Статья посвящена исследованию цифровых дискурсивных практик в контексте процессов, происходящих в современной российской политике. Автор делает вывод о том, что цифровая публичная сфера современной России претерпевает перемены, которые во многом предвидел Ю. Хабермас. В первой части статьи анализируются классические подходы к понятию «публичная сфера», прежде всего – подход Ю. Хабермаса, рассматриваются предлагаемые им модели функционирования публичной сферы и политической коммуникации. Во второй части статьи автор выявляет позиции исследователей по отношению к трансформациям публичной сферы, вызванным активным развитием Интернета и социальных медиа и предлагает собственную схему функционирования публичной сферы в цифровом обществе. В третьей части отдельное внимание уделяется дискурсивным практикам в цифровой публичной сфере. Приводятся результаты авторских исследований с использованием специальной методики дискурс-анализа. На основе анализа интернет-дискуссий по тематике повышения пенсионного возраста выявляются преимущества данной методики. В конце указываются дискуссионные моменты и направления дальнейших исследований в сфере цифрового публичного взаимодействия государства и граждан.
В статье рассмотрено инициативное бюджетирование (ИБ) как механизм участия граждан в бюджетной политике на местном уровне. Основываясь на параметрах оценки эффективности проектов инициативного бюджетирования, в работе представлены предварительные результаты комплексного исследования институциональной модели электронного участия, описывающей механизм обратной связи в развитии и функционировании систем умного городского управления (в том числе, электронного управления). В связи с этим, был проведен анализ методологий оценки международных проектов ИБ, изучение предметной области и обзор литературы по тематике исследования.
В результате исследования уточнена первоначальная версия институциональной модели умного города, содержащая элементы инициативного бюджетирования и электронного участия как компонентов обратной связи. Проведен сравнительный анализ международных методологий оценки проектов ИБ; сформулированы выводы; описаны направления дальнейших исследований.
Последующий анализ методологий оценки проектов ИБ будет направлен на изучение практик, ориентированных на аспекты цифровых трансформаций и развитие умного города. Таким образом, эмпирические результаты данного исследования могут быть использованы для теоретической разработки новой актуальной методологии, учитывающей указанные выше компоненты.КОЛОНКА РЕДАКТОРА 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 
В данной статье авторы исследуют политические партии в рамках конфликтологической парадигмы, отмечая ее тесную взаимосвязь с парадигмой символического интеракционизма. Для понимания природы конфликта между политическими партиями, взаимодействующими в рамках политического процесса, авторы операционализируют ключевые понятия и категории: конкуренция, рынок и провалы рынка, политический рынок, конкурентный политический процесс, политический процесс, демократический процесс и компоненты политического процесса.
В результате исследования авторы приходят к выводу о том, что конфликт в рамках политической конкуренции партий и их взаимодействия (транзакций) имеет свое измерение полезности. Наличие конфликта во взаимодействии политических партий порождает конкуренцию. При этом конкуренция и наличие конфликтов между политическими партиями представляет собой жестко конкурентный, но во многом демократический процесс.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА 
Цель: выявление и анализ угроз экономической безопасности в продовольственной сфере Республики Мордовия и их источников.
Методы: системного подхода, экономическо-статистического анализа, сравнительного анализа, обобщения и интерпретации полученных результатов.
Результаты: на материалах Республики Мордовия проведен анализ развития сельскохозяйственного производства за последние десять лет, выявлены основные угрозы экономической безопасности в сфере обеспечения продовольствием и их источники, сформулированы предложения по предупреждению и нейтрализации угроз.
Выводы: сделаны выводы о наличии факторов, угрожающих устойчивому развитию сельского хозяйства Республики Мордовия, что требует принятия безотлагательных мер по предотвращению и нейтрализации выявленных угроз.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ 
Цель: измерить имидж России, создаваемый медиаканалами RT и BBC, формализованным методом; сравнить результаты, полученные с помощью формализованного и неформализованного методов.
Методы: традиционный и контент-анализ текстовых материалов с 15 февраля 2011 г. до 10 марта 2012 г., посвященных падению режима Джамахирии; в рамках контентанализа — корреляционно-регрессионный анализ; проверка надежности статистической связи с помощью F-критерия Фишера.
Результаты: согласно контент-анализу, в материалах RT Россия ассоциируется с системой понятий, символизирующих власть, силу на международной арене. При этом RT никак не связывает Россию ни с демократией, ни с антидемократией и никак не связывает понятие «Россия» с кругом понятий, символизирующих авторитарный режим. BBC также строит имидж России исключительно как сильной державы. Согласно традиционному анализу, в материалах RT Россия предстает сильной державой, разделяющей политические ценности демократических стран, готовой к борьбе с авторитаризмом даже ценой отказа от собственных интересов; в материалах BBC — слабым субъектом международных отношений, который не в состоянии разобраться с выработкой собственной последовательной внешней политики, склонным поддерживать авторитаризм, но вынужденным уступать авторитету НАТО.
Выводы: субъективность исследователя сильно искажает действительность, и контент-анализ позволяет получить более объективные результаты. С другой стороны, ограничения объективности контент-анализа создают тот факт, что тенденциозность медиаканалов при формировании имиджа России реализуется за счет средств выборочного освещения значимых событий, но в рамках самих материалов, выдержанных в стилистике объективного безоценочного суждения, она никак не проявляется.
В статье рассмотрено инициативное бюджетирование (ИБ) как механизм участия граждан в бюджетной политике на местном уровне. Основываясь на параметрах оценки эффективности проектов инициативного бюджетирования, в работе представлены предварительные результаты комплексного исследования институциональной модели электронного участия, описывающей механизм обратной связи в развитии и функционировании систем умного городского управления (в том числе электронного управления). В связи с этим был проведен анализ методологий оценки международных проектов ИБ, изучение предметной области и обзор литературы по тематике исследования.
В результате исследования уточнена первоначальная версия институциональной модели умного города, содержащая элементы инициативного бюджетирования и электронного участия как компонентов обратной связи. Проведен сравнительный анализ международных методологий оценки проектов ИБ; сформулированы выводы; описаны направления дальнейших исследований.
Последующий анализ методологий оценки проектов ИБ будет направлен на изучение практик, ориентированных на аспекты цифровых трансформаций и развитие умного города. Таким образом, эмпирические результаты данного исследования могут быть использованы для теоретической разработки новой актуальной методологии, учитывающей указанные выше компоненты.
A LINEA 
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 
Измайлов А. Ф. Куда бредут “Троянский конь“ и “пятая колонна”… Очерки о борьбе с профашистскими группами в битве за Ленинград в 1941–1944 гг. СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. 320 с.: ил. ISBN 978-5-89781-654-5
В документальной книге «Куда бредут “Троянскй конь“ и “пятая колонна“…» А. Ф. Измайлова, жителя блокадного Ленинграда, раскрываются малоизвестные факты битвы за Ленинград в 1941–1944 гг., организации деятельности Красной Армии, органов НКВД, партизанского движения, милиции, трудовых коллективов, партийных, советских, комсомольских организаций в борьбе с профашистскими группами.
ISSN 1816-8590 (Online)