Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 7 (2021)
Скачать выпуск PDF

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

10-16 376
Аннотация

Ключевые известные в мире подходы к территориальному управлению испробованы (апробированы) в России со времен Московского княжества. Предложить новые практически невозможно, однако прежние практики становятся по-новому значимы. В специфических экономических и политических условиях 2021 года было озвучено несколько инициатив и приняты серьезные решения, касающиеся территориального управления в Российской Федерации. Этим предложением посвящена данная статья.

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

17-28 541
Аннотация

Северное измерение — четырехсторонняя политика Российской Федерации, Европейского союза, Норвегии и Исландии — характеризуется в статье в двух качествах. С одной стороны, Северное измерение зарекомендовало себя в качестве эффективного инструмента решения специфических проблем северной части европейского континента. С другой стороны, Северное измерение рассматривается здесь в качестве модели взаимоотношения Евросоюза со своими крупными соседями, сопоставимыми с Россией по своей военной мощи, размеру экономики и масштабам политических амбиций. Сегодня таким крупным соседом ЕС становится Великобритания, завершающая процесс выхода из этого интеграционного объединения и приступающая к выстраиванию системы дальнейших взаимоотношений с Европейским союзом. В основе анализа, результаты которого представлены в статье, лежит сочетание основных теорий европейской интеграции: неофункционализма и либерального интерговернментализма. Такое сочетание позволяет проанализировать роль в становлении Северного измерения как отдельных стран-участниц ЕС — значимое внимание в данном контексте уделяется Финляндии, — так и европейских наднациональных институтов, в первую очередь, Европейской комиссии. Делается вывод о значимости для процесса выстраивания дальнейших взаимоотношений между Евросоюзом и Великобританией роли Ирландии. Ожидается, что эта роль окажется сопоставима с той, которую сыграла Финляндия для выстраивания отношений между ЕС и Россией, включая становление Северного измерения в качестве эффективной и перспективной модели выстраивания отношений между этим интеграционным объединением и крупными державами.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

29-38 425
Аннотация

Усложнение экономики и рост неопределенности, а также необходимость решения амбициозных задач, направленных на достижение стратегических национальных целей развития, вынуждают осуществлять поиск новых форм и механизмов запуска долгосрочного экономического роста. Одним из таких механизмов является государственно-частное партнерство, понимаемое в статье в широком смысле как обширный набор форм взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса. В статье проведен анализ предпосылок активизации партнерства в современной российской экономике и дана оценка направлений его трансформации.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

39-48 555
Аннотация

Консалтинг, сфокусированный на осмыслении организационных проблем и разрыве шаблонов их управленческого решения, востребован в хаотичном, динамично развивающемся мире. Данный инструмент консультирования способен противопоставить неопределенности внешней среды ясное понимание организационного события. Целью работы является исследование философского консалтинга как интеллектуального инструмента «взлома проблем» в управлении людьми в организации.

Теоретическая база исследования представлена аналитическим подходом к управлению человеческими ресурсами, идеями международного движения философской практики, наставительной философией R. Rorty, идеями «взлома проблем». В работе использованы следующие методы исследования: философский (концептуальный) анализ, декомпозиция, концептуализация.

Результаты. Философский консалтинг обоснован аналитико-ценностным инструментом фасилитации «взлома проблем» в управлении людьми в организации, выявлены признаки философского консалтинга как управленческого консультирования. С целью взлома проблем на уровне оснований — смыслов и ценностей — соответственно каждому этапу «взлома проблем» раскрыта функция фасилитации философского консалтинга. HRM-проблемы классифицированы по группам процессов: «сотрудничество», «изменение и развитие», «измерение и оценка». Выявлены типовые HR-вызовы — поле потенциальных конфликтов. Сформулирован концепт HR-вызова и разработаны элементы конструкции решения проблемы: философская идея ответа на HR-вызов и релевантные управленческие методы реализации.

Применение ценностно-аналитических и дизайн инструментов философского консалтинга к «взлому» организационных проблем — ответ компании на вызовы VUCA мира, «дефицит смысла» в российских компаниях, востребованность работодателями навыков решения проблем в ближайшие пять лет. Установлена ограниченность исследования.

49-53 453
Аннотация

Формирование гармоничной среды, способствующей личностному развитию, является необходимой составляющей для каждого индивида и для функционирования сообщества вне зависимости от формы его политического устройства. Создание гармоничной среды включает в себя в том числе и работу по поддержанию позитивной межэтнической среды. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг и работу по поддержке гармоничного межэтнического фона. В статье рассматриваются особенности воздействия на индивида погружения в межэтническую среду и самоопределение его в сообществе, влияние коммуникативной связи между представителями различных этнических групп на функционирование сообщества.

54-67 351
Аннотация

В статье рассматривается проблема комплексной застройки мегаполиса на примере Ленинграда конца семидесятых-начала восьмидесятых годов ХХ в. и предлагавшиеся пути ее решения. Акцент делается на актуальности данной проблемы в условиях качественно нового этапа развития российского общества.

68-79 507
Аннотация

Соучаствующее проектирование как инструмент вовлечения горожан в процессы благоустройства стало повсеместно распространено в зарубежных практиках, а также постепенно находит свое применение в России. Россия, являясь преемницей зарубежных практик соучаствующего проектирования, реализует проекты без собственной теоретической и методологической базы, в связи с чем вовлечение граждан в благоустройство происходит не на должном уровне. Данная статья посвящена организации практик соучастия при проектировании дворовых территорий на примере г. Санкт-Петербурга.

Цель данного исследования состоит в формировании унифицированных правил организации соучаствующего проектирования в России.

Методы исследования основаны на системном подходе к оценке качества дворовых территорий, оценке готовности горожан участвовать в практиках соучаствующего проектирования и оценке доступности реализации проектов в данном направлении.

Оценка качества дворовых территорий проводилась на основе методологии рейтингования качества жилой среды, оценка готовности производилась с помощью опроса пользователей территорий, методом экспертного интервью определялась доступность реализации проектов соучаствующего проектирования.

Результаты исследования представлены в виде сформированных рекомендаций по организации практик соучаствующего проектирования в России.

Выводы по результатам исследования состоят в том, что применение рекомендаций по организации практик соучаствующего проектирования позволит повысить качество дворовых территорий, при этом уменьшить количество конфликтов между стейкхолдерами территорий и создать местное сообщество, участники которого из модели пассивного потребителя переходят в модель активного «средообразователя».

A LINEA

80-97 574
Аннотация

Несмотря на высокий интерес к концепции «мягкой силы», в политической науке довольно мало внимания уделяется её институциональному аспекту. В статье предпринята попытка заполнить данный пробел, систематизируя знания в этой области, развивая понятийный аппарат и предлагая аналитический инструментарий. Работа опирается на три сложившихся подхода к определению институтов – нормативный, организационный и практический (акционный), а понимание самой концепции «мягкой силы» отражает подход Дж. Ная. Исходя из этих оснований автор разъясняет содержание институционального измерения политики «мягкой силы» и предлагает в качестве аналитического инструментария институциональную модель политики «мягкой силы» современного государства. Потенциал применения предлагаемой модели рассмотрен на примере России. Данная работа призывает к дискуссии об институциональных проявлениях политики «мягкой силы», уточнению предметной области и развитию инструментария для исследований данного феномена.

97-106 479
Аннотация

Рассмотрены вопросы организации стратегического планирования деятельности предприятий оборонного комплекса. Методологическая проработка вопроса исследований позволила определить стратегическое планирование как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, наделяя категорию действенностью и способностью к коррегируемости. Предложена организация совершенно новой экосистемной конфигурации взаимоотношений с установлением стратегического альянса участников, что наиболее актуально в сфере пристального государственного интереса. Сформированы концептуальные подходы ценностно ориентированной интеграции функциональных областей стейкхолдеров, призванные обеспечить согласованное движение информационных, знаниевых и иных потоков в режиме реального времени согласно вектора стратегической направленности развития экосистемы.

107-115 721
Аннотация

Актуальность работы обусловлена нарастающим влиянием процессов глобализации и необходимости системно-теоретического осмысления взаимозависимости различных уровней развития и адаптации политической системы в современном мире. Особенную актуальность данной статье придает ситуация ковид-пандемии, начавшаяся в 2020 г. и продемонстрировавшая доминирование глобальных установок и правил над региональными и локальными установками и правилами. Целью работы является выяснение сущности и возможностей применения системного анализа к процессу государственного управления на уровне глобальной интеграции, регионального и локального уровней государственного управления. При этом не происходит сведения сущности системного анализа к решению задач управления и принятия решений по очень сложным проблемам, но выстраивается целостная система и методология анализа адаптационных практик современных политических систем на глобальном, региональном и локальном уровнях. Автор приходит к выводу, что именно локальный уровень является основой формирования современной политической системы, и на него, а не на глобальный и не на региональный уровни, стоит ориентироваться при проведении тех или иных политических изменений и трансформаций. Региональный уровень представляет собой надстройку над локальным, и может включать в себя несколько локальных уровней. Задача регионального уровня — не допустить конфликта между множественными локальностями, обеспечить их гармоничное сосуществование и развитие. В связи с распространением цифровизации региональный уровень теряет функции посредника между локальным и глобальным. Глобальный уровень формирования политической системы сегодня, в свою очередь, является «зонтичным» уровнем. Он предстает как некий категорический императив политической системы, но не является ее обязательным ориентиром или проводником развития. В статье предлагается формула для расчета оценки доминирующих факторов формирования политической системы как производной от этих трех уровней. Следуя данной формуле, возможно получить комплексный показатель факторов формирования политической системы и сделать выводы о доминировании локального, регионального или глобального уровней в процессах его развития.

116-130 259
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы правового статуса органов публичной власти, необходимости их наделения статусом юридического лица, эволюции права оперативного управления органов публичной власти и казенных учреждений в свете реформы бюджетного законодательства и развития казначейской системы исполнения бюджетов, рассматриваются вопросы планирования использования публичного имущества в рамках бюджетного процесса. На основе проведенного исследования автор предлагает изменения законодательства, направленные на исключение статуса юридического лица у органов публичной власти, кроме специально оговоренных случаев, исключение права оперативного управления органов публичной власти и казенных учреждений из перечня вещных прав. Также предлагается объединение права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования автономных и бюджетных учреждений в единое право оперативного управления с установлением норматива отчисления в бюджеты за использование земельных участков.

131-147 569
Аннотация

Статья посвящена перспективам развития российско-молдавских отношений после победы Майи Санду на выборах президента в Республике Молдова. В работе рассмотрены исторические предпосылки и современное состояние политико-экономического сотрудничества России и Молдовы; отмечается, что Россия сохраняет свою значимость для Молдавии в сферах энергетической безопасности и продовольственного экспорта; в то же время подчеркивается существенный экономический дисбаланс в отношениях стран. Авторы указывают на нестабильность двустороннего взаимодействия, обусловленную тремя обстоятельствами: внешними факторами (прежде всего, влиянием Европейского союза), позицией новоизбранного президента республики, а также соотношением политических сил в национальном парламенте. Приход к власти проевропейского политика, по мнению авторов, не означает одностороннего отказа Молдовы от сотрудничества с Россией; несмотря на очевидное стремление ускорить интеграцию страны в Европейский союз, новое руководство пока не готово отказаться от диалога с Москвой: в политическом, экономическом и военном профилях Молдавии одним из наиболее важных компонентов по-прежнему остается Россия.

Поскольку внутриполитические трансформации в республике определили необходимость корректировки политики России в регионе, на основе исследования текущей конфигурации двухсторонних отношений авторы выделяют возможные шаги с российской стороны, способные укрепить существующий фундамент позитивного взаимодействия стран. Особо подчеркивается, что на фоне существующих параметров современной системы международных отношений даже в случае реализации наиболее пессимистичного сценария ущерб для российских интересов (помимо репутационных потерь) можно оценивать как сравнительно незначительный.



ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)