ОТ РЕДАКЦИИ 
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 
В рамках любого теоретического исследования ключевой вопрос — понятийно-терминологический аппарат. Однако проблематика информационной политики имеет не только теоретический, но прежде всего практический характер. Информационная политика перестала быть заботой журналистов и чиновников. Секьюритизация — рассмотрение вопросов информационной политики в контексте вопросов национальной безопасности — это не только российский, но глобальный императив.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 
Цель статьи — выявить основные особенности и тенденции изменения численности и состава самозанятых как группы трудовых ресурсов на российском рынке труда. В статье сформулированы проблемы учета самозанятых в Российской Федерации (существование различных методик учета численности, что приводит к значительным различиям значений показателей; отсутствие детальной информации о качественном составе самозанятых, что осложняет возможности анализа их положения на рынке труда и разработку рекомендаций по их поддержке). Выявлены тенденции изменения численности самозанятых по Российской Федерации в целом и по отдельным округам. На основе проведенного авторами социологического исследования даны характеристики качественного состава самозанятых как группы трудовых ресурсов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сформулированы основные риски для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность в рамках самозанятости. Выявлены основные проблемы, препятствующие или ограничивающие возможности успешной профессиональной деятельности самозанятых. На основе проведенного исследования даются краткие рекомендации по поддержке самозанятых как группы трудовых ресурсов.
Целью данного исследования является определить в каких направлениях осуществляются меры «зеленой» экономики в зарубежных странах. Для достижения поставленной цели было дано понятие «зеленой» экономики и «циркулярной» экономики; изучены национальные стратегии «зеленой» экономики зарубежных стран; выявлены основные направления «зеленых» региональных инициатив; сравнены меры принимаемы в зарубежных странах в выделенных областях «зеленой» экономики. Предмет исследования — зарубежные стратегии развития «зеленой» экономики региона. Объект исследования — «зеленая» экономика. Авторы применяют методы эмпирического исследования (описание и сравнение); общелогические (анализ информации, ее синтез и обобщение, а также абстрагирование); теоретического познания (гипотико-дедуктивный; восхождение от абстрактному к конкретному). В статье рассмотрены примеры реализации зарубежных национальные концепций развития «зеленой» экономики, к которым приурочены региональные инициативы Германии, Объединенных Арабских Эмиратов, Канады, Бельгии и Соединенных Штатов Америки. Произведен анализ, на основе национальных стратегий «зеленой» экономики, направлений и инициатив. Сделаны выводы, что данные примеры реализации «зеленения» экономики следует воспринимать как пример для других стран, так как работа в данном направлении способна улучшить экологическую ситуацию, качество жизни страны и конкретного региона.
В статье рассматриваются основные направления партнерства России и Китая в арктической зоне, а также выделяются точки соприкосновения двух стран в Арктике. Изучаются национальные интересы Пекина и Москвы в исследуемом регионе.
Цель: определить главные сферы для сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в Арктике.
Методология и методы: неоинституциональный подход, обобщение, синтез, системный подход, анализ документов.
Результаты: рассмотрены национальные интересы России в Арктике, среди которых основными являются политические и экономические: обеспечение суверенитета страны, добыча полезных ископаемых региона и развитие Северного морского пути. Изучены интересы Китая в Арктике. Автор разделил их на три группы: экономические, геополитические и экологические. Приоритетными из них являются экономические, несмотря на то обстоятельство, что китайская сторона пытается завуалировать их под экологическими. Выделены шесть направлений для дальнейшего сотрудничества между странами в Арктике: освоение нефтяных и газовых месторождений, развитие инфраструктуры Северного морского пути и увеличение объема и количества перевозок по нему, взаимодействие в области охраны окружающей среды Арктики, развитие сферы критических технологий, организация туризма, формирование технологий по добыче экологически чистой энергии. Помимо направлений для коллаборации автор затрагивает в статье и тему разногласий между государствами по тем или иным вопросам, в частности по вопросам определения правового режима территорий и акваторий Арктики, а также реализации арктической политики Москвой и Пекином.
Выводы: Несмотря на выделенные в статье области для сотрудничества, основными направлениями для взаимодействия Китая и России в Арктике являются добыча газа и нефти в российской Арктике, поставка углеводородов из России в Китай в приоритетном порядке, а также усовершенствование инфраструктуры вдоль Северного морского пути и увеличение количества перевозок по нему. Между странами можно выделить и противоречия, главным из которых является вопрос управления в арктическом регионе. Но полагаем, что в ближайшем будущем российско-китайские отношения по арктическому вопросу будут только укрепляться, так как у сторон имеется много взаимодополняющих ресурсов друг для друга.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 
Это исследование основано на концепции сообщества, которое учитывает возрастные особенности. Данная концепция активно продвигается Всемирной организацией здравоохранения. Поскольку Китай и Канада непрерывно сотрудничают в области академических исследований, автор ссылается на стратегию сообщества в провинции Альберта (Канада), ориентированную на пожилых людей, и практику строительства города в Калгари (Канада), благоприятного для пожилых людей. Автор приводит исследование спроса на услуги по уходу за пожилыми людьми в г. Гуанчжоу (Китай), где к строительству города, ориентированного на пожилых, применяются международные стандарты. Также анализируется строительство конкретных городов и сообществ в Районе Большого залива Гуандун — Гонконг — Макао (Китай). Данное исследование проведено с учетом демографического развития и политики в Китае и г. Гуанчжоу и отвечает потребностям национальной стратегии активного противодействия старению населения. Исследование обеспечивает теоретическую основу для создания города в Районе Большого залива Гуандун — Гонконг — Макао (Китай), благоприятного для жизни пожилых людей, а также предлагает путь превращения Гуанчжоу в такой город с благоприятной средой, сохраняя его характерные особенности.
Цель. В работе рассматриваются подходы к решению одной из основных задач стратегирования социально-экономических систем национального уровня, связанной с необходимостью уточнения приоритетов развития в условиях формирования новых глобальных трендов. Методы. Рассмотрена роль здравоохранения в становлении системы устойчивого развития России с точки зрения взаимовлияния с другими направлениями достижения данной траектории. Результаты. Показано, что в системе целей устойчивого развития именно развитие здравоохранения в России должно быть приоритетным. Целесообразно активное внедрение в корпоративное и государственное управление принципов ESG, обогащенное включением в них задач повышения (содействия повышению) уровня здоровья сотрудников, клиентов, партнеров, общества в целом. Выводы. Комплексность стратегического управления в согласовании ключевых современных приоритетов (экологического, экономического, социального и связанного со здоровьем человека) предлагается достичь за счет активного создания и внедрения цифровых платформ.
Статья посвящена анализу возможностей гражданского участия повлиять на результаты политико-управленческих процессов в гибридных режимах на примере современной российской реформы системы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Целью статьи является выявление того, насколько и при каких условиях гражданское участие было значимым фактором результатов реформы в регионах. Основываясь на положениях концепций авторитарной отзывчивости и региональных политических режимов, были выдвинуты предположения о значимости фактора гражданского участия при условиях сочетания с определенными характеристиками регионов по параметрам уровня консолидации политической системы, открытости региональной бюрократии, степени зависимости от центра. Данные по 69 субъектам РФ за 2018–2019 годы были проанализированы статистическими методами (модели порядковых и логистических регрессий). Результаты анализа показывают, что гражданское участие было значимым фактором результатов реформы в регионах с более закрытыми бюрократиями и в регионах, менее зависимых от центра. При этом в отдельности от указанных условий уровень гражданского участия не был значимым фактором сам по себе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в гибридных режимах гражданское участие может быть значимым фактором политико-управленческого процесса, если а) элиты более восприимчивы к рискам протестной активности (в менее зависимых от центра регионах властям более важна поддержка населения), или б) в случае наличия неформальных каналов взаимодействия государства и общества (регионы с более закрытыми администрациями), что соотносится с положениями концепции авторитарной отзывчивости. В свою очередь, результаты исследования свидетельствуют в пользу подхода ≪ограниченного плюрализма≫, согласно которому гражданское участие в недемократиях, пусть и выполняя основную функцию обеспечения стабильности режима, тем не менее, способно оказать значимое влияние на исходы политико-управленческих процессов при определенных условиях.
Становление современной системы стратегического планирования требует учета накопленного опыта советского периода российской истории. Особого внимания заслуживают исследования 1920-х годов. Представляет интерес сопоставление генетического и телеологического подходов к планированию. Первый предполагает учет влияния различных факторов и подготовки разнообразных вариантов планов. Второй основан на необходимости установления целевых ориентиров и показателей, решения актуальных и масштабных проблем народного хозяйства. Опыт исследований 1920-х годов и результаты реализации планов советского периода, так же, как и опыт становления стратегического планирования современного периода российской истории свидетельствует о необходимости комплексного учета разнообразных подходов в организации планирования.
A LINEA 
В статье выявлены приоритетные направления развития электроэнергетической отрасли Российской Федерации в условиях роста доступности современных технологий, таких как искусственный интеллект, цифровые двойники, система виртуальной реальности и др. Целью работы являлось изучение ключевых направлений стратегического развития трудовых ресурсов электроэнергетической отрасли России с учетом специфики региона, а также особенностей развития отрасли. В связи с этим проанализированы основополагающие принципы стратегического развития трудовых ресурсов с учетом особенностей отрасли хозяйствования, а также рассмотрена возможность применения методологии стратегирования, разработанной д. э. н., профессором, иностранным членом РАН В. Л. Квинтом. Выделены проблемные аспекты эффективности трудовой деятельности в электроэнергетической отрасли, в том числе, касающиеся угроз кибербезопасности в современных условиях, и проанализированы практические случаи решения данных проблем государственными органами и различными хозяйствующими субъектами.
ГОДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ 
ISSN 1816-8590 (Online)