Документооборот и коммуникации между организациями, их структурными подразделениями и сотрудниками все больше производится на основе инфокоммуникационных технологий и безбумажных цифровых подходов. В данной статье приведена обзор существующих информационных систем, основных направлений деятельности научно-образовательных организаций, способов взаимодействия с государственными и коммерческими предприятиями. Приведен анализ общих видов административно-хозяйственной, финансовой деятельности, а также специализированных для академических институтов – научной, образовательной, издательской деятельности. Рассмотрен ряд отечественных работ, посвященных автоматизации процессов и внедрению информационных систем в научно-образовательных организациях, а также существующие зарубежные технологии автоматизации учебного процесса. Большинство существующих российских и зарубежных систем включаются в себя модули, обеспечивающие электронный документооборот и коммуникации. Несмотря на существующие нормативы, научно-образовательные организации довольно сложно унифицировать, вследствие их специализации и исторически сложившихся традиций. Вследствие многогранности деятельности научно-образовательных организаций для наиболее востребованных процессов создавались отдельные иногда проприетарные программные модули, что привело к проблеме интеграции модулей, разработанных в разное время для различных служб, накапливающих базы данных с дублирующейся информацией. Приведены сведения по разрабатываемым в СПИИРАН корпоративным информационным системам, отличающихся применением биометрических бесконтактных средств взаимодействия с пользователями и персонифицированными сценариями обслуживания.
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
В статье отмечается, что политическое использование прошлого характерно при конструировании всех типов коллективной идентичности. Однако особое значение прошлое и память о нем имеют для «воображения наций». Действительно, исторические нарративы национального единства призваны выполнять интегративную функцию, позволяя членам нации осмыслять себя как принадлежащих к «коллективному Я» и нивелировать неизбежно существующие различия. При этом особую роль в формировании национальной идентичности играют политические элиты, потому что они обладают доступом к наиболее влиятельным формам публичного дискурса масс-медиа, политики, науки, образования и государственной бюрократии. А это значит, что они обладают «доступом к сознанию» масс.
В статье проводится анализ системы транснациональных отношений как результата взаимодействия акторов, обладающих различной степенью суверенности и автономности, исследуется проблема нормативного регулирования транснациональных отношений, проводится анализ влияния транснациональной среды мировой политики на формирование транснационального процессуального права как составляющей международного процессуального права, определяются принципы, лежащие в основе разрешения транснациональных конфликтов, проводится анализ современных способов и форм разрешения транснациональных споров.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется существенным влиянием на него цифровизации. Как новый тренд мирового общественного развития, который пришел на смену информатизации и компьютеризации, он характеризуется следующим — основан на цифровом представлении информации, которое в масштабах экономической и социальной жизни как отдельной страны, так и всего мира приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни. Всестороннее раскрытие особенностей цифровизации как современного тренда мирового развития включает раскрытие сущности цифровизации, особенностей цифрового представления информации, предпосылок и возможных положительных последствий цифровизации для России, соотношения понятий цифровизация и цифровая экономика, вызовов, угроз, возможных отрицательных последствий и рисков цифровизации для России, методов измерения степени охвата цифровизацией отдельной страны, а также включает описание современного состояния и задач цифровизации российской экономики.
В статье затронута проблема управления таможенными и логистическими рисками в международных цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Проанализированы существующие теоретические основы в области управления цепями поставок и действующее таможенное законодательство ЕАЭС и законодательство РФ в области защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами. Представлена зависимость возникновения логистических рисков от наличия таможенных. Отмечены имеющиеся нерешенные вопросы, предложены направления развития.
На современном этапе наблюдается дальнейшее развитие страхового рынка, которое связано с происходящими на нем интеграционными процессами, воздействующими на участников страховой деятельности. Изменения, наблюдающиеся в различных сегментах экономики, приводят к увеличению разнообразных рисков и повышают потребность в страховых услугах. В России одной из проблем выступает небольшой набор предлагаемых страховых услуг, что сказывается на развитии страхового рынка. Цель статьи заключается в оценке современного состояния рынка страховых услуг в России и выявлении проблем, возникающих при его функционировании. Методология исследования состоит в обобщении и сопоставлении данных, характеризующих различные составляющие рынка страховых услуг. Авторами выделяются тенденции, сложившиеся на рынке страхования в России, дается оценка сложившейся ситуации по различным критериям, выявляются факторы развития страхового бизнеса, а также проблемные аспекты страховой отрасли. Проведенное исследование показало наличие высокой зависимости страхования в России от сложившегося политического и экономического уклада, что обусловило доминирование спроса на определенные страховые продукты. Развитие современного рынка страхования связано с необходимостью осуществления государственной поддержки, заключающейся в создании условий для адекватного функционирования страхового рынка. Авторами обосновывается необходимость разработки страховой идеологии и доведения ее сущности до населения.
В статье рассматривается необходимость комплексной оценки качества корпоративного управления в российских компаниях с государственным участием. Рассмотрена роль корпоративного управления в реализации программ долгосрочного и инновационного развития в российских компаниях с государственным участием. Приведены рекомендации по совершенствованию корпоративного управления в указанных компаниях.
В статье анализируется проблематика взаимоотношений органов государственного и муниципального управления с общественными некоммерческими организациями (НКО). Представлены теоретические и практические исследования, характеризующие специфику НКО как субъекта общественных отношений, характер управления их функционированием и развитием. Статья нацелена на комплексное представление характера взаимодействия государства и некоммерческих общественных организаций путем раскрытия потенциала и моделей партнерских отношений государства и НКО; выявление имеющихся в рамках данных отношений проблем в современной России и определение путей их решения. Исследование проведено с использованием методов правового, организационно-функционального и проблемного анализа на основе комплексного и системного подходов. Проведена классификация НКО и обоснована необходимость учета данной классификации при выборе оптимальных механизмов сотрудничества власти с ними. Дана характеристика основных направлений государственного регулирования общественного некоммерческого сектора и обеспечения партнерских отношений власти и НКО. Представлены основные модели взаимодействия власти и НКО в рамках прямого государственного регулирования и на основе партнерских отношений. Обоснована приоритетность реализации взаимодействия власти и НКО на региональном и муниципальном уровнях. Определена особая значимость для государства и общества социально ориентированных НКО. Выделены и охарактеризованы проблемы реализации потенциала «третьего сектора» во взаимоотношениях власти и НКО. Обозначены для решения данных проблем меры правового и организационного характера в рамках социальной политики. По результатам исследования утверждается большой потенциал взаимодействия власти и НКО и необходимость системного и комплексного подходов в его реализации.
Усложнение конкурентной ситуации вынуждает современные компании уделять повышенное внимание организации управления. В наибольшей степени это относится к компаниям, которые ведут хозяйственную деятельность в трансграничном режиме, например компаниям нефтегазового сектора. Одним из способов повышения эффективности менеджмента является развитие такого ее элемента, как подсистема внутреннего контроля. Цель исследования состоит в анализе условий и предпосылок организации внутреннего контроля в компании, а также выработка рекомендаций по его осуществлению. Задачами исследования явились: оценка значимости внутреннего контроля для эффективного менеджмента компаний; выявление условий и ограничений развития систем внутреннего контроля российских компаний; анализ преимуществ использования системы внутреннего контроля в компании; обоснование рекомендаций по развитию системы внутреннего контроля. В результате проведенного исследования выявлено, что на формирование систем внутреннего контроля современных российских компаний влияют как факторы национального, так и международного свойства. При этом усложнение политико-экономической ситуации в мире и обострение санкционного и информационного противоборства между странами мира приводит к необходимости учета в организации систем менеджмента в целом и подсистем внутреннего контроля в частности международных требований. В статье представлены рекомендации по развитию систем внутреннего контроля российских организаций на основе Концепции COSO. Практическое использование результатов проведенного исследования возможно в системах менеджмента российских компаний, в том числе относящихся к нефтегазовому сектору.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Документооборот и коммуникации между организациями, их структурными подразделениями и сотрудниками все больше производятся на основе инфокоммуникационных технологий и безбумажных цифровых подходов. В данной статье приведены обзор существующих информационных систем, основных направлений деятельности научно-образовательных организаций, способов взаимодействия с государственными и коммерческими предприятиями. Приведен анализ общих видов административно-хозяйственной, финансовой деятельности, а также специализированных для академических институтов — научной, образовательной, издательской деятельности. Рассмотрен ряд отечественных работ, посвященных автоматизации процессов и внедрению информационных систем в научно-образовательных организациях, а также существующие зарубежные технологии автоматизации учебного процесса. Большинство существующих российских и зарубежных систем включают в себя модули, обеспечивающие электронный документооборот и коммуникации. Несмотря на существующие нормативы, научно-образовательные организации довольно сложно унифицировать, вследствие их специализации и исторически сложившихся традиций. Вследствие многогранности деятельности научно-образовательных организаций для наиболее востребованных процессов создавались отдельные иногда проприетарные программные модули, что привело к проблеме интеграции модулей, разработанных в разное время для различных служб, накапливающих базы данных с дублирующейся информацией. Приведены сведения по разрабатываемым в СПИИРАН корпоративным информационным системам, отличающихся применением биометрических бесконтактных средств взаимодействия с пользователями и персонифицированными сценариями обслуживания.
Давно замечено, что нас формирует власть, проникая во все сферы жизни. Однако, вглядываясь в кольца истории, замечаешь, что политико-правовые институты выстраивались не спонтанно-абстрактным образом, дизайн их был предопределен укорененными в социальную ткань религиозными максимами. Соответственно, власть — лишь тактический механизм социальной нормализации, ее стратегическим механизмом выступает религия, как система высших — духовно-нравственных императивов, значений и смыслов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, тем самым, оказывая на него управленческое воздействие. Очевидно, существование и развитие России в обозримом будущем будет связано с поиском правящей и интеллектуальной элитой таких форм нормализации в политико-правовой, социальной и культурной сферах жизни, которые бы не только не противоречили социальной справедливости — основному идеалу традиционных религиозных конфессий — православию, исламу, иудаизму, буддизму, в сфере управления, воплощенный в евангелистском императиве: «Если кто из вас хочет стать главным, пусть будет всем слугой» (Евангелие от Марка, 10:43), но и обеспечивали, посредством разделения властей, верховенства закона, политической конкуренции, его достижение.
Анализируя основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, авторы приходят к выводу об их незначительных изменениях за период 2000–2017 гг. Для решения проблем малоимущих слоев населения России предлагаются конкретные меры, включающие в себя переоценку потребительской корзины, наложение ограничений на уровни дохода и др.
Целью статьи является анализ результатов деятельности органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны окружающей среды. Методы. Проанализированы отчеты о состоянии и об охране окружающей среды в Свердловской области с 2003 по 2016 гг. с использованием системного подхода. Результаты. Выявлено, что динамика снижения загрязнения окружающей среды возрастает, по обращению с отходами положительная динамика отсутствует. При этом из-за недостаточного количества затрат и неполноценного использования инструментов уровень экологической напряженности в области остается высоким. Научная новизна. Дана оценка различных направлений экологической политики Свердловской области: определена степень эффективности существующих инструментов, разработаны рекомендации по внедрению новых.
A LINEA
Автор статьи предпринимает попытку определить с политологических позиций роль идеологического компонента в разворачивающейся научной дискуссии в рамках концептуализации сильного государства. Используя методы дискурс-анализа и сравнительного подхода, он обосновывает выводы о том, что масштабный плюрализм трактовок сильного государства как общественного феномена в рамках общественно-политического дискурса обусловлен, в первую очередь, идейными позициями авторов. Во-вторых, идеологические разночтения аргументации в пользу сильного государства таят в себе опасность уклона дискуссии о сильном государстве в политико-манипуляционную сторону в пользу существующего социально-политического статус-кво; наконец, в-третьих, концентрация экспертно-научного сообщества и общественности на идеологических разногласиях по поводу сильного государства тормозит объективный научный анализ оснований и эффективности современного сильного государства в современных условиях.
В статье рассматривается роль корпоративного управления в реализации программ долгосрочного и инновационного развития в российских компаниях с государственным участием. Разработаны практические рекомендации по повышению эффективности деятельности этих компаний. Проведен анализ разработки и внедрения долгосрочных программ развития в российских компаниях с государственным участием. Проведен комплексный анализ программ инновационного развития крупнейших российских компаний с государственным участием.
В статье обосновывается необходимость объединения усилий политических институтов и гражданского общества в выработке единого подхода к реализации патриотического воспитания в образовательных организациях. Автор раскрывает основные аспекты формирования патриотизма у подрастающего поколения США и КНР, анализирует роль «учителя» в данном процессе, а также раскрывает мероприятия, которые осуществляют государства в этом направлении. Формирование патриотизма в зарубежных странах осуществляется согласно развитию исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей, воплощенных в девизах: в США — «Novus Ordo Seclorum» («Новый мировой порядок»), в Китае — «Служи народу!».
Актуальность политического участия молодежи, связанная с применением новых информационно-коммуникационных технологий, в последнее время неуклонно возрастает. В статье рассмотрены две противоположные концепции научного дискурса политического участия молодежи, а также предпринята попытка раскрыть основные факторы активизации участия молодежи в политическом процессе.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Отношения России и Белоруссии следует рассматривать как самостоятельное значимое явление в масштабах Европы и постсоветского пространства. Существует масштабное сходство внешнеполитических подходов двух государств. Вместе с тем четкое следование принципам международного суверенитета предполагает определенные нюансы во внешнеполитических курсах двух стран. Все эти вопросы следует рассматривать в контексте процессов экономической, а значит, и политической интеграции в Европе.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)