Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 5 (2018)
Скачать выпуск PDF

ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

8-18 60
Аннотация
Противодействие идеологии терроризма — важная составляющая системы обеспечения национальной безопасности России. Искоренение радикальных проявлений экстремизма зависит от качества народного образования и социальной защищенности населения в силу того, что преступные террористические сообщества стремятся использовать любые проявления конфликта социальных интересов и политического кризиса в международной системе для вовлечения наименее социально защищенных, как правило, молодых людей, в систему воспроизводства радикального насилия. Формирование высокой политической и правовой культуры современного российского общества должно стать следующим этапом кампании по противодействию идеологии терроризма. Эффективное миростроительство на региональном уровне, как и устойчивое развитие мирового сообщества в целом, обеспечивается конструктивными политическими проектами, создающими атмосферу патриотизма и уверенности в достижении успеха всеми активными членами общества. Идеология терроризма, напротив, является деструктивной политической технологией, которая порождает в обществе неуверенность, недоверие и разобщенность. Подрывая устойчивое развитие государства, насильственный экстремизм, порождающий террористические акты, должен встречать эффективное противодействие со стороны правоохранительных органов; при этом наиболее опасные идеологи терроризма становятся легитимной целью для операций военного характера. Однако государственным органам следует осуществлять нейтрализацию террористической угрозы при помощи рациональных политических усилий, во многих случаях полагаясь на контртеррористическую пропаганду, высокое качество образования и социальное партнерство с теми институтами гражданского общества, которые заинтересованы в искоренении угрозы терроризма.
19-29 35
Аннотация

Термином «терроризм» чаще всего определяется метод, с помощью которого политическая организация (организованная группа) стремится достичь своих заявленных целей, главным образом, запугивая значительную часть общества посредством систематического крайнего неизбирательного насилия в отношении гражданских лиц или избирательного насилия против символических целей, для оказания влияния на государственный аппарат.

Все уже известные и возможные будущие концепции терроризма, а также официальные стратегии борьбы с ним являются политически предопределенными. Эти концепции являются результатом сочетания действий или предполагаемых намерений террористов и, соответственно, реакций государств на эти проявления терроризма. Соответственно, любое известное нам определение терроризма определяется только способностью государств противодействовать угрозам и предотвращать их.

Что касается определения «государственного терроризма», то основная ожидаемая компетенция государства заключается в обеспечении безопасности и стабильности (предсказуемости) не только для лиц, которые делегировали ему свои полномочия, но и для других государств. Вот почему в более широком смысле «суверенитет» государства следует понимать как меру согласия других международных акторов с содержанием способов, которыми это государство осуществляет свои полномочия. Преступления всегда совершаются только людьми, и хотя является вполне допустимым использовать фикцию об ответственности государства, чтобы установить коллективную ответственность за преступления, использование такого формального толкования закона для личной безнаказанности исполнителей террористических актов представляется неприемлемым. Поэтому в современном международном дискурсе термин «террористическое государство» не используется. С момента проведения Нюрнбергского процесса уголовная ответственность за использование государственного аппарата для совершения преступлений была индивидуализирована. 

30-41 58
Аннотация

В статье рассматривается одна из ключевых проблем политологии: политическое лидерство. Актуальность проблемы обусловлена тем, что руководство страны в Послании президента РФ Федеральному Собранию в 2018 г. определило стратегический курс развития России как долгосрочное преуспевание российского общества в условиях ужесточенной борьбы на международной арене. Реализация данного курса во многом зависит от правящей элиты. В этой связи возникает необходимость в разработке системы «выращивания» талантливых политических лидеров. В 2017 г. в нашей стране стартовал Президентский проект «Лидеры России». Учитывая, что данный проект находится на начальном этапе реализации, а также осознавая масштабные последствия данного проекта для будущего России, существует необходимость тщательной итерационной концептуальной проработки данного проекта.

Проведен критический анализ существующих лидерских концепций и выявлены их ограничения для понимания специфики такого типа политического лидерства, который характерен для длительного стабильного преуспевания больших организованных сообществ людей. Обоснована необходимость разработки новой концепции, позволяющей раскрыть содержание современной формы эффективного политического лидерства.

На основе системного подхода предложена авторская концепция политического лидерства в России. Отправной точкой исследования является теоретическое положение о том, что в каждый период развития общества существует свой эффективный тип политического лидерства. Можно предположить, что на современном этапе развития российского общества данным типом является созидающее организационное лидерство. При этом, чем больше в правящей элите будет организационных созидающих лидеров, тем выше вероятность длительного поступательного стабильно успешного развития нашего общества. Представлена авторская описательная динамическая модель созидающего организационного политического лидерства. 

42-52 43
Аннотация
В статье рассмотрено состояние важнейшей части арктической информационной политики Евросоюза — системы космического информационного обеспечения. Приведены данные о количестве и видах комических систем дистанционного зондирования Земли, используемых Евросоюзом за последние пятнадцать лет, а также проанализирована роль космических информационных технологий в достижении основных целей Арктической политики Европейского союза.
53-58 36
Аннотация
Статья посвящена обзору правозащитных организаций. Анализируются особенности их деятельности в современных условиях. Затронута дефиниция термина «правозащитная организация». Обозначены отличительные черты правозащитных организаций, позволяющие их выделить в отдельную группу из числа общественных объединений, в том числе на основе анализа нормативно-правовой базы, являющейся основой для осуществления правозащитными организациями своей деятельности. Затрагивая исторический аспект, приведены примеры первых правозащитных организаций как в мире, так и в России. Выделены факторы, повлиявшие на возникновение правозащитного движения в Советском Союзе. Констатируя, что с работой правозащитных организаций связано множество вопросов, подчеркивается, что одним из самых неоднозначных, обсуждаемых среди ученых, представляется вопрос классификации правозащитных организаций, что проиллюстрировано примерами из научной литературы. На основе проведенного анализа в статье делается вывод, что данный вопрос является все еще недостаточно изученным. В связи с этим отмечено, что дальнейшее изучение правозащитных организаций, их деятельности, а также изучение вопроса классификации, позволит в будущем выявить и перспективы их развития.

ЕВРАЗИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

59-68 43
Аннотация
В статье рассматриваются экологические положения соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС и региональных торговых соглашений (РТС), подписанных партнерами Союза по переговорам о создании ЗСТ. Автор анализирует перспективы и целесообразность включения расширенных обязательств по охране окружающей среды в будущие РТС с участием ЕАЭС и приходит к выводу, что в условиях отсутствия большого количества эмпирических данных, подтверждающих эффективность таких обязательств, их включение будет оправдано только в случае прямой заинтересованности в этом всех сторон соглашения. В остальных случаях странам-членам ЕАЭС можно сделать акцент на защите своего права на экологическое регулирование и создании эффективных механизмов для развития сотрудничества в области охраны окружающей среды.

ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА

69-76 66
Аннотация
В статье раскрывается сущность командного коучинга, обозначаются цели его применения, среди которых особенно выделяются поддержка и активизация процесса создания новой команды, повышение эффективности работы уже действующей команды, достижение положительного эффекта от внедрения новых подходов, инструментов менедж мента в организации. Показано отличие данного инструмента от группового коучинга, а также от фасилитации. При этом в первом случае специфика обусловлена отличиями команды и группы, во втором случае речь идет о различиях в алгоритме ведения коуч-сессии, использовании специфических инструментов, роли специалистов в работе с командой, длительности взаимодействия с ней, необходимом уровне доверия и соотношении запланированного и достигнутого результата. Отмечается, что в зависимости от этапа становления команды роль и предназначение коучинга меняются: от прояснения ожиданий всех участников и общих целей до развития атмосферы сотрудничества и доверия, выработки норм и правил взаимодействия, новых направлений развития, оценки результатов совместной деятельности. Практика командного коучинга в российских компаниях показала, что данный инструмент особенно эффективен при удержании талантливых работников и усилении вовлеченности персонала в деятельность компании.
77-85 159
Аннотация
Статья посвящена причинам возникновения, последствиям функционирования криптовалюты и перспективе перестройки современной финансовой системы на основе технологии блокчейн. В статье показано, что криптовалюта возникла как эволюционный этап развития мировой платежной системы, что современная финансовая система развивается в тупиковом направлении, а использование на практике криптовалюты и производных от нее инструментов может разрушить изнутри мировую платежную систему и мировой финансовый рынок. Высказано предположение, что на основе технологии блокчейн возможна перестройка современной финансовой системы.
86-101 61
Аннотация

Целью исследования является формирование стратегии социально-экономического развития распределительной сети потребительских товаров на основе учета фактора времени и прогнозной оценки изменений технологического уклада на долговременный период. В любой сфере рыночной экономики необходима разработка стратегии социально-экономического развития, которая учитывала бы эти изменения. Основные изменения в современных рыночных отношениях касаются не только технологических факторов, обусловленных «цифровизацией» экономики, но и организационно-социальных преобразований: внедрения инструментов передовых маркетинговых концепций и принципов социального капитала.

Предлагается подход, согласно которому в основу современной стратегии развития важнейшей области в сфере обращения, а именно распределительной потребительской сети, положены принципы, учитывающие современные тенденции интеграции интересов участников рынка и социального капитала, а также реализующие эти принципы инструменты социально-этической концепции маркетинга. Невыполнение названных принципов ведет к социальной напряженности в финансовых, коммерческих, деловых и договорных отношениях в распределительных процессах, обусловленных расхождением интересов участников в рамках стратегических целей, реализующих их функций и процессов, сопровождающих материальных и нематериальных потоков и сервисов, что вызывает высокие сбытовые и логистические затраты, связанные с непроизводительными и транзакционными расходами. Выявление причин социальных противоречий между партнерами сбытовых сетей на потребительском рынке России и их экономических последствий является актуальной проблемой, решение которой поможет повысить социально-экономическую эффективность политики распределения и удовлетворенность конечных потребителей.

Предлагается блок-схема формирования интегрированной стоимостной цепи путем внедрения маркетинговых социально-этических новаций, с помощью которых достигается лояльность субъектов рыночных отношений. Цепочку бизнес-процессов интегрированной стоимостной цепи можно рассматривать как технологическую платформу, в которой бизнес-партнеры объединены в единую структуру или цепочку создания потребительной стоимости в сфере обращения, а ее участники интегрированы по признаку единства интересов, целей, процессов, функций и сопровождающих эти процессы материальных и нематериальных потоков.

Таким образом обеспечивается социально-экономическая эффективность российских потребительских сбытовых сетей за счет снижения потерь временных и трудовых затрат на деловое взаимодействие и сотрудничество. Кроме того, еще больший эффект может быть получен путем лучшего удовлетворения конечных потребителей и повышения объема торгового оборота, что ведет к увеличению маржинальной прибыли коммерсантов. 

102-112 32
Аннотация
В сложившихся условиях хозяйствования в РФ исследование проблематики промышленного производства как фундаментальной основы российской экономики приобретает особую значимость. Исследование проводилось по трем видам экономической деятельности (ВЭД): «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». В ходе исследования были проанализированы статистические показатели по заявленным ВЭД, выявлены актуальные проблемы и выделены ключевые направления развития промышленного производства в РФ. Кроме того в статье были проанализированы показатели рентабельности активов организаций, рентабельности проданных товаров и их влияние на промышленное производство в РФ.
113-129 46
Аннотация
Актуальность работы связана с тем, что феномен глобализации и связанный с ней процесс глокализации нуждается в количественной оценке. Ставилась цель, во-первых, установить факторы, имеющие универсальное значение для экспорта всех субъектов Северо-Западного федерального округа и конкретное значение для некоторых из них, во-вторых, определить, насколько весомы эти конкретные переменные в сопоставлении с глобальными. Получено гравитационное уравнение, характеризующее основные закономерности экспорта субъектов СЗФО. Качество использования модели для решения задач прогнозирования является достаточным. Предложено упрощенное гравитационное уравнение в мультипликативной форме. На основе предложенной модели установлено, что экспорт субъекта СЗФО определяется такими признаками локального характера, как наличие общего моря и принадлежность страны импорта к Европейскому континенту, а наличие общих сухопутных границ не играет существенной роли. Доля глокальных признаков в числе факторов, определяющих характер потоков внешней торговли, составляет 11%. Признаками, отличающими торговлю приграничных субъектов, являются: объем торговли выше среднего; по каждому двухстороннему направлению отгружаются товары трех или более товарных групп ТН ВЭД. Для глобального города Санкт-Петербурга связь с такими глобальными признаками, как уровень региональной экономической интеграции страны и индекс связанности линейного судоходства, является более значимой, чем для СЗФО в целом. Практическое значение работы состоит в том, что подтверждена важность европейских стран как торговых партнеров для субъектов Северо-Западного федерального округа.
130-136 35
Аннотация
В рамках разрабатываемого автором нового инструмента регионального развития — некоммерческой концессии — необходимо подкрепление представленных в предшествующих публикациях теоретических, юридических и прочих ее аспектов организационным. Избегая предложений революционизировать процесс регионального развития, предлагается привести в соответствие со структурой органов федерального уровня управления соответствующие структуры региональных и муниципальных органов и создавать на их базе рабочие группы, занятые решением конкретных проблем, стоящих перед субъектами управления, а также осуществлять планирование развития, совпадающее по срокам и ресурсам в территориальном и отраслевом разрезах.
137-142 40
Аннотация
Развитие отечественной фармацевтической промышленности как наукоемкого и высокотехнологичного сектора экономики страны является, в том числе, залогом лекарственной безопасности государства, особенно в условиях современной сложной политической ситуации и санкционного режима. Решение связанных с этим вопросов требует комплексного подхода, активного взаимодействия государства и участников рынка, системного подхода и координации усилий по реализации лекарственного импортозамещения в стране, создания условий для повышения инновационной активности фармацевтических компаний. В статье рассмотрены основные тенденции и направления развития отрасли, приведены данные о ходе лекарственного импортозамещения в России.

ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ

143-151 32
Аннотация
В статье анализируется феномен психологии провинциализма. Показывается архетипическая основа различных вариантов провинциального сознания. Отмечается, что архетипическая обусловленность сознания реализуется через модификацию комплекса неполноценности. Проводится мысль о том, что для успешного осуществления информационной политики необходимо специальное изучение сознания представителей конкретных провинций и конкретных социальных групп с целью определения специфики его архетипической основы, обусловливающей соотношение самооценки и оценки центра.
152-161 72
Аннотация
Инструментом давления на Россию выступает не только санкционная политика, но и политика, направленная на деперсонализацию национального самосознания, стимулирующая дискредитацию и дезавуацию самого понятия патриотизма в различных слоях общества. В статье рассматривается природа и типология патриотизма, его экзистенциальные, политические, исторические, мифологические и религиозные основания. Государственно-гражданский патриотизм, как любовь к «большой Родине», в значительной степени сконструированное явление — плод усилий элиты, социальных институтов по обеспечению национального единства. Иначе, народ, растеряв свое национальное самосознание, утратив духовные и социокультурные ориентиры, приняв новую систему ценностей, трансформируется в другой народ, либо превратится в «население», утратив прежнюю идентичность, не обретя новой. Вышел «из себя», захотел вернуться, а там уже другой. Занято!

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

162-171 29
Аннотация
В статье представлен анализ мемуаров (воспоминаний) участников битвы за Ленинград. В качестве авторов воспоминаний выступают военачальники, такие как Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, Маршал Советского Союза А. М. Василевский, Маршал Советского Союза К. А. Мерецков, Главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, генерал армии И. И. Федюнинский, генерал-полковник артиллерии Н. Н. Жданов, генерал армии М. М. Попов, генерал-лейтенант Б. В. Бычевский, адмирал В. Ф. Трибуц, вицеадмирал Н. К. Смирнов, работники промышленности и городского хозяйства Ленинграда и области. В мемуарах рассматриваются органы государственной власти и военного управления, оценивается результативность их деятельности, показывается роль личности в системе управления. Как свидетельствуют воспоминания защитников Ленинграда, личный состав РККА и жители города демонстрировали мужество и героизм, единство фронта и тыла, что в конечном итоге и обеспечило Победу не только в битве за город, но и в целом в Великой Отечественной войне многонационального советского народа.
172-176 38
Аннотация
В статье анализируются социально-экономические и духовно-нравственные особенности взаимоотношения российского государства и общества на различных этапах отечественной истории, показаны их специфика в так называемый советский период. Автором сделана попытка рассмотреть эти отношения с учетом специфики социально-экономического и политического развития государства и менталитета россиян, радикальных изменений после Великой российской революции, влияния политической «оттепели» середины 1950–1960-х годов на духовно-нравственное состояние советского общества. Автором рассмотрены причины и зарождения оппозиционных настроений, трансформировавшихся в так называемое диссидентское движение.

A LINEA

177-183 42
Аннотация
В представленной статье рассматриваются различные аспекты влияния российско-американских отношений на Казахстан на современном этапе. Особое внимание уделено казахскому вектору американской политики и отношению России. Автор также обращает внимание на взгляды и интересы мировых держав и Казахстана на Каспийское море.
184-191 37
Аннотация
В статье рассматривается роль религии в процессах становления армянской диаспоры в Российской Федерации. Рассматриваются ключевые характеристики армянского духовенства. Анализируется значение религии в сохранении этнической уникальности. Автор определяет этапы становления и развития религии армянской диаспоры в Российской Федерации. Приводятся исторические факты, влияющие на роль религии в развитии армянской диаспоры. Подчеркивается роль религии на современном этапе в жизнедеятельности армянской диаспоры. Приводятся примеры взаимодействия Армянской апостольской церкви с армянской диаспорой на территории России. В исследовании раскрываются основные цели и задачи Армянской апостольской церкви. Автором определяется роль Епархии Армянской апостольской церкви в жизнедеятельности армянской диаспоры на территории Российской Федерации.
192-197 89
Аннотация
В статье рассматривается роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России путем противодействия криминализации финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций. Рассматриваются особенности органов внутренних дел в данном направлении, оценивается их роль по сравнению с другими правоохранительными органами. Обращено внимание на взаимозависимость понятий «экономическая деятельность» и «финансово-хозяйственная деятельность» коммерческих организаций, а также на роль органов внутренних дел в проводимой государством экономической политике.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)