ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Цель. Выявить методологическую роль представлений о геополитическом потенциале государства в принятии управленческих решений в освоении пространства российской Арктики. В статье представлен обзор фундаментальных исследований и статей зарубежных авторов, в которых рассмотрена проблема реализации геополитического потенциала Арктики.
Задачи. Выработка принципов геополитического прогнозирования на основе математического моделирования геополитического потенциала государства и систематизация разработок по пространственному развитию российской Арктики в составе Большой Евразии.
Методология. Математическое моделирование геополитических процессов, среднесрочное прогнозирование пространственного развития российской Арктики в условиях вызовов иностранных государств, претендующих на ее природные ресурсы и территориальные воды.
Результаты. Подтверждается необходимость включения в методологический аппарат геополитических исследований научных разработок по выявлению качественных и количественных определений геополитического потенциала государства, способствующему обеспечению национальной безопасности России и совершенствованию ее пространственного развития.
Выводы. Переход к шестому технологическому укладу не ограничивается лишь коренным преобразованием производственного комплекса страны, но и предполагает необходимость создания единой инфраструктурной архитектуры пространства Большой Евразии («умной» Евразии), в которую органично вписывается российская Арктика.
Цели. Концептуализация воздействия технополитической среды на рекурсивные процессы публичной политики; определение ключевых проблем в деятельности российских органов государственной власти, препятствующих повышению устойчивости процессов цифровой политики, направленных на развитие рекурсивного потенциала системы разработки и принятия публичных решений.
Методы. Для работы с материалами исследования применен институциональный подход, так как он является традиционным для проведения междисциплинарных исследований, касающихся использования современных информационно-коммуникационных технологий в политико-управленческих процессах, а также позволяет учитывать роль публичных институтов при концептуализации устойчивости технополитической среды и рекурсивности как системного свойства публичной политики.
Результаты. Анализ современных подходов к пониманию природы публичной политики показал, что в настоящее время эффективность процессов формирования политической повестки, разработки и принятия решений все больше зависит от места экспертного знания и форм участия акторов в них. Обоснование рекурсивности как системного свойства публичной политики подчеркнуло роль экспертного знания в организации обратной связи между элементами системы как залога ее качественного изменения в качестве «эпистемического объекта». Развитие рекурсивных процессов определяется устойчивостью технополитической среды, которая проявляется в качестве, направленности и динамике институциональных изменений, степени включенности акторов в политические процессы. В Российской Федерации разрабатывается необходимая для рекурсивных процессов технополитическая инфраструктура, но сталкивается с барьерами политикоуправленческой ригидности и несовершенства правового регулирования. Важными направлениями деятельности государства в сфере их преодоления являются развитие цифровой грамотности всех участников публичной политики, координация, обновление законодательства и развитие новых институтов межсекторного сотрудничества в сфере цифровизации.
Выводы. Рекурсивность в публичной политике выступает принципом, стимулирующим акторов к систематическому мониторингу политико-управленческих процессов, что определяет эволюционную динамику последних. Цифровая политика задает условия для встраивания рекурсивных процессов в контекст формирования политической повестки, разработки и принятия решений. Полученные в ходе исследования результаты поднимают актуальные для современной политической науки вопросы в контексте технополитического развития государства и могут быть дополнены как теоретическими, так и прикладными разработками.
В статье дается обзор актуальных исследований, посвященных выборам в условиях авторитарных политических режимов. С этой целью отобран ряд значимых работ по указанной проблематике, опубликованных в рецензируемых академических журналах с высоким импакт-фактором. Оценка значимости работ произведена прежде всего на основе показателей их цитируемости по данным Scopus и Google Scholar. Констатируется, что несмотря на быстрый рост количества работ по авторитарным выборам в течение двух последних десятилетий, до построения целостной теории в этой области пока еще далеко. Основное внимание в обзоре уделено вопросу о том, как выборы влияют на выживание авторитарных режимов. По этому поводу в литературе представлены противоречивые позиции. С одной стороны, выборы рассматриваются как инструменты стабилизации авторитарного правления, с другой стороны — как источники нестабильности, и с третьей — как рычаги демократизации.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
В статье рассматриваются предложенные мероприятия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, изложенные в проекте стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, которые в средствах массовой информации получили неодобрительный отклик со стороны некоторых экспертов. В статье проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность управляющих организаций на рынке жилищно-коммунальных услуг. По результатам проведенного анализа автором было установлено, что государственное регулирование рассматриваемой отрасли только посредством законов и подзаконных актов в настоящий момент недостаточно. Инициатива Минстроя России, связанная с введением в практику хозяйствования регионального оператора (гарантирующей управляющей организации), автором статьи обосновывается с организационно-управленческой и экономической точек зрения. В частности, предлагается расширить в системе управления субъект-объектные отношения между государством и управляющей организацией до субъект-субъектных отношений между региональным оператором (гарантирующей управляющей организацией) и потребителями жилищно-коммунальных услуг. С экономической точки зрения предложения Минстроя России могут оказаться экономически выгодными для обеих сторон: государство получает большую доходность бюджетов разных уровней посредством смены системы налогообложения (с упрощенной на общую) и соответствующей ставки налога, а управляющие организации получают большую прибыль за счет повышения рентабельности своей профессиональной деятельности в 1,5–2 раза. В результате автор приходит к выводу, что предлагаемые Минстроем России мероприятия являются необходимыми и недискриминационными, поскольку взаимоотношения между управляющей организацией и потребителями жилищно-коммунальных услуг осуществляются на рыночных принципах и в конкурентной среде, а администрирование процессов со стороны государства касательно отбора управляющих организаций по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению не ущемляет права хозяйствующих субъектов по осуществлению любой законной экономической деятельности.
Целью исследования явилось рассмотрение с управленческих позиций дисбалансов интересов стейкхолдеров в пределах регионального пространства, направленное на выявление интересов отдельных групп, а также на определение их влияния на развитие бизнеса и стратегические активы региона. Гипотеза исследования заключается в том, что наличие конфликтных зон серьезно влияет на состояние экономической безопасности и предполагает корректировку существующего стратегического вектора экономического развития региона. Методы исследования — анализ научной литературы и нормативноправовых актов, синтез. Результаты заключаются в предложении концептуальной модели управления сбалансированностью интересов в системе обеспечения экономической безопасностью. Доказано, что научно обоснованная система взаимодействия субъектов региональной экономики с учетом принципов гармонизации их взаимодействия и оптимального сочетания региональных интересов позволит обеспечить экономическую безопасность региона в рамках траектории социально-экономического развития региона на долговременный период. Выводы: при согласовании интересов всех хозяйствующих субъектов, устранении напряженных конфликтных зон, реализации мер по нейтрализации угроз региональной экономической безопасности высвободится значительное количество организационных и интеллектуальных ресурсов, которые были задействованы в борьбе за реализацию собственных интересов любыми методами. При их целевом использовании будут более надежно защищены жизненно важные интересы региона и муниципальных образований, сохранена региональная финансовая устойчивость, сформирована внешняя защищенность от дестабилизирующих воздействий внешней среды.
Вопросы классификации жилой недвижимости, занимаемой гражданами страны, не раз поднимались как со стороны научного сообщества, так и со стороны государства. В статье на основе управленческого подхода раскрываются основные способы дифференциации мест проживания и классовости жилья, применяемые органами государственного управления на федеральном и региональном уровне. На примере современного мегаполиса — Санкт-Петербурга — показана динамика развития жилищной сферы, ее важный общественный характер. В материале с опорой на исторический, социологический и нормативный методы, на конкретных кейсах проиллюстрирована неоднородность проживающих в различных типах современного жилья. Сделан вывод о необходимости учёта всей системы факторов, обусловливающих классификацию жилой недвижимости, в целях более точных прогнозов развития социальных процессов в жилищной сфере, и эффективного государственного управления на уровне региона.
Предметом рассмотрения в данной статье выступают состояние и перспективы цифровизации государственного управления в современной России. Масштаб и скорость изменений во всех сферах общественных отношений, вызванных цифровыми технологиями, являются беспрецедентными, особенно ускорились эти изменения во время пандемии Covid-19. Затрагивают эти изменения и процессы государственного управления, в то же время, в этой сфере есть отличия от коммерческого сектора, где возник и развивается такой феномен, как «цифровая экономика». Задача современного государства состоит в том, чтобы создать цифровые сервисы и платформы, ориентированные на более оперативное и качественное удовлетворение потребностей граждан и бизнеса, т. е. по сути — на генерацию нового типа общественных благ в виде цифровых государственных услуг. В статье рассмотрены перспективы развития подобных процессов.
Инновационное развитие агропромышленного комплекса (АПК) Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики, поскольку агропромышленный комплекс — основа обеспечения продовольственной безопасности страны. Технологические и продуктовые инновации в секторе позволят снизить риски ведения экономической деятельности и обеспечить внутренний и внешние рынки товарами, обладающими высокой потребительской ценностью и отвечающими запросам потребителей. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости инновационного развития АПК и разработка рекомендаций по повышению инновационной активности предприятий АПК. Задачами исследования являются определение вклада отрасли в ВВП, определение уровня инновационной активности, анализ факторов развития, анализ факторов, замедляющих инновационную активность и составление соответствующих рекомендаций. Методами исследования являются экономический анализ и синтез. В статье показано, что инновационное развитие агропромышленного комплекса во многом зависит от государственной поддержки и создания специального института трансфера инновационных технологий. Основные положения статьи: показано, что в современной России не реализован высокий потенциал агропромышленного производства; инновационное развитие предприятий агропромышленного комплекса находится в зависимости от импорта технологий; в России имеются научная база и потенциал создания инновационных решений, но в условиях отсутствия институтов трансфера технологий он не может быть реализован; создание специального института трансфера технологий позволит повысить инновационную активность и конкурентоспособность российского агропромышленного комплекса на внутреннем и мировых рынках.
Вьетнамская экономика представляет собой развивающуюся рыночную экономику, ориентированную на социализм, сильно зависящую от сельского хозяйства, туризма, экспорта сырья и прямых иностранных инвестиций. Вьетнам проводит индустриализацию с низкой отправной точки. Экономические ресурсы Вьетнама слабы и небольшие. Это одно из огромных препятствий на пути развития. Поэтому мобилизация и использование прямых иностранных инвестиций — очень важный шаг. После пандемии COVID-19 многие крупные международные корпорации ищут инвестиционные возможности для диверсификации своих цепочек поставок и ограничения своей чрезмерной зависимости от китайского рынка. Вьетнам стал одним из самых ярких кандидатов на этот поток капитала благодаря своим успехам в профилактике эпидемий. В условиях сокращения прямых иностранных инвестиций во всем мире, прямые иностранные инвестиции во Вьетнам восстановились во втором квартале 2020 г. и имеют тенденцию к увеличению в конце года. Рынок недвижимости оставался активным сегментом в третьем квартале 2020 г. В статье анализируется ситуация с привлечением прямых иностранных инвестиций во Вьетнам, в частности — в сектор недвижимости, а также даны рекомендации по модернизации государственной политики в этой сфере.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
В данной статье представлены четыре стадии становления системы социального кредита Китая. В сочетании с характеристиками институциональной системы в статье описываются конкретные методы, принятые правительством Китая для содействия построению системы социального кредита по шести направлениям, а именно, обеспечению добросовестности правительства, деловой и социальной этики и неподкупностью судейских органов, созданию платформы кредитной информации, развитию сторонних организаций, предоставляющих кредитную информацию, а также созданию образцовых городов системы социального кредита. Утверждается, что в процессе становления системы социального кредита Китая возникают следующие проблемы: недостаток специальных законов, несовершенная платформа кредитной информации и сложность восстановления кредитной репутации. Начиная с 2021 года, на новом этапе строительства системы социального кредита эти проблемы будут постепенно решаться, и по мере их решения Китай продолжит развивать и совершенствовать систему социального кредита.
Система институтов является важной частью современного социального управления. Правительство, рыночные и социальные отношения внутри системы, а также соответствующие институциональные механизмы можно назвать высшим приоритетом. Корпоративная социальная ответственность в этом ключе является выдающимся примером, который включает в себя и институциональные механизмы, и отношения между правительством, рынком и обществом.
Государственное регулирование системы социального кредита представляет собой прекрасный пример для анализа. Само исследование государственного регулирования системы социального кредита производится с точки зрения государства, поэтому возникает вопрос: какова роль бизнеса при государственном регулировании системы социального кредита? Особенно этот вопрос актуален в эпоху больших данных, когда большое количество информации предоставляется частными предприятиями. Без этой информации система больших данных вряд ли сможет функционировать. И если бизнесу всё же отведена некая роль, то каким должен быть вклад государства? Ответы на эти вопросы продолжают искать представители как бизнеса, так и науки.
В данной статье предпринимается попытка построить модель теории игр, которая описывала бы взаимодействие между правительством, бизнесом и обществом и позволила бы разрешить некоторые вопросы: как должны быть устроены отношения между правительством, бизнесом и обществом? Какая система должна быть построена, чтобы можно было поддерживать данные отношения? Каким должно стать государственное регулирование системы социального кредита в КНР с точки зрения бизнес-этики?
С помощью анализа моделей теории игр автор приходит к выводу, что акционеры могут стремиться снизить угрозу смены генерального директора и вступать в сговор с менеджментом предприятия, чтобы уменьшить «кусок торта» (например, интересы заинтересованных сторон). При уменьшении доли прав и интересов заинтересованных сторон благосостояние акционеров растет, что также объясняет, почему все больше и больше руководителей высшего звена пытаются вступить в сговор с заинтересованными сторонами в рамках кампании против борьбы с поглощениями и слабой системы аудита. Модель также показывает, что соблюдение официальных законов является основным фактором увеличения выгод для заинтересованных сторон. На примере системы социального кредита мы делаем вывод, что официальные законы и постановления не могут полностью обеспечить увеличение доходов заинтересованных сторон, однако они должны усиливать преобразование институциональных преимуществ в преимущества управления. Также необходимо усиливать и правоприменительную деятельность. В конечном итоге это будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы социального кредита.
A LINEA
Окончание статьи, посвященной основным правовым проблемам комплексного развития территорий, которые рассматриваются в контексте иных институтов управления публичной собственностью: приватизация, концессионные соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве. Детально анализируется правовое регулирование института комплексного развития территорий и его недостатки в системе земельного и градостроительного законодательства, включая законодательство субъектов Российской Федерации. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства и практические рекомендации по его применению. Особое внимание уделяется вопросам изъятия для публичных нужд недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, при реализации решений о комплексном развитии территорий, а также порядку определения размера арендных платежей за земельные участки, предоставляемые для реализации решения о КРТ.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
Проблема истории государственного управления в сфере медицины и здравоохранения никогда не теряла актуальности. Проект «Здоровье» стал одним из приоритетных национальных проектов последнего десятилетия. Начавшаяся в 2020 г. эпидемия обострила многие застарелые проблемы российской медицины: нехватку медицинского персонала и медицинских учреждений, недостаточную материальную обеспеченность медиков и др. В результате неумело проведенной «оптимизации» и противоречивых действий в период эпидемии упал уровень доверия народа и общества к деятельности современных организаторов здравоохранения. Тема состояния здравоохранения, санитарно-эпидемической безопасности, роли государства в решении этих насущных вопросов прочно вошла в общественный дискурс, вызвала интерес к рассмотрению исторического опыта со всеми его достижениями и утратами. Значительное место в государственном управлении медициной и здравоохранением всегда занимали конкретные люди — государственные чиновники, внесшие заметный и реальный вклад в развитие медико-санитарного дела.
Руководство медико-санитарным делом в губерниях Российской империи осуществляли врачебные инспекторы (должность была учреждена в 1865 г.), как правило, врачи высшей квалификации с обширным и разнообразным опытом практической работы. Материалы Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург) и местных архивов позволяют составить типичный портрет данной категории управленцев. В фондах Медицинского департамента и Главного врачебного управления Министерства внутренних дел отложились дела, в которых характеризуются служебная деятельность и биографии врачебных инспекторов. В статье рассматриваются основные направления деятельности врачебных инспекторов, оценивается их вклад в становление и развитие здравоохранения и медицины в дореволюционной России. Наряду с исследованием форм и методов решения медицинских и санитарно-эпидемических проблем регионов инспекторами, освещаются также личностные качества лучших управленцев, ставшие основой успешности их деятельности.
Статья посвящена изучению содержания духовных грамот Московских великих князей XIV в., содержит анализ земельных владений и политической роли великих княгинь. На основе исследования завещательных актов Ивана Калиты, Семена Ивановича, Ивана Ивановича, Дмитрия Ивановича, договорных грамот Симеона Гордого с братьями Иваном и Андреем, Дмитрия Донского с Владимиром Андреевичем Серпуховским автор реконструирует систему распределения сел и волостей между княгинями после смерти московских правителей. В центре внимания также оказались дискуссионные сюжеты, связанные с рассмотрением состава свидетелей в договоре Семена Ивановича с братьями и установлением личности дяди в завещательном распоряжении Симеона Гордого.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Глобальная нестабильность как фактор смены мирового порядка нарастала постепенно. Дискуссия о новом системном кризисе началась уже в тот момент, когда мир и Европа еще преодолевали последствия экономического кризиса 2007–2009 гг. Однако перед нами не экономический и даже не политический кризис, а системное разрушение мирового порядка, который больше не восстановится. Украина только показала то, что она и есть слабое звено, где все глобальные проблемы интегрируются в единое целое и предлагаются на решение России.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)