ОТ РЕДАКЦИИ
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Территориально-политическое устройство Российской империи изучено достаточно хорошо. Проблемой является адаптация исторических знаний к текущей управленческой практике. Россия не была империей, но и классической федерацией также не являлась. Примерно 35 % страны управлялось в особых режимах. Указанную конструкцию можно критиковать, но эта модель управления не стала катализатором катастрофы начала XX в. Причины кризиса были связаны с вопросами общественного управления. В свою очередь, изучение территориально-политического устройства позволит выявить не только слабые, но и сильные стороны управленческой модели имперской России.
В статье исследуются ключевые факторы, влияющие на трансформацию космической деятельности России. В настоящее время Россия столкнулась с глобальным политическим кризисом, что наталкивает на необходимость пересмотра ряда принципов и задач осуществления космической деятельности, а также дальнейших перспектив, связанных с освоением Космоса.
Целью данного исследования является выявление влияния глобальных вызовов на цели, принципы, задачи и основные приоритеты государственной политики России в области космической деятельности.
Методологическую основу исследования составили системный, функциональный, сравнительный, нормативно-ценностный, а также прогностический методы.
Автор также пришел к выводу о том, что меняющаяся геополитическая обстановка требует корректировки основных элементов российской космической политики в контексте национальных интересов.
За прошедшие несколько лет в Европейском союзе произошли определенные сдвиги в пользу национальной повестки. Подобные расхождения с основной целью ЕС наблюдаются и в Великобритании, и в Польше. Пандемия COVID-19 также проявила несовпадения интересов объединенной Европой и национальных предпочтений стран-участниц.
Цель статьи заключается в определении возможности / невозможности реализации национальных интересов «малых государств» — членов ЕС при формировании и реализации единой политики сообщества.
Для достижения цели необходимо установить наличие различных интересов государств в рамках ЕС, возможность влияния стран-участниц на выработку политики Союза в целом, роль «малых государств» в рассматриваемом процессе. Применяя региональный подход и суживая исследование до отдельной страны (Латвийской Республики), а также применяя методы анализа и сравнения, выявляется характер зависимости между политикой Евросоюза и отдельными странами. Опыт Латвийской Республики показал, что государство, которое наиболее зависимо от экономики и общей политики союза, выстраивает собственные отношения с ЕС, опираясь в основном на интересы «стран-доноров». Данная динамика проявляется и в международных коммерческих отношениях, оказывая влияние на состояние некоторых отраслей экономики, а также на экономическое положение отдельных городов. Несмотря на некоторые отрицательные моменты, связанные в основном с экономическими показателями отдельных отраслей промышленности, страны-участницы не отступают от политики евроинтеграции. Гражданское общество, в большинстве своем, также выбирает те возможности, которые предоставляет Евросоюз. Те вызовы, которые встали перед европейским сообществом, со временем разрешаются. Правительство Европейского союза открыто высказывается о существующих проблемах, связанных также с решением общих проблем, и старается своевременно и всеобщими усилиями их разрешить.
Работа посвящена анализу процесса политической коммуникации в условиях сетевизации публичного пространства. Рассматривается знаково-символический уровень политической коммуникации на примере содержательно-смыслового наполнения имиджа регионального политического лидера.
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать содержание политического имиджа регионального лидера и выявить наличие либо отсутствие в нем проявления эффекта сетевизации.
Задачами исследования является изучение целевых установок, принципов их реализации и черт коммуникации с другими представителями власти и обществом, которые представлены в содержании имиджа политического руководителя.
В работе использован комплекс эмпирических методов, включающих в себя ненаправленный количественный контент-анализ, сетевой анализ данных и лингвистический анализ. Результаты проведения контент-анализа отображены на облаке тегов, а результаты сетевого анализа — на тематическом графе. Теоретическую основу исследования составили теория информационного общества и такие концепты, как «имидж», «имиджево-ролевой конструкт». По результатам исследования текстового массива, включавшего в себя два больших, развернутых интервью губернатора Нижегородской области Г. С. Никитина в 2019 и 2020 гг., сделан вывод о том, что одними из наиболее распространенных имиджево-ролевых конструктов в интервью 2019 г. стали следующие: «лидер-промышленник» (нацелен на развитие промышленного производства); «лидер-строитель» (готовность развивать строительную отрасль области); «лидер-организатор» (открыт к новым проектам и вызовам, нацелен на успешную организацию и проведение праздничных мероприятий, посвященных юбилею Нижнего Новгорода), «лидер-спортсмен» (выступает за развитие спорта в регионе). Наиболее распространенным имиджево-ролевым конструктом в интервью 2020 г. стал такой содержательно-смысловой конструкт, как «лидер-управленец» (эффективный управленец, который осуществляет руководство регионом посредством координации действий с различными структурными подразделениями правительства и муниципалитетов). По итогам обобщающего анализа сформулирован вывод о том, что в содержании имиджа политического лидера произошло определенное изменение в проявлении эффекта сетевизации с политематичностью и гетерархией ключевых тем (в 2019 г.) к децентрализации символического субъекта принятия и реализации решений (в 2020 г.).
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Актуальность. Растущая нестабильность экономических систем, переход глобального рыночного пространства из стационарного состояния в чрезвычайный период в значительной степени сопровождаются обострением межрегиональной и межнациональной конкуренции за ресурсы и факторы расширенного воспроизводства. С этим связаны столь значительные структурные преобразования и трансформации, что они актуализируют поиск и обоснование новых стратегических векторов развития национальных социально-экономических систем на период «постнормальности», более длительный чрезвычайный период и период «постчрезвычайной новой нормальности». Именно применение эффективной методологии стратегирования позволяет концентрировать внимание разработчиков любой из стратегий на поиске новых стратегических возможностей и прорывных преобразований, ориентирует на определение и выбор верного и долгосрочного вектора развития объекта стратегирования. Авторы подчеркивают, что стратегии «новых горизонтов» или стратегии инновационного развития, основанные на технологических конкурентных преимуществах, являются наиболее эффективными, что в условиях сокращения и ограничения доступа к импорту высокотехнологичных разработок и невозможности их трансграничного трансфера, в частности, в Россию и ряд других стран, формируют преобладающую ориентацию на новейшие отечественные технологические разработки при обосновании стратегических приоритетов. Это обуславливает активизацию процессов формирования технологического суверенитета национальных экономик и подчеркивает его стратегическую значимость.
Цель. Определить базовые направления стратегирования технологического суверенитета национальной экономики.
Задачи. Обозначить стратегическую роль научно-индустриальных отраслей в процессе перехода национальной экономики к усилению технологической независимости, сформулировать инновационные, финансовые и трудовые аспекты стратегирования технологического суверенитета национальной экономики.
Методология. В основу научного исследования легла общая теория стратегии и методология стратегирования, разработанная в Центре стратегических исследований института математических исследований сложных систем и на кафедре экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова под научным руководством академика, иностранного члена РАН В. Л. Квинта.
Результаты. Авторами обоснована взаимосвязь стратегирования и процессов формирования технологического суверенитета национальной экономики, уточнена роль отраслевого стратегирования технологического суверенитета национальной экономики, сформулированы ключевые аспекты финансовой стратегии и стратегии развития трудового потенциала технологического суверенитета национальной экономики.
Выводы. Процесс формирования технологического суверенитета национальной экономики должен соответствовать методологии стратегирования, следовать долгосрочным регламентированным этапам и методологическим принципам разработки и реализации соответствующей национальной стратегии перехода к технологической независимости. Особое внимание должно уделяться отраслевому и финансовому стратегированию перехода к технологической независимости и стратегированию развития трудового потенциала, обеспечивающего технологический суверенитет национальной экономики.
В статье рассмотрены основные проблемы дальнейшего развития кооперации между странами – участницами ШОС – на фоне движения мирового сообщества в сторону многополярности. Приведено обоснование необходимости пересмотра традиционных подходов к оценке результатов реформ на постсоветских территориях на примере Узбекистана. Проанализированы уже достигнутые стратегические цели развития Республики Узбекистан, обозначены перспективы стратегического сотрудничества между Узбекистаном и основными странами — членами ШОС. На основе проведенного исследования авторы делают вывод о том, что участие Узбекистана в ШОС является стратегическим фактором усиления экономической, энергетической, военной и демографической безопасности региона.
Цель статьи — оценить, является ли Россия рыночной экономикой.
На случай утери Россией статуса страны с рыночной экономикой проверялась статистическая гипотеза о значимом отличии средних значений общенациональных ставок антидемпинговых пошлин США для рыночных и нерыночных экономик. Статус России анализируется на основе данных ЕБРР за 2021–2022 гг., отчета 2021 г. Секретариата ВТО о торговой политике Российской Федерации, рассматриваются претензии, выраженные ЕС и США в отношении госзакупок и требований локализации на заседаниях Комитетов ВТО по торговле товарами и по связанным с торговлей инвестиционным мерам в 2020–2021 гг. Антидемпинговые пошлины оценивались на основе нотификации США об антидемпинговых расследованиях за 10. 01. 2021–30. 06. 2021. Были использованы методы математической статистики, а также система IBM SPSS statistics. По данным ЕБРР, Россия как «устойчивая рыночная экономика» оценена в среднем в 5,9 баллов из 10 возможных. Отмечено отставание по показателю интегрированности. Политика ценообразования не вызывает претензий со стороны членов ВТО, однако политика госзакупок, локализации и импортозамещения российского правительства не удовлетворяет ожиданиям стран — членов ВТО. Выявлено, что вытеснение иностранных производителей при широко трактуемых «госзакупках» является наиболее слабым элементом среди оцениваемых. Нарушены конкретные обязательства протокола о вступлении России в ВТО (п. 99 Доклада рабочей группы) «осуществлять закупки, если они не предназначены для государственных нужд, руководствуясь коммерческими соображениями, не препятствуя конкуренции со стороны предприятий других стран — членов ВТО за участие в таких закупках». Грозящая потеря рыночного статуса в отношениях с США может увеличить антидемпинговые пошлины на товары российского экспорта на 287 процентных пунктов. Выявленная тенденция роста общенациональных ставок для стран с нерыночной экономикой позволяет сделать вывод о повышении уровня дискриминации стран с нерыночной экономикой. Подтверждена гипотеза о том, что отличие средних значений общенациональных ставок антидемпинговых пошлин США для рыночных и нерыночных экономик является значимым.
Инновационный менеджмент является приоритетным видом управления, реализуемым на высоко конкурентных рынках. Несмотря на относительную стабильность содержания и структуры инновационного менеджмента, он может быть реализован в различных вариантах и подвержен эволюции в зависимости от состояния и тенденций развития окружающей среды. Своевременное выявление предпосылок для корректировки содержания и структуры инновационного менеджмента является важным условием обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, регионов и страны в целом. Гипотеза исследования заключается в возможности определения количества и взаимосвязей принципов инновационного менеджмента в зависимости от их качественных характеристик, а также характеристик окружающей среды.
Предметом исследования являются структура принципов инновационного менеджмента, реализуемого на институциональном уровне.
Методами исследования являются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также классификации, а инструментами — бинарные матрицы, предусматривающие совместное использование двух качественных признаков исследуемых объектов и их дихотомий.
Результатом исследования является структура принципов инновационного менеджмента, отличающаяся обоснованностью ее иерархии, количества принципов, а также взаимосвязей между ними, обусловленных совокупностью качественных признаков исследуемых объектов и их дихотомий.
Полученные результаты позволяют сократить затраты, время, а также упущенную выгоду на создание инноваций за счет четкой структуризации принципов инновационного менеджмента по уровням управления хозяйствующего субъекта и реализации системного подхода к управлению инновациями. Кроме того, в статье заложены основы для проектирования систем инновационного менеджмента с помощью программного и компьютерного обеспечения.
Динамичность экономической среды, связанная с изменением группы стратегических факторов и ресурсной базы, приводит к вынужденному сокращению требуемого времени на поиск и обоснование стратегических решений, касающихся реализации кардинальных возможностей, в то время как цена ошибки возрастает. В этом контексте выбор и обоснование долгосрочного вектора и траектории развития объекта, что соответствует процессу разработки и дальнейшей реализации стратегии, обретает высочайшую значимость. Необходимыми становятся знание и применение выверенных и обоснованных подходов к стратегированию, напротив, отсутствие понимания или использование не отвечающих требованиям подходов и инструментария может приводить к методологическим ошибкам, имеющим долгосрочные негативные последствия для объекта стратегирования. В свою очередь, одними из перспективных объектов стратегирования выступают отрасли, и именно они способны выступать драйверами развития экономических систем в целом.
Для нивелирования ошибок и сокращения непрактичных и методологически некорректных документов по отраслевому развитию, не имеющих стратегический характер, предлагается систематизация и четкая регламентация последовательности отраслевого стратегирования, что и является целью настоящего научного исследования.
Так как наиболее критические ошибки возникают на первичных этапах стратегирования, в большей степени настоящее исследование сконцентрировано на формировании концепции — стержневого блока любой стратегии. В соответствии с этим в научной статье приведены основные этапы отраслевого стратегирования, подробно описаны сущность и порядок формирования концепции отраслевой стратегии.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
В статье рассматривается осуществляемый русскими философами личностно-психологический подход к пониманию содержания социальных концепций. В частности, обращается внимание на попытку М. А. Бакунина и С. Н. Булгакова показать обусловленность учения К. Маркса о диктатуре пролетариата характерными чертами его личности. Высказывается мысль о том, что взгляды самого Бакунина во многом обусловлены чертами его личности. В статье обсуждается и более общее положение о значении подхода с точки зрения человеческой природы для осмысления жизненности общесоциологических идей. В качестве примера применения такого подхода рассматривается осуществленная Бакуниным критика идеи диктатуры пролетариата, основанная на его представлении о естественной мотивации человеческого поведения в конкретных жизненных обстоятельствах. Автор приходит к заключению о том, что психологическое толкование может дополнять социологическую конструкцию в плане ее соответствия человеческой природе, характерной для нее системе поведенческой мотивации. Кроме того, личностно-психологическое обоснование позволяет взглянуть на политологические или социологические концепции как феномены культуры, явно или неявно заключающие в себе определенные ценностные установки.
В статье авторы структурируют и значительно расширяют теорию типологии творческих практик. Авторы предлагают две группы оснований для построения типологии креативности. Первая группа — социализационная. Под социализационными основаниями креативности авторы понимают совокупность социальных факторов, способствующих или препятствующих процессу социализации индивида как субъекта креативных практик. Авторы говорят о способствующих и препятствующих реализации креативного потенциала социализационных факторах и, соответственно, вводят новые понятия, такие как социализационно гармоничные (ламинарные, благоприятные) и социализационно конфликтные (турбулентные, неблагоприятные) креативности. Авторы также выделяют вторую группу оснований для типологии креативности, а именно — факторы внешней для креативного субъекта социально-политической среды. Так, выделяются два вида реализации креативного потенциала. В статье авторы обозначают их как социетально благоприятные и социетально неблагоприятные. В результате авторы предлагают трехмерную типологию социальных траекторий субъектов креативного потенциала — креативные социальные траектории. Также авторы предлагают классификацию креативного потенциала по параметрам профильности — непрофильности. Под профильным креативным потенциалом индивидуального или группового социального субъекта понимается потенциал, реализующийся в поле основного профиля его профессиональной деятельности. Соответственно непрофильный потенциал реализуется либо в досуговых практиках, либо в профессиональных практиках, не связанных с основным профилем профессиональной деятельности субъекта. Опираясь на критерий характера инновации, заключенной в креативном продукте, авторы вводят типологическое деление на конформную и неконформную / радикальную креативность. Также вводятся понятия индивидуальной и групповой креативности, индивидуального и группового креативного потенциала.
В статье обосновывается актуальность медиапроектирования через раскрытие основных тенденций в развитии медиаиндустрии: рост рынка медиаиндустрии и индустрии развлечений; развитие цифровых технологий. Раскрываются понятия «проект», «медиа», «медиапроект». Перечислены и проанализированы трактовки понятия «медиапроект», используемые другими авторами. Раскрываются основные составляющие любого проекта, а именно: цель, сроки и ресурсы. Выявлены особенности медиапроектов: они могут быть ориентированы одновременно и на рынок товаров, и на рынок услуг; при их разработке необходимо находить баланс между экономической целесообразностью и социальной миссией; результат медиапроекта — медиапродукт потребляется в свободное время, то есть в часы досуга; медиапродукт должен быть в какой-то степени развлекательным, ввиду воздействия экономики потребления; медиапроект планируется и реализуется в условиях: особого динамизма и высокой степени неопределенности внешней среды, а также медиаконвергентности. Авторами предлагается ввести новый классификационный признак и виды медиапроектов: «по сектору медиаиндустрии»: традиционный, сетевой, трансмедийный. Авторы выявили противоречие, выражающееся в том, что качество медиапроекта не гарантирует качество медиапродукта в глобальном смысле — с точки зрения интеллектуального развития общества. Детально раскрыта и обоснована тенденция снижения качества медиапродуктов. Рассмотрены тенденции в потреблении медиапродукта: СМИ становятся все более развлекательными; укрепление первичности функции удовлетворения запросов потребителей перед функцией просвещения и воспитания; ожидания потребителей упрощаются.
В данной статье автором рассмотрены особенности проведения практического занятия в форме «деловой игры» по теме «Организация деятельности аппарата антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации при установлении уровней террористической опасности» по отработке практических действий сотрудников аппаратов антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации (АТК), органов исполнительной власти (ОИВ) и органов местного самоуправления (ОМСУ) при проведении указанных мероприятий. Отмечен ряд проблемных аспектов при организации ситуационного реагирования на местах, порядок действий сотрудников региональных ОИВ и ОМСУ, а также изложены пути их решения. Особое внимание уделено актуальности применения «деловых игр» в учебно-методическом процессе подготовки кадров, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по профилактике терроризма. Отмечена их роль и положительный опыт применения в организации обучения и повышения квалификации сотрудников аппаратов антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, ОИВ и ОМСУ на примере проведенных комплексных учений с ОИВ в субъектах Российской Федерации.
A LINEA
В статье рассматриваются национальные и региональные стратегические инструменты противодействия чрезвычайному периоду на рынке недвижимости. Под чрезвычайным периодом в работе понимается период необоснованного роста цен на рынке, характеризующийся избыточными инвестициями, обусловленными долгосрочными спекулятивными ожиданиями инвесторов.
Целью исследования является определение наиболее эффективных стратегических инструментов противодействия чрезвычайному периоду на региональном рынке недвижимости.
Теоретической основой статьи, в первую очередь, служат теория стратегии и методология стратегирования Иностранного члена РАН, д. э. н., профессора В. Л. Квинта. В качестве результата анализа возможных национальных и региональных стратегических решений, влияющих на рынок недвижимости в чрезвычайный период, были выделены наиболее эффективные инструменты на взгляд автора. Полученные в статье результаты исследования подчеркивают необходимость создания эффективных систем идентификации признаков возникновения чрезвычайного периода, а также оценки различных сценариев функционирования экономической системы в рассматриваемый чрезвычайный период и выхода из него.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В статье рассматриваются ключевые аспекты и предпосылки реализации в СЗИУ РАНХиГС проекта «Цифровой муниципалитет». В статье проанализированы различные подходы к пониманию сущности процесса цифровой трансформации муниципалитета. Рассмотрены важные составляющие новой парадигмы муниципального управления. Определены основные проблемы цифровой трансформации муниципалитетов. Изучена роль цифрового диалога в развитии муниципалитета и его жителей. В рамках проведенного исследования предпринята попытка осмыслить роль цифровых технологий в совершенствовании управленческой деятельности, а также обоснована необходимость реализации проекта «Цифровой муниципалитет».

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)