Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 11 (2019)
Скачать выпуск PDF
 
18
Аннотация

Статья посвящена исследованию цифровых дискурсивных практик в контексте процессов, происходящих в современной российской политике. Автор делает вывод о том, что цифровая публичная сфера современной России претерпевает перемены, которые во многом предвидел Ю. Хабермас. В первой части статьи анализируются классические подходы к понятию «публичная сфера», прежде всего – подход Ю. Хабермаса, рассматриваются предлагаемые им модели функционирования публичной сферы и политической коммуникации. Во второй части статьи автор выявляет позиции исследователей по отношению к трансформациям публичной сферы, вызванным активным развитием Интернета и социальных медиа и предлагает собственную схему функционирования публичной сферы в цифровом обществе. В третьей части отдельное внимание уделяется дискурсивным практикам в цифровой публичной сфере. Приводятся результаты авторских исследований с использованием специальной методики дискурс-анализа. На основе анализа интернет-дискуссий по тематике повышения пенсионного возраста выявляются преимущества данной методики. В конце указываются дискуссионные моменты и направления дальнейших исследований в сфере цифрового публичного взаимодействия государства и граждан.

 
21
Аннотация

В статье рассмотрено инициативное бюджетирование (ИБ) как механизм участия граждан в бюджетной политике на местном уровне. Основываясь на параметрах оценки эффективности проектов инициативного бюджетирования, в работе представлены предварительные результаты комплексного исследования институциональной модели электронного участия, описывающей механизм обратной связи в развитии и функционировании систем умного городского управления (в том числе, электронного управления). В связи с этим, был проведен анализ методологий оценки международных проектов ИБ,  изучение предметной области и обзор литературы по тематике исследования.

В результате исследования уточнена первоначальная версия институциональной модели умного города, содержащая элементы инициативного бюджетирования и электронного участия как компонентов обратной связи. Проведен сравнительный анализ международных методологий оценки проектов ИБ; сформулированы выводы; описаны направления дальнейших исследований.

Последующий анализ методологий оценки проектов ИБ будет направлен на изучение практик, ориентированных на аспекты цифровых трансформаций и развитие умного города. Таким образом, эмпирические результаты данного исследования могут быть использованы для теоретической разработки новой актуальной методологии, учитывающей указанные выше компоненты.

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

10-15 24
Аннотация
В статье анализируется содержательная часть законодательной инициативы Минэкономразвития РФ по разработке проекта нормативно-правового документа, позволяющего повысить эффективность контроля служебной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих РФ. Необходимость дальнейшего совершенствования законодательства подтверждается наличием недостатков существующей в настоящее время системы комплексной оценки профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих РФ, в том числе и со стороны органов президентского контроля. Анализ показателей результативности президентского контроля со стороны такого института, каким является Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, в процессе его взаимодействия с главами субъектов Российской Федерации, как с точки зрения методологии формулировок, так и методики использования, позволяет сформулировать ряд предложений по повышению их эффективности.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

16-26 33
Аннотация

В данной статье авторы исследуют политические партии в рамках конфликтологической парадигмы, отмечая ее тесную взаимосвязь с парадигмой символического интеракционизма. Для понимания природы конфликта между политическими партиями, взаимодействующими в рамках политического процесса, авторы операционализируют ключевые понятия и категории: конкуренция, рынок и провалы рынка, политический рынок, конкурентный политический процесс, политический процесс, демократический процесс и компоненты политического процесса.

В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что конфликт в рамках политической конкуренции партий и их взаимодействия (транзакций) имеет свое измерение полезности. Наличие конфликта во взаимодействии политических партий порождает конкуренцию. При этом конкуренция и наличие конфликтов между политическими партиями представляет собой жестко конкурентный, но во многом демократический процесс.

27-38 26
Аннотация
В статье анализируется геополитическое и военно-стратегическое значение Арктики. Констатируются внешние и внутренние угрозы освоения этого региона. Отмечаются компетенции Санкт-Петербурга по решению стратегических задач управления в ходе социально-экономического развития Арктики. Рассматривается ход работ по обоснованию внешних границ континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане. Обосновываются компетенции, которыми располагает Санкт-Петербург в освоении Арктики.
39-46 52
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию особенностей влияния интернет-технологий и социальных сетей на формы политического участия современных граждан. Автор отмечает, что интернет способствует больше политизации граждан, предоставляя им новые возможности для коммуникации, получения и производства политической информации и совершения коллективных действий. Автор полагает, под влиянием интернета политическое участие трансформируется по двум направлениям: происходит технологическая модернизация инструментальных и процедурных форм участия, а также появляются новые формы политического участия.
47-56 55
Аннотация
Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), появившийся в повестке дня ООН в 2017 г., продолжает оставаться камнем преткновения в дискуссиях о будущем режима нераспространения оружия массового уничтожения. Документ уже внес противоречия в ряды неядерных государств и стимулировал подъем антиядерного активизма по всему миру. В данной статье анализируется, какую позицию в отношении ДЗЯО заняли государства постсоветской Центральной Азии — Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркменистан. Наибольшее внимание уделяется политике Казахстана, поскольку он открыто поддержал ДЗЯО, и его политика являет собой пример наиболее последовательного антиядерного курса. Изучение реакции бывших советских республик на появление ДЗЯО актуально в силу того, что эти государства являются ближайшими партнерами России, хотя и отнюдь не всегда занимают схожие с ней позиции по международным вопросам.
57-68 41
Аннотация
Цель статьи — формирование теоретической модели коммуникационной политики органов государственной власти субъектов Российской Федерации в условиях утверждения информационного общества и обоснование критических условий ее реализации. Методологической основой работы является проблемный анализ существующих коммуникационных практик органов государственной власти для определения основных интегративных проблем, препятствующих достижению цели эффективной коммуникационной политики в целях развития информационного общества. К таковым относятся: рассмотрение технологического фактора как ключевого элемента и условия формирования информационного общества; существенный акцент на национальной безопасности, понимаемой в ограничительном, изоляционистском смысле; построение государственной коммуникационной политики исходя из схемы унифицированного, однонаправленного процесса коммуникации; коммуникативный отрыв от других стейкхолдеров информационного общества; отождествление коммуникации с информированием. В процессе исследования была выполнена декомпозиция этих проблем и произведена их трансформация в управленческие задачи, а также реализовано проектирование коммуникационного процесса органов государственной власти в России с учетом целей развития информационного общества и выделенных управленческих задач. Результаты анализа позволяют обосновать необходимость смещения акцента формирования и развития коммуникационной политики с технологического на социальный, а именно на формирование стейкхолдеров информационного общества, к которым относятся в том числе государственные служащие. Непрерывное обучение для развития релевантных знаний и навыков становится неотъемлемым элементом коммуникационной политики. Также в результате исследования сделан вывод о необходимости заменить ограничительную, изоляционистскую коннотацию государственной безопасности на более широкую и вместе с тем гибкую трактовку безопасности как устойчивого развития. Используя устойчивое развитие как метафору взаимодействия между стейкхолдерами, необходимо сформировать и апробировать четкую модель коммуникационной политики, которая будет учитывать принципы, следующие из теории информационного общества и коммуникационной теории власти.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

69-75 30
Аннотация
В статье рассматривается роль электронного обучения в интернет-экономике, сущность и особенности распределенной системы электронного обучения, практический опыт управления распределенной системой электронного обучения на примере DELS “SPIDER”. Данная система используется при подготовке студентов факультета экономики и финансов Северо-Западного института управления-филиала РАНХиГС. В статье проведен анализ влияния интернета на обучение, история развития электронного обучения, выделены наиболее важные элементы понятийного аппарата электронного обучения, сущность распределенной системы электронного обучения “SPIDER”. Выявлен ряд сдерживающих факторов для его реализации в образовательном процессе. Выявлен ряд сдерживающих факторов для реализации в учебном процессе методики обучения студентов с использованием современных интернет-технологий на базе DELS “SPIDER”. Авторы сформулировали четыре принципа электронного обучения: персональный подход, спокойный темп обучения, благоприятный психологический климат, современная материально-техническая база в институте и комната отдыха для преподавателей.
76-91 20
Аннотация

Цель: выявление и анализ угроз экономической безопасности в продовольственной сфере Республики Мордовия и их источников.

Методы: системного подхода, экономическо-статистического анализа, сравнительного анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов.

Результаты: на материалах Республики Мордовия проведен анализ развития сельскохозяйственного производства за последние десять лет, выявлены основные угрозы экономической безопасности в сфере обеспечения продовольствием и их источники, сформулированы предложения по предупреждению и нейтрализации угроз.

Выводы: сделаны выводы о наличии факторов, угрожающих устойчивому развитию сельского хозяйства Республики Мордовия, что требует принятия безотлагательных мер по предотвращению и нейтрализации выявленных угроз.

92-100 27
Аннотация
Целью статьи является рассмотрение вопросов использования проектного подхода в стратегическом управлении развитием российских регионов. Решена задача выявления особенностей использования проектного управления в деятельности органов государственной власти. Ключевой мыслью исследования стала необходимость повышения компетенций государственных управленцев для обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития территорий.
101-112 41
Аннотация
В статье дан краткий обзор истории импортозамещения в России. Описаны причины стратегического провала советской индустриализации. Представлены результаты сравнительного анализа двух импортозамещающих рывков в постсоветской России. Дан обзор вариантов использования иностранных ресурсов в интересах отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Сформулированы рекомендации по реализации импортозамещения в ОПК России.
113-119 22
Аннотация
В статье выполнен анализ трансформации мировой системы экономических отношений с точки зрения обеспечения экономической безопасности России. Показано, что в основе этой трансформации лежит борьба за экономическое, технологическое и политическое лидерство США в условиях формирования предпосылок к его утрате. Выявлены основные факторы, влияющие на происходящие трансформации, и оценен их вклад в обеспечение глобальной и национальной (для России) безопасности, прежде всего — экономической.
120-128 44
Аннотация
В статье предложена методика оценки ожидаемой стоимости технических и технологических инноваций. Оценка осуществляется на этапе, предшествующем проектированию инноваций (этапе инициации проекта). Она опирается на метод аналогий и реализуется на основе принципа «так было — так будет». При этом имеющиеся аналоги обеспечивают объективную информацию о том «как было». Пролонгация этих данных в будущее для оценки стоимости проектирования опирается на вероятностную интерпретацию имеющейся неопределенности. Снятие неопределенности осуществляется использованием принципа максимума энтропии. Это обеспечивает наиболее полный учет имеющейся объективной информации и минимизирует домыслы при оценке стоимости проектирования инновационных объектов. В целом предложенная в статье методика позволяет в типовой для этапа инициации проекта информационной ситуации получать объективные оценки ожидаемой стоимости проектирования технических и технологических инноваций.
129-134 23
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы разработки системы государственной поддержки инновационного предпринимательства, в частности — механизм воздействия научнотехнических факторов на развитие инновационных процессов на предприятиях малого бизнеса. Рассмотрена роль малых предприятий в системе крупного высокотехнологичного производства, описаны методы устойчивого экономического роста и стимулирования перехода отечественной экономики с сырьевого пути развития на инновационный.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

135-144 94
Аннотация

Цель: измерить имидж России, создаваемый медиаканалами RT и BBC, формализованным методом; сравнить результаты, полученные с помощью формализованного и неформализованного методов.

Методы: традиционный и контент-анализ текстовых материалов с 15 февраля 2011 г. до 10 марта 2012 г., посвященных падению режима Джамахирии; в рамках контентанализа — корреляционно-регрессионный анализ; проверка надежности статистической связи с помощью F-критерия Фишера.

Результаты: согласно контент-анализу, в материалах RT Россия ассоциируется с системой понятий, символизирующих власть, силу на международной арене. При этом RT никак не связывает Россию ни с демократией, ни с антидемократией и никак не связывает понятие «Россия» с кругом понятий, символизирующих авторитарный режим. BBC также строит имидж России исключительно как сильной державы. Согласно традиционному анализу, в материалах RT Россия предстает сильной державой, разделяющей политические ценности демократических стран, готовой к борьбе с авторитаризмом даже ценой отказа от собственных интересов; в материалах BBC — слабым субъектом международных отношений, который не в состоянии разобраться с выработкой собственной последовательной внешней политики, склонным поддерживать авторитаризм, но вынужденным уступать авторитету НАТО.

Выводы: субъективность исследователя сильно искажает действительность, и контент-анализ позволяет получить более объективные результаты. С другой стороны, ограничения объективности контент-анализа создают тот факт, что тенденциозность медиаканалов при формировании имиджа России реализуется за счет средств выборочного освещения значимых событий, но в рамках самих материалов, выдержанных в стилистике объективного безоценочного суждения, она никак не проявляется.

145-154 42
Аннотация
Целью и задачей данной статьи является попытка в первом приближении ответить на вопрос — что должны представлять собой интегральная оценка и анализ образования с управленческо-экономической точки зрения. От полноты и корректности ответа существенно зависит как действенность самого анализа, так и эффективность выполненной оценки и набора предлагаемых управленческих решений.
155-162 36
Аннотация
На примере анализа патентной активности показано решение проблемы, связанной с оценкой потенциала развития технических систем. Описаны основные возможности современных информационных ресурсов патентной аналитики. Показано, каким образом анализ патентной информации помогает отобрать наиболее перспективные научно-технические решения и технологии для проведения разработок, выявить тенденции отрасли, проанализировать ситуацию на рынке для определения основных конкурентов и партнеров, оценить конкурентоспособность разрабатываемой продукции, сформировать требования и составить план при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработать стратегию инновационного развития предприятия.
163-179 40
Аннотация

В статье рассмотрено инициативное бюджетирование (ИБ) как механизм участия граждан в бюджетной политике на местном уровне. Основываясь на параметрах оценки эффективности проектов инициативного бюджетирования, в работе представлены предварительные результаты комплексного исследования институциональной модели электронного участия, описывающей механизм обратной связи в развитии и функционировании систем умного городского управления (в том числе электронного управления). В связи с этим был проведен анализ методологий оценки международных проектов ИБ, изучение предметной области и обзор литературы по тематике исследования.

В результате исследования уточнена первоначальная версия институциональной модели умного города, содержащая элементы инициативного бюджетирования и электронного участия как компонентов обратной связи. Проведен сравнительный анализ международных методологий оценки проектов ИБ; сформулированы выводы; описаны направления дальнейших исследований.

Последующий анализ методологий оценки проектов ИБ будет направлен на изучение практик, ориентированных на аспекты цифровых трансформаций и развитие умного города. Таким образом, эмпирические результаты данного исследования могут быть использованы для теоретической разработки новой актуальной методологии, учитывающей указанные выше компоненты.

180-192 21
Аннотация
Статья посвящена исследованию цифровых дискурсивных практик в контексте процессов, происходящих в современной российской политике. Автор делает вывод о том, что цифровая публичная сфера современной России претерпевает перемены, которые во многом предвидел Ю. Хабермас. В первой части статьи анализируются классические подходы к понятию «публичная сфера», прежде всего — подход Ю. Хабермаса, рассматриваются предлагаемые им модели функционирования публичной сферы и политической коммуникации. Во второй части статьи автор выявляет позиции исследователей по отношению к трансформациям публичной сферы, вызванным активным развитием Интернета и социальных медиа и предлагает собственную схему функционирования публичной сферы в цифровом обществе. В третьей части отдельное внимание уделяется дискурсивным практикам в цифровой публичной сфере. Приводятся результаты авторских исследований с использованием специальной методики дискурсанализа. На основе анализа интернет-дискуссий по тематике повышения пенсионного возраста выявляются преимущества данной методики. В конце указываются дискуссионные моменты и направления дальнейших исследований в сфере цифрового публичного взаимодействия государства и граждан.

A LINEA

193-200 52
Аннотация
В статье проанализирована роль информационных каналов в подготовке и проведении аккредитации медицинских специалистов. Автор обращает внимание на то, что большая часть трудностей, которая возникает при внедрении данной процедуры, связана с низкой мотивацией обучающихся к получению достоверной информации, обилием дезинформирующих и провокационных информационных материалов в социальных сетях, а также высокой скоростью их распространения в медийном пространстве. Широкое освещение объективных сведений, основанных в первую очередь на нормативных правовых актах, позволит существенно повысить эффективность как самой процедуры аккредитации специалистов, так и всего медицинского образования в Российской Федерации.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

201-203 24
Аннотация

Измайлов А. Ф. Куда бредут “Троянский конь“ и “пятая колонна”… Очерки о борьбе с профашистскими группами в битве за Ленинград в 1941–1944 гг. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. 320 с.: ил. ISBN 978-5-89781-654-5

В документальной книге «Куда бредут “Троянскй конь“ и “пятая колонна“…» А. Ф. Измайлова, жителя блокадного Ленинграда, раскрываются малоизвестные факты битвы за Ленинград в 1941–1944 гг., организации деятельности Красной Армии, органов НКВД, партизанского движения, милиции, трудовых коллективов, партийных, советских, комсомольских организаций в борьбе с профашистскими группами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)