Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 6 (2016)

СТРАТЕГИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ: МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

7-13 33
Аннотация
В статье проанализировано текущее социально-экономическое положение России, выдвинута и теоретически обоснована гипотеза об исчерпании потенциала дальнейшего роста страны на основе модели ресурсораспределения. Обоснована необходимость разработки новой повестки экономического и социального развития России - стратегии ресурсосбережения, нацеленной на расширенное воспроизводство человеческого капитала: повышение уровня образованности, продолжительности и качества жизни российских граждан. Важная роль в реализации стратегии ресурсосбережения, не сводимой авторами исключительно к экономии бюджетных ресурсов, в статье отводится системе высшего образования, которая призвана выступать в качестве своеобразного социального лифта, позволяющего гражданам, получившим качественное и современное образование, претендовать в дальнейшем на достойную зарплату и карьерный рост. Особую роль занимает система подготовки кадров для общественного и государственного управления, от профессиональной компетенции которых зависит качество стратегических решений на уровне страны, региона и отрасли. В качестве иллюстрации стратегии ресурсосбережения на уровне конкретной образовательной организации рассмотрен опыт внедрения инновационной модели подготовки кадров для государственного и общественного управления в Северо-Западном институте управления Президентской академии.
14-25 39
Аннотация
Глобализация и революция в сфере информационных технологий распространили влияние современной, и прежде всего западной, культуры и ее ценностей на регионы мира с существенно иными культурными и религиозными традициями. Западные ценности, права человека и справедливость зачастую противоречат исконному отношению к правам женщин и детей и догмам доминирующей религии. Новая волна терроризма и экстремизма во многом возникла вследствие столкновения культур. Такие конфликты, как правило, происходят в регионах и государствах, где религия всегда или долгие десятилетия была неотделимой от государства. Конфликты, провоцируемые экстремистами и используемые террористами, в любой стране не являются выражением мнения большинства населения. Есть и другие корни существования терроризма, наиболее серьезные из них - бедность и нелегальная иммиграция. Стратегически оценивая этот тренд, становится очевидным, что уровень бедности связан с уровнем образования, но стратегический анализ не позволяет утверждать, что бедность всегда порождает терроризм. Корни терроризма также могут быть найдены в среде богатых и хорошо образованных. Любые трансграничные стратегии, игнорирующие на стадии разработки видения и концепции стратегии традиции, культурные и религиозные ценности страны, в которой предполагается реализовывать стратегические инвестиции, обречены на неудачу и неприемлемо высокие долгосрочные риски. Отсутствие четкого определения терроризма вместе с некоторыми другими стратегическими причинами привели к тому, что законодательные системы и органы правоприменения большинства стран не смогли эффективно противостоять террористическим организациям. Терроризм стал одной из самых главных стратегических детерминант и индикаторов долгосрочных политических рисков инвестирования. Индустрия туризма, транспортный сектор (особенно авиаперевозки), страховой сектор оказались под прямым стратегическим воздействием терроризма. Любая стратегия должна учитывать, что терроризм стал основным фактором политического риска инвестиций. Следовательно, он влияет и будет стратегической угрозой развитию формирующегося глобального миропорядка. Стратегически, терроризм - это социальная манифестация зла, и он требует полного уничтожения. Человечество нуждается в детальной разработке и реализации стратегии и, прежде всего, стратегических приоритетов предотвращения дальнейшей глобализации терроризма, в действенных долгосрочных методах борьбы, правоприменения и преследования по суду терроризма и экстремизма, в экономических стратегиях и стратегиях социального восстановления и ликвидации последствий террористических атак.
26-39 45
Аннотация
В статье дается краткое описание двух агент-ориентированных моделей, входящих в прогнозный комплекс ситуационной комнаты ЦЭМИ РАН - мощного инструмента поддержки стратегического планирования и управления.
40-49 25
Аннотация
В статье рассматривается влияние современных методов менеджмента качества на повышение эффективности деятельности предприятий, а также на повышение качества деятельности органов государственной власти. Раскрывается смысл следования основополагающим принципам менеджмента качества и преимущества внедрения систем менеджмента качества на предприятии и в органах государственной власти. Описывается содержание стандартов, призванных облегчить внедрение систем менеджмента качества в органах государственной и муниципальной власти. Приводятся новые принципы менеджмента качества, разработанные с учетом специфики деятельности органов государственной власти.
50-61 36
Аннотация
В условиях России комплекс внутренних факторов, в том числе географические масштабы и пространственные различия, определяет специфику трансформационных процессов в экономике и характер взаимодействия государства и бизнеса. В контексте теории трансформации эволюция пространственной организации экономики не может осуществляться без массированного перераспределения государственных ресурсов. Структура экономического пространства макрорегиона Северо-Запад в постсоветский период формировалась под влиянием реализации функции обеспечения внешнеэкономических связей России с Европейским союзом. Это определяло влияние транспортной и энергетической инфраструктуры на трансформационные и международные процессы макрорегиона. Объективно существующий фактор регионализации российской экономики предполагает возникновение специфических моделей взаимодействия государства, общества, бизнеса.
62-72 19
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции состояния флота рыбохозяйственного комплекса в постсоветский период и анализируются предпосылки для формирования мер государственной поддержки развития отрасли. Особое внимание уделено прогнозированию вариационных последствий реализации текущих предложений по внесению изменений в законодательство о рыболовстве. Автором предлагается собственное видение мер госрегулирования для развития рыбопромышленного комплекса России в целом и инвестиционной привлекательности обновления и модернизации флота в частности.
73-80 29
Аннотация
В статье рассмотрены основные тенденции функционирования финансово-инвестиционного механизма территории, проблемы его организации. Определены направления совершенствования финансово-инвестиционного механизма территории на примере Арктической зоны Российской Федерации. В новой редакции Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» планируется реализовать порядка 171 мероприятий, инфраструктурных и промышленных объектов, инвестиционных проектов, основанных на межрегиональной кооперации и создании технологических цепочек, выходящих за пределы Арктической зоны России. Проекты Арктической зоны Российской Федерации имеют свою специфику, требуют особых механизмов концентрации национальных и международных финансовых, материальных и человеческих ресурсов на приоритетах развития территории, а также координации деятельности всех участников. При этом необходимо обеспечить экономическую безопасность национальных интересов России в Арктической зоне. Поэтому в части финансового обеспечения реализации крупномасштабных национальных и инфраструктурных проектов в Арктике необходимы не только новые механизмы управления, позволяющие обеспечить стратегическую ориентацию деятельности различных сфер: бюджетной, банковской и страховой, фондового рынка, хозяйствующих субъектов, уточнения их функций и взаимодействия, но и модернизация системы финансирования проектов и программ, совершенствование финансово-инвестиционного механизма территории. Финансовая стратегия государства в аспекте обеспечения экономической безопасности должна определяться экономической и социальными стратегиями развития страны и устанавливать размеры и технику государственного вмешательства в финансовую деятельность хозяйствующих субъектов, методы государственной концентрации финансовых ресурсов и способы маневрирования финансовыми ресурсами всех сфер, не только бюджетной. Она должна иметь возможность своевременно изменять способ организации финансовых отношений. Концентрация финансовых ресурсов различных сфер требует комплексной проработки государством модели финансового механизма территории: перехода от процессов регулирования отдельных сфер к режимам координации, консолидации и мобилизации финансовых ресурсов всех участников, в том числе на национальном и международном уровне. В зависимости от целей и необходимости возможна комбинация этих режимов.
81-89 34
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «стратегия», «стратегический анализ», кондитерская промышленность и классификация кондитерских изделий. Авторы рассматривают особенности современного состояния рынка кондитерских изделий, объем рынка кондитерских, среднедушевое потребление кондитерских изделий, классификацию кондитерских изделий и структуру рынка кондитерских изделий в России, а также экспорт, импорт и производство кондитерских изделий для внутреннего потребления. Представлен OTSW-анализ рынка кондитерских изделий, где описаны все нюансы рынка и возможности выбора приоритетов для дальнейшего развития.
90-99 52
Аннотация
В статье рассмотрены критерии потребительского поведения и потребительского спроса на предметы роскоши. Авторы рассматривают потребительский спрос с различных позиций; факторы, определяющие нефункциональный спрос; критерии определения демонстративного потребления; особенности выделения индивидуальности; актуальную модель восприятия роскоши. Кроме того, авторами рассмотрены распределение социальных групп по уровню доходов, специфические характеристики российского рынка роскоши, стадии развития российского рынка с точки зрения потребительского поведения и состояние рынка товаров роскоши.
100-107 41
Аннотация
В статье проанализированы фундаментальные научные и философские основы теории предпринимательства. Рассматриваются сущность и содержание понятия «предпринимательство» в зарубежной и отечественной экономической литературе. Исследуется происхождение термина и его эволюция в процессе формирования и развития экономической мысли. Описываются стратегические аспекты поведения предпринимателя, трансформация стратегической роли предпринимателя в результате развития экономических систем.
108-116 25
Аннотация
Высокий уровень потребления нефти и, как результат, загрязнение окружающей среды вредными выбросами углекислого газа делает необходимым использование биоэтанола в качестве добавки в бензин. Основными продуктами для производства биоэтанола являются кукуруза и сахарный тростник, однако эффективнее производить топливный этанол из растения борщевика Сосновского. В работе исследованы основные мировые тенденции развития производства биоэтанола. Так же в работе рассмотрены стратегические перспективы развития производства топливного этанола в России и пути решения существующих проблем, связанных с биоэтанольной промышленностью.

A LINEA

117-122 25
Аннотация
В статье рассмотрены стратегические возможности для создания и развития биоэтанольной отрасли в России. Продемонстрирован на примере Бразилии положительный эффект, который оказывает развитие биоэтанольной промышленности на экономику страны. Проведен сравнительный анализ структуры себестоимости биоэтанола и бензина АИ-92, при смешивании которых в определенной пропорции получается безопасное для двигателей топливо. Выявлены основные возможности, угрозы развития отрасли, а также наиболее перспективные регионы для ее локализации. Данная статья будет интересна специалистам в области стратегии, биоэнергетики и промышленной политики.
123-131 19
Аннотация
В статье выявлены стратегические конкурентные преимущества, формирующие инвестиционную привлекательность Дальневосточного федерального округа. Выявлены основные факторы, влияющие на инвестиционную деятельность в Дальневосточном федеральном округе. Рассмотрены основные отраслевые приоритеты инвестиционной деятельности в Дальневосточном федеральном округе.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)