Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 12 (2016)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ - ДРАЙВЕР ИЛИ ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ?

6-15 84
Аннотация
В статье проанализированы основные этапы модернизации системы государственного управления и общественного развития России в постсоветский период: от рыночной трансформации институциональных основ советской системы до ресурсораспределительной модели роста и режима суверенной демократии 2000-х годов. Выдвинута и протестирована гипотеза о том, что проведение реформ без учета тенденций общественного развития, особенностей национального менталитета и расстановки сил внутри элит, равно как и неготовность власти идти навстречу обществу, вовремя разрешив возникшие противоречия, в большинстве случаев приводят к потере реформаторами власти и развалу страны. Аналитическое обеспечение программ реформирования системы государственных и общественных институтов должно быть предельно взвешенным, не скатывающимся как в сторону государственной апологетики, так и не опускающимся до подхода «отвлеченного наблюдателя», априори критикующего действия власти без учета условий исторической обстановки, готовности населения к переменам, меры ответственности государственного деятеля. Основной урок, который выносят авторы из истории российской модернизации - недопустимость разъединения, противопоставления граждан и государства, власти и общества.
16-25 117
Аннотация
В работе показано применение агент-ориентированного подхода при моделировании социо-эколого-экономических процессов, дан обзор наиболее характерных агент-ориентированных моделей (АОМ), разработанных за последние годы для решения практических задач территориального управления. Показана целесообразность использования АОМ как инструмента планирования развития территорий, в том числе стратегического. Представлена конструкция разработанной авторами территориальной демографической модели, в которой на основе поведения отдельных членов искусственного общества имитируются процессы смертности, рождаемости и миграции. Так, создание новых агентов (рождение детей) в модели является результатом выбора агентов-женщин репродуктивного возраста, и выбор этот зависит от их внутренних установок. При этом популяция агентов в этом отношении неоднородна - часть агентов придерживается современной репродуктивной стратегии (с низкой рождаемостью), а часть - традиционной (с высокой рождаемостью). Миграция агентов обусловлена разницей в уровне среднедушевых доходов как между различными территориями внутри страны, так и между различными странами. При выборе цели миграции большое значение имеют социальные связи агентов. Представленная конструкция послужила основой создания трех АОМ: 1) модели воспроизводства населения Санкт-Петербурга; 2) модели трудовой миграции из приграничных территорий Китая в Россию; 3) модели внутренней и внешней миграции в странах Европейского союза. Все модели были апробированы в ходе компьютерных экспериментов на реальных данных. Получены предварительные результаты, показавшие адекватную реакцию моделей на изменения управляемых параметров, связанных с экономическими и институциональными характеристиками среды агентов.
26-36 72
Аннотация
В статье рассматривается зависимость качества жизни населения от качества государственного управления. В связи с этим анализируются различные способы повышения качества деятельности органов государственной власти на основе применения современных методов управления качеством. Раскрывается содержание стандартов, призванных облегчить использование систем менеджмента качества в органах государственной и муниципальной власти. Приводятся новые принципы менеджмента качества, разработанные с учетом специфики деятельности органов государственной власти. Автором исследуются различные модели самооценки, в том числе модель самооценки органов государственной власти, а также модель рейтинговой оценки деятельности органов государственной власти зарубежных стран.
37-42 83
Аннотация
Внедрение проектного управления является новым трендом сферы государственного управления. Недавно изданные Правительством Российской Федерации акты о проектном управлении натолкнули многих руководителей органов власти на мысль о необходимости обучения своих сотрудников как азам научной организации проектной деятельности, так и прикладным вопросам работы создаваемых проектных офисов. В статье авторы раскрывают механизмы, позволяющие сформировать комплексный подход к организации обучения руководителей и специалистов проектных офисов в органах государственного управления на основе инновационной модели подготовки управленческих кадров, используемой в Санкт-Петербурге.
43-48 88
Аннотация
В статье дана характеристика форм общественного контроля. Рассмотрены вопросы взаимосвязи общественного контроля и эффективности деятельности органов исполнительной власти. Определены перспективные пути совершенствования форм общественного контроля с целью усиления влияния на его результаты.
49-54 107
Аннотация
В статье представлен ретроспективный анализ внедрения проектного подхода в деятельность органов государственной власти, описаны лучшие практики проектного управления в регионах Российской Федерации, выявлена взаимосвязь между уровнем развития проектного управления в региональных органах власти и состоянием инвестиционного климата регионов. Авторами рассматриваются ключевые проблемы внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Среди них особое внимание уделяется проблеме рассогласованности документов стратегического планирования, программирования и проектов, отсутствию четкого представления об организационной структуре управления проектной деятельностью в органах власти регионов, трудностям, связанным с нехваткой компетенций в области проектного менеджмента у руководящих работников и участников проектов, неразвитости системы мотиваций участников проекта, значительной дифференциации регионов по качеству нормативного и методического сопровождения процесса внедрения проектного управления в деятельность органов исполнительной власти субъектов федерации.
55-62 69
Аннотация
В статье рассматривается система формирования личностно-профессиональной готовности государственных служащих в современных условиях. Автор на основе проведения разграничения между объектами управления в государственном управлении и менеджменте постулирует наличие особенностей в подготовке государственных служащих. Обосновывается позиция, согласно которой формирование личностно-профессиональной готовности выступает непрерывным процессом, основанным на выводе каждого обучающегося на индивидуальную траекторию развития с обязательным формированием высокого уровня гражданственности.
63-71 87
Аннотация
Статья посвящена исследованию уровня информированности и практики участия населения города Екатеринбурга в местном самоуправлении. Информированность населения о формах участия в местном самоуправлении является одним из основных факторов, оказывающих влияние на гражданскую активность на местах. В исследовании использовался комплекс базовых социологических методов: анкетный опрос взрослого населения города Екатеринбурга, две фокус-группы, анализ официальных документов и информации о формах участия населения в осуществлении местного самоуправления на официальных сайтах города Екатеринбурга. В результате исследования выявлен низкий уровень информированности населения города о формах участия в местном самоуправлении и низкий уровень гражданского участия. Интернет является самым удобным для населения источником информации, однако на официальных сайтах мало информации о формах гражданского участия в местном самоуправлении. Авторы статьи сформулировали предложения по повышению информированности населения Екатеринбурга о формах участия населения в местном самоуправлении.
72-78 61
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти на федеральном и региональном уровне (на примере Нижегородской области), а также практика реализации требований действующего законодательства. Предложена авторская классификация моделей взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. Обобщены проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти и предложены пути их разрешения. В статье приведены успешные практики из деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области.
79-82 68
Аннотация
Институт местного самоуправления в РФ представляет собой систему органов местного самоуправления (ОМСУ), обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В Санкт-Петербурге, как в городе федерального значения, муниципальное управление обладает рядом специфических характеристик, например, зависимость от органов государственной власти и обобщенное представление у населения о деятельности всех ветвей власти. В этих условиях основным драйвером развития может стать целенаправленное управление внутренней политикой ОМСУ, основу которого составляют современные подходы к подбору кадров и управлению человеческими ресурсами.
83-91 65
Аннотация
В статье характеризуются концептуальные основы и конфигурация современной экономической политики. При этом разделяются преобладающие (нормальные) условия и случай депрессивной экономики. Первым соответствуют определяющая роль монетарной политики, ведущейся в формате гибкого таргетирования инфляции, и вспомогательная роль государственного бюджета, подчиненного достижению фискальной устойчивости. Рецидивы же депрессивной экономики сопровождаются возвращением традиционного кейнсианства и нестандартной в сравнении с преобладающими подходами политики. Делается вывод о существенной зависимости процессов государственного управления от состояния национальной экономики.
92-98 61
Аннотация
В статье освещены проблемные вопросы развития государственно-частного партнерства. Отражены формы организации ГЧП. Рассмотрен опыт применения нормативноправовых актов в сфере ГЧП в зарубежных странах. Проведен анализ использования различных методов и инструментов реализации соглашений проектов ГЧП, которые присутствуют в зарубежных нормативно-правовых актах и в отечественном законодательстве. Указаны недостатки в законодательстве о ГЧП. Изучена проблематика целей и понимания результатов при реализации проектов ГЧП со стороны государства, частного инвестора и общества. Рассмотрено, в чем заключается сложность процедуры принятия решений в рамках ГЧП и как это отражается на финансовых условиях участия сторон.
99-107 125
Аннотация
В статье исследуется соотношение категорий «государственное управление» и «государственная экономическая политика». На основе проведенного сопоставления показано, что государственная экономическая политика, с одной стороны, является формой государственного управления, с другой - методы ее реализации шире, чем у государственного управления, и обладают более комплексным характером по сравнению с традиционными методами государственного управления. Выявлены направления реализации государственной экономической политики в современной России, а также специфика ее осуществления.
108-117 121
Аннотация
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема человеческого капитала и его места в повышении конкурентоспособности региональной экономики. Целью статьи является обоснование влияния человеческого капитала на повышение конкурентоспособности региональной экономики. Автор рассматривает теоретические аспекты человеческого капитала, предлагает уточненную трактовку понятия в контексте рассматриваемой проблематики. Уделено особое внимание методологии оценки уровня развития человеческого капитала региона. Автор на основе проведенного аналитического обзора попытался доказать прямую взаимосвязь уровня развития человеческого капитала ряда регионов России с их позицией в рейтинге конкурентной привлекательности региональных экономик. Обосновывается идея о том, что человеческий капитал является фундаментальным стратегическим ресурсом, основой экономического развития региона, страны в целом. Мы полагаем, что уровень развития человеческого капитала и уровень развития социально-экономической сферы имеют прямо пропорциональную зависимость, где первое является базисом, второе - результирующим показателем. Выявлена особенность, что высокий уровень развития человеческого капитала не характерен для стагнирующей или находящейся в упадке экономики, в которой конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов развиты слабо. Предложенный теоретический подход будет интересен специалистам в сферах территориального развития и регионального управления, внедрения инноваций в региональную экономику. Методологическая основа проведенного исследования включает такие инструменты, как: анализ статистических данных, анализ источников, метод сравнения, метод индукции и другие. Данная проблема требует дальнейших исследований, поскольку мало изучена.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)