, что главная опасность согласованной работе РФ, Азербайджана и Ирана в рамках проекта исходит от США и их союзников по НАТО. Не скрывая своей враждебности к РФ, Ирану и Китаю, они прилагают усилия по вовлечению Азербайджана и других бывших республик СССР в свою геополитическую игру на Южном Кавказе. Также установлено определенное влияние на поведение Баку со стороны «пантюркистского» движения, озабоченного переключением внимания Азербайджана на проект ТМТМ. Пантюркистам импонирует то, что он пользуется поддержкой Запада. К числу геополитических вызовов и рисков автор также относит азербайджано-иранские и азербайджано-индийские противоречия, конкуренцию Индии с Китаем и Пакистаном в Центральной Азии, претензию Армении на создание параллельной МТКСЮ транспортной инфраструктуры. В статье объясняется подоплека и масштаб всех этих вызовов и рисков для России и проекта МТКСЮ в целом, их основательность и острота. По мнению автора, главный вызов (фактически — угроза) проекту сегодня исходит от США, которые активизировали свое участие в замирении Баку и Еревана. В этой связи он призывает следить за стремлением Вашингтона к вытеснению РФ из Армении и превращению ее в подконтрольное Западу государство. Также привлекается внимание к опасной для РФ перспективе заключения сделки между Турцией и Азербайджаном за счет Армении в направлении принудительного осуществления «Зангезурского проекта».

A LINEA

107-115 137
Аннотация

В последние годы проблема экономической безопасности существенно обострилась. Одной из угроз экономической безопасности является чрезмерная дифференциация регионов страны по уровню их социально-экономического развития. Эта дифференциация делает неоднородным экономическое пространство страны. Соответствующая угроза экономической безопасности требует нейтрализации. Ключевой вопрос при этом — выбор метода оценки уровня дифференциации. В статье анализируются методические приемы, используемые для оценки региональной дифференциации. Показано, что они не только различаются, но также могут давать противоречивые результаты при применении. Выявлена необходимость унификации и комплексирования подходов в оценке региональной дифференциации в контексте обеспечения экономической безопасности. Эти рекомендации могут быть учтены при реализации экономической политики как на федеральном, так и на региональном уровне.

116-129 178
Аннотация

Вопросы перспективного развития регионов России не теряют свою актуальность, как с теоретической, так и с практической точки зрения. Одним из важных вопросов региональной экономики, стоящим на повестке, остается вопрос устойчивого развития региональных социально-экономических систем. На сегодняшний день остаются нерешенные вопросы по формированию комплексной методики оценки перспектив развития региона с позиции его устойчивого развития. Целью статьи является разработка методики оценки перспектив развития региона на основе концепции устойчивого развития, реализованной в виде блок-схемы. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: провести обзор исследований в области оценки перспектив развития региона, выявить оптимальный набор методов и инструментов оценки перспектив развития региона, дифференцированный по компонентам устойчивого развития, сформулировать определение инструментов и методов оценки перспектив развития региона, сформулировать определение оценки перспектив развития региона. Предметом исследования выступают инструменты и методы оценки перспектив развития региона. В ходе анализа научной литературы было установлено, что оценка перспектив развития региона осуществляется путем выполнения шести шагов: отбор индикаторов развития региона, ретроспективный анализ, прогнозирование, оценка перспектив, формирование мер корректирующего воздействия, разработка стратегии социально-экономического развития. На основании обзора научной литературы были сформулированы определения прогнозирования социально-экономического развития, оценки перспектив развития региона. В рамках сравнения содержаний понятий «прогнозирование» и «оценка перспектив» развития региона установлены общие характеристики и разность между этими понятиями, которая заключается в самой цели проведения той или иной процедуры. В статье было дано определение инструментов и методов оценки перспектив развития региона с позиции теории государственного управления и теории социально-экономических систем. Определено различие между этими понятиями. В ходе составления схемы оценки перспектив развития региона были описаны предлагаемые для использования исследовательские инструменты и методы оценки перспектив, а также сформулирован ожидаемый результат в рамках выполнения каждого шага алгоритма по комплексной оценке перспектив развития региона на основе концепции устойчивого развития. Предложена комплексная схема оценки перспектив развития региона, которая включает в себя анализ внешних и внутренних условий, влияющих на устойчивое развитие региона, оценку перспектив развития по трем компонентам устойчивого развития, а также комплексную оценку перспектив развития с применением интегрального индекса устойчивого развития, который позволяет в целом оценить устойчивое развитие региона. Предложенная схема нивелирует недостатки существующих методик оценки перспектив развития региона.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

133-136 266
Аннотация

В ноябре 2024 года впервые состоялась конференция сети СНО РАНХиГС «Молодые ученые РАНХиГС — 2024». Работа велась в рамках трех секций: социогуманитарной, экономико-управленческой, международных отношений. Участками стали обучающиеся всех уровней подготовки — студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Конференция решала две основные задачи: 1) дать возможность студентам филиалов РАНХиГС представить результаты своих научных исследований и получить их профессиональную оценку со стороны модераторов секций — ученых СЗИУ РАНХиГС; 2) определить поле общих научных интересов студентов разных филиалов, чтобы в будущем создавать межрегиональные молодежные научные коллективы. Обе задачи были успешно решены. Участники конференции получили конструктивный импульс для продолжения своих исследований, результаты которых будут представлены уже на следующей, Второй конференции сети СНО РАНХиГС в 2025 году.

НОВОСТИ



ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)