Cтатья посвящена исследованию правовых оснований, регулирующих принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Автор анализирует ключевые различия организации местного самоуправления в рассматриваемых федеральных законах. Акцент сделан на следующие направления: содержание понятийного аппарата об организации местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, регулирование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, структуру органов местного самоуправления, компетенцию представительного органа местного самоуправления, а также формы осуществления населением местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ внесены изменения практически во все аспекты функционирования органов местного самоуправления.
В статье рассматриваются результаты и актуальные проблемы государственного и регионального управления занятостью населения. Дана характеристика роли управления занятостью населения в системе государственного регулирования экономики. Анализируется динамика показателей безработицы, занятости, участия в рабочей силе. Демонстрируются успехи органов власти по достижению целевых ориентиров государственного регулирования занятости населения. Проводится сопоставление тенденций в сфере занятости населения и в сфере экономического развития. Рассмотрены последствия для сферы занятости населения кризисных явлений в экономике Российской Федерации последних лет. Представлена характеристика изменений уровня жизни населения, реальных располагаемых денежных доходов, уровня бедности. Демонстрируется продолжительная негативная динамика изменений в сфере уровня жизни и реальных располагаемых доходов населения. Выявлены сложившиеся и складывающиеся в настоящее время тенденции изменения структуры занятости населения в масштабах Российской Федерации, Федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Анализируются социально-экономические последствия существующей ситуации в сфере занятости населения. Дана характеристика количества работающего бедного населения. Представлены экспертные оценки масштабов роста теневой экономики. Представлены объемы неформального сектора экономики, по оценке официальных органов статистики. Дана оценка степени достижения целей деятельности уполномоченных органов государственного управления занятости населения. Выявлены причины системного кризиса государственного и регионального управления занятостью населения. Обоснована необходимость более полного участия органов государственного и регионального управления занятостью населения в разработке и реализации политики социально-экономического развития Российской Федерации. Представлены предложения по разработке Стратегий развития служб занятости регионов Российской Федерации и включения их в систему документов стратегического планирования.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Проблема координации поведения, действий и взаимодействий социальных субъектов сохраняет свою актуальность в регулировании и управлении. Методологические подходы к ее решению в различных отраслях науки и практики связывают его с обеспечением эффективности. Эффективность в управлении требует рациональности на основе разработки технологии решения задач управления. Выделение критериев классификации становится основой решения задач координации.
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Статья посвящена исследованию правовых оснований, регулирующих принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Автор анализирует ключевые различия организации местного самоуправления в рассматриваемых федеральных законах. Акцент сделан на следующие направления: содержание понятийного аппарата об организации местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, регулирование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, структуру органов местного самоуправления, компетенцию представительного органа местного самоуправления, а также формы осуществления населением местного самоуправления. Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ внесены изменения практически во все аспекты функционирования органов местного самоуправления.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Необходимость развития интеграции в рамках союзного государства России и Беларуси практически никем не оспаривается. Однако на практике эта интеграция идет достаточно медленно. С нашей точки зрения, одной из причин данного положения является невнимание к тому обстоятельству, что за 27 лет постсоветского развития в Белоруссии, как и на всем постсоветском пространстве (в том числе Прибалтике) сложились разные
экономические модели. Подчеркнем: и в том, и в другом случае относящиеся к рыночной экономике, но демонстрирующие значимые отличия в механизмах управления, структуре собственности, социальной политике.
Страновые экономические модели — не новый предмет исследования. Тем не менее, применительно к Беларуси таких работ не так много. В данной статье авторы попытались не только указать существенные моменты белорусской экономической модели, но сравнить ее с экономическими практиками государств Прибалтики, прежде всего Литвы и Латвии.
В статье рассматриваются проблемы отечественного и зарубежного рынка предметов искусства как объектов национального достояния. Показана структура сферы обращения предметов искусства, описаны участники и агенты рынка художественных ценностей. Особое внимание уделено деятельности мировых аукционных домов и галерей. Уточнены методические подходы и перечислены методы оценки рыночной стоимости предметов искусства в том числе объектов живописи. В статье проиллюстрирована попытка авторов оценить по малоизвестным методикам и техникам стоимость самого мистического живописного полотна в истории российского музееведения «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого русского художника И. Е. Репина. Картина с трагико-психологическим сюжетом дважды подверглась нападению вандалов с интервалом в сто лет и испытала длительную дорогостоящую реставрацию, даже с не совсем удачным привлечением автора этой работы.
В статье рассматриваются особенности формирования инновационной экономики в некоторых странах Азии. Проанализированы основные этапы становления инновационной экономики в Сингапуре, Южной Корее, Японии. На основе изучения статистического и теоретического материала показаны основные преимущества инновационной экономики в условиях современной глобализации. Доказана связь инновационной экономики с глобальной конкурентоспособностью стран. Показаны основные особенности национальных инновационных систем Японии, Сингапура, Южной Кореи. Раскрыты сильные и слабые стороны инновационных экономик различных стран, а также перспективы их развития. Показано, что из опыта этих стран может быть применимо к российским условиям.
В современных условиях наблюдается обострение проблем обеспечения национальной безопасности России, что вызвано воздействием комплекса факторов. Авторы рассматривают ситуацию, складывающуюся в сфере обеспечения экономической и военной безопасности страны. Для анализа использованы как эмпирические материалы и экспертные оценки, так и объективные статистические данные из российских и международных источников. Авторы обосновывают вывод о наличии тесной взаимосвязи военной и экономической безопасности,
невозможности и нецелесообразности их раздельного рассмотрения в теоретическом анализе, что порождает необходимость корректировки институциональных механизмов их обеспечения. При этом сделан вывод о приоритетности запуска в России механизмов устойчивого экономического роста: без решения этой задачи обеспечение национальной безопасности в военной и экономической сфере будет, по оценке авторов, крайне затруднительным.
В статье рассматриваются актуальные проблемы государственного управления занятостью населения. Дана характеристика роли управления занятостью населения в системе государственного регулирования экономики. Анализируется динамика показателей безработицы, занятости, участия в рабочей силе. Демонстрируются успехи органов власти по достижению целевых ориентиров государственного регулирования занятости населения. Проводится сопоставление тенденций в сфере занятости населения и в сфере экономического развития. Рассмотрены последствия для сферы занятости населения кризисных явлений в экономике Российской Федерации последних лет. Представлена характеристика изменений уровня жизни населения, реальных располагаемых денежных доходов, уровня бедности. Выявлены сложившиеся и складывающиеся в настоящее время тенденции изменения структуры занятости населения в масштабах Российской Федерации, федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Анализируются социально-экономические последствия ситуации в сфере занятости населения. Дана характеристика количества работающего бедного населения. Представлены экспертные оценки масштабов роста теневой экономики. Представлены оценки объема неформального сектора экономики. Дана оценка степени достижения целей деятельности уполномоченных органов государственного управления занятости населения. Выявлены причины системного кризиса государственного управления занятостью населения. Обоснована необходимость более полного участия органов государственного управления занятостью населения в разработке и реализации политики социально-экономического развития Российской Федерации. Представлены предложения по разработке Стратегий развития служб занятости регионов Российской Федерации и включения их в систему документов стратегического планирования.
Одной из ключевых задач в рамках организации предвыборной кампании является определение ее стратегии. Избирательная стратегия — главный инструмент организации и проведения избирательной кампании. Это система скоординированных действий, направленных на изменение поведения избирателей и соперников в соответствии с целями кандидата. Характерной особенностью избирательных кампаний 2019 г. и 2010 г., по данным социологов Украины, является то, что они проходят в обстановке очень серьезного и постоянно растущего недоверия граждан к политической системе и политическим лидерам, ее олицетворяющим (в частности, лидера гонки Ю. Тимошенко). В условиях введения военного положения в 10 областях Украины, социологический опрос украинцев, проживающих вблизи зоны боевых действий, представляет особую ценность для понимания итогов президентской гонки 2019 г.
Разработаны модель и метод формирования оптимальных календарных планов организации логистических процессов функционирования перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса (АПК). Модель основана на представлении процедуры формирования оптимального календарного плана в виде задачи дискретного программирования. В основу метода оптимизации положена процедура ветвей и границ. Предлагаемые модель и метод являются базой для создания конкретных методик формирования оптимальных календарных планов организации логистических процессов функционирования предприятий АПК.
Национальный и международный капитал ищет благоприятные условия для сохранения и преумножения, соответственно, институциональные факторы инвестиционной привлекательности регионов России имеют определяющее значение для обеспечения его привлечения. Постепенно наблюдается тенденция ухода от формально-финансовых оценок инвестиционных проектов в пользу более глубокого институционально-экономического анализа. В связи с этим возрастает роль информационно-аналитических агентств, специализирующихся на определении уровня инвестиционной привлекательности стран и регионов.
Цель. В статье поставлена цель проанализировать факторы инвестиционной привлекательности регионов РФ для выявления причин недостаточности капиталовложений, также авторы оценивают динамику институциональных факторов инвестиционной привлекательности российских регионов и предлагают рекомендации по улучшению ситуации.
Методы. За основу анализа были взяты рейтинги, разработанные компанией Эксперт РА как наиболее авторитетной в этой сфере организации российской юрисдикции. Используются методы анализа данных, логический метод, метод агрегирования.
Результаты. В результате проведенного исследования выяснилось, что в экономике России наблюдается существенный разрыв регионов по показателю инвестиционной активности, что противоречит принципу единого экономического пространства страны. При этом по всем составляющим инвестиционного риска рейтинги регионов достаточно стабильны по расположению субъектов федерации. Особенностью рейтингов, зафиксированной в течение длительного времени наблюдений, является стабильность с наличием явных регионов-лидеров. Данная ситуация отражает малодинамичную подвижность инвестиционного пространства страны. Также традиционным как для регионов — доноров, так и для регионов — реципиентов, является эксплуатация ранее созданных инвестиционных условий ведения хозяйственной деятельности. Таким образом, предпринимаемые усилия региональных властей по привлечению инвесторов оказываются недостаточными
или неэффективными.
Выводы. В работе определяются причины инвестиционного регионального разрыва на основе анализа институциональных факторов. Даются рекомендации по направлениям работы в целях улучшения инвестиционного климата регионов РФ с точки зрения институциализации.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Малые предприятия мобильной коммерции в силу своей гибкости и мобильности способны адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и формировать новые направления деятельности в соответствии с вызовами времени. Мобильная коммерция является продолжением электронной коммерции, переводом электронной коммерции в мобильные формы. Формы реализации мобильной коммерции многообразны. Технологии мобильной коммерции позволяют перенести информационный поток на мобильные телефоны пользователей, предоставляя им полную свободу в перемещениях. В статье рассмотрены объекты мобильной коммерции и проведена классификация субъектов мобильной коммерции. Выявлены национальные особенности предпринимательства на рынке мобильной коммерции России.
В статье рассматриваются проблемы деятельности третейских судов на примере Древнего Рима и в их современном состоянии. Для нашей страны третейские суды — сравнительно новая система урегулирования экономических споров. В настоящее время деятельность третейских судов подвержена критике со стороны бизнес-сообщества и требует дальнейшего совершенствования. Одним из основных преимуществ передачи в третейский суд возникшего спора является его более быстрое рассмотрение. Тем не менее, в настоящее время количество обращений в третейские суды недостаточно. Главной причиной этого обстоятельства является невысокий авторитет института третейских судов, а также низкая осведомленность граждан о преимуществах третейского разбирательства. Превращение третейского суда в полноценный институт защиты прав и законных интересов представителей деловых кругов является приоритетной задачей для общества и государства.
Переход земли в такую форму собственности, в которой она служила бы к выгоде того, кто непосредственно трудится на ней, был одним из лозунгов революции. Однако вопрос о том, какой должна быть эта форма собственности, чтобы обеспечить возложенные на нее задачи, оставался открытым даже в теории, подобно вопросу о совместимости государства и безэксплуатационного общества, формах реализации прямого народовластия или возможности перераспределения прибавочного продукта в пользу представителей наемного труда без создания такого института, который ничем иным, кроме как коллективным эксплуататором, быть не может.
Передача земли в частную собственность непосредственным производителям привела бы через некоторое время к имущественному расслоению и вторичному обезземеливанию определенной их части, что противоречило эгалитарной программе революции. Национализация земли создала того самого коллективного эксплуататора в лице государства, аккумулировавшего прибавочную стоимость, но не спешившего перераспределить ее в пользу обрабатывающих землю, что в конечном итоге привело только к ужесточению их эксплуатации.
Претворение потенциально капитализируемого объекта в общественное достояние всегда представляет собой проблему, поскольку никто еще не изобрел механизм такого претворения в условиях существования прибавочного продукта. Однако в более частном вопросе — претворения земли в общественное достояние путем социализации только земельной ренты — советский социализм частично преуспел. В частности, речь идет о дифференциальной земельной ренте. Существование абсолютной земельной ренты при социализме ставилась под сомнение из-за неполного отождествления социалистической монополии и монополии классической политэкономии как источника абсолютной ренты; неотличимости ренты от прибыли на капитал в условиях отсутствия ограничений перетока капитала между секторами экономики, делающего невозможным существование абсолютной ренты в терминах Парето.
Утратив такое свое завоевание, как социализация дифференциальной земельной ренты с падением социализма, эгалитарный процесс вынужден искать другие варианты, уже в условиях частной собственности на землю. Мы поищем их, основываясь на взглядах Генри Джорджа с его предложением заменить налоги земельной рентой, уплачиваемой государству. Тем самым социализация земельной ренты из инструмента устранения эксплуатации преобразуется в инструмент экономической эффективности.
В статье анализируются недостатки пенсионной реформы, разработанной и предложенной Правительством РФ в июле 2018 г., не учитывающей региональную специфику, в том числе асимметричное развитие (экономическое, социальное и демографическое) национальных республик и регионов РФ.
В работе рассматривается влияние развития крупных городских агломераций на благосостояние и качество жизни. Привлекательность мегаполисов с позиций нарастающей урбанизации, концентрации инвестиционных ресурсов и аккумулирования в них промышленных, финансовых и деловых центров сегодня не однозначно отражается на благополучии и комфортности проживания человека. Конвертация накопленных мегаполисом «богатств» в привлекательную для проживания среду становится труднодостижимой проблемой, требующей исследования основных факторов и параметров комфортного городского проживания. Представленная в работе методика оценки мегаполисов по формируемым параметрам комфортности городской среды позволяет выявить направления необходимого улучшения, или конвертации богатств в качество жизни.
A LINEA
Представленная статья посвящена анализу основных причин и особенностей процесса ухудшения добрососедских отношений между Украиной и Россией в постсоветский период. Анализируя ход исторических событий с 1991 г., автор приходит к выводу, что, несмотря на большое количество спорных межгосударственных вопросов, самым больным из них стал не просто территориальный крымский вопрос, но и те обстоятельства, при которых он возник и развивался. Обстоятельства, которые вполне можно охарактеризовать как злоупотребление Украиной доверием россиян в отношении судьбы Севастополя и Черноморского флота.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Исследование проблемы экстремизма в современном мире требует пристального внимания к нормам международного права, обеспечивающим устойчивое развитие, глобальный мир и безопасность. В монографии, подготовленной под редакцией А. И. Бастрыкина, В. П. Кириленко и В. А. Шамахова, исследуются уголовно-правовые механизмы противодействия радикальной идеологии и международно-правовые основы противодействия насильственному экстремизму.
ISSN 1816-8590 (Online)