Preview

Управленческое консультирование

Расширенный поиск
№ 7 (2015)

СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: СТАВКА НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

6-11 37
Аннотация
В статье рассматривается процесс прогнозирования и мониторинга внутренней и внешней среды объекта стратегии, возможности, угрозы, сильные и слабые стороны.
12-24 29
Аннотация
В статье дается общее представление о новых инструментах для количественной оценки последствий некоторых управленческих решений, оказывающих влияние на социально-экономические показатели рассматриваемой территории (муниципального образования, субъекта РФ или всей страны).
25-34 25
Аннотация
Региональная политика в России постоянно эволюционирует. В 2014 г. и в первом квартале 2015 г. Президентом и правительством была практически полностью реконструирована система управления региональным развитием. Система территориальных министерств (по делам Крыма, по делам Северного Кавказа, по развитию Дальнего Востока) - новое слово в региональном направлении. Вместе с тем эта идея имеет очевидные исторические аналогии. Казанский и Сибирские приказы были ориентированы на решение практически тех же задач и имели достойный опыт их реализации. Концепция «территорий особого развития» является теоретико-методологической базой новой концепции регионального развития. Эффективная региональная политика в 2015 г. является условием адекватного ответа на внутренние и внешние вызовы, стоящие перед Россией.
35-44 39
Аннотация
Важнейшими условиями обеспечения национальной безопасности России, зафиксированными в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших преобразований для реализации конституционных прав и свобод граждан России, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. В связи с принятием в 2014 г. закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» 1 появилось основание для разработки нового документа стратегического планирования федерального уровня - «Стратегии пространственного развития Российской Федерации», определяющей приоритеты, цели и задачи регионального развития и направленной на поддержание устойчивости системы расселения на территории страны. Закон позволит преодолеть имевшуюся разобщенность стратегического, территориального, экологического и отраслевого планирования, транспортного, энергетического и производственного строительства, приводившую к неэффективной, пространственной организации страны - прежде всего за счет повышения комплексности разработки документов стратегического и территориального планирования, усиления роли государства в этом процессе. Данный закон является инновацией в сфере государственного управления, с его принятием появляется новый формат решений по управлению региональным развитием, который раньше просто не существовал. Исследование базовых территориальных характеристик для целей устойчивого развития России требует по-новому взглянуть на понятие «федеральный округ» и рассмотреть его в качестве макрорегиона РФ со своими принципами планирования и управления развитием. В связи с принятием Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ появилось законодательное основание для разработки принципиально нового документа стратегического планирования федерального уровня - «Стратегии социально-экономического развития макрорегионов», который приобретает ключевое значение комплексного, взаимоувязанного документа - выполняет роль «регулятора» на конкретных территориях федеральных пространственных целей, интересов и ограничений, отраслевых интересов, интересов регионов, госкорпораций и госкомпаний. Исходя из вышеизложенного, предлагается присвоить федеральным округам статус макрорегионов и привести в правовую плоскость уже разработанные для них стратегии, что требует серьезных научных обоснований. Выработка механизма планирования и управления ими потребует решения еще одного принципиального вопроса - о территориальном планировании федерального округа, как важнейшей части стратегии его развития. Комплекс научных исследований, посвященных территориальному планированию федерального округа, предлагается выполнить на примере Северо-Западного региона, который во многом представляет собой репрезентативную модель России, поэтому может быть предложен в качестве объекта исследования.
45-56 35
Аннотация
Научная новизна авторского подхода состоит в том, что форсайт рассматривается как технология разработки и контроля реализации важнейших документов стратегического планирования городского развития. Теоретической основой методологии форсайта определяются концепции креативного города и смарт-сити, позволяющие охарактеризовать городское пространство с точки зрения потенциала постиндустриального развития. Разработаны предложения по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования Санкт-Петербурга, в том числе - рекомендация по расширению совета экспертов через включение в него ряда групп представителей креативного и смарт-измерений городской среды.
57-64 43
Аннотация
Российская Федерация отличается значительным разнообразием региональных условий, что порождает дифференциацию территорий по показателям социально-экономического развития. Эти различия требуют учета в стратегиях развития субъектов Федерации и муниципальных образований. В то же время все эти стратегии должны быть направлены на достижение общего ориентира - повышение качества и уровня жизни населения. Сравнительный анализ разработанных и принятых на уровне территорий стратегических документов показал, что этот ориентир не всегда четко обозначен в качестве приоритетного. Это задает направление дальнейшего развития теории и практики стратегического управления территориальным развитием в стране.
65-75 30
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы применения инструментов экономики качества - стандартизации, метрологии, управления качеством - для повышения устойчивости развития территорий. Рассматривается работа международного Технического комитета ИСО/ТК 268 и национального ТК 115. Как пример рассматривается проект международного стандарта ISO 37101. Рассмотрены распространение методов менеджмента качества в мире, в нашей стране и их применение для повышения устойчивости развития территорий. Кратко раскрываются цели и задачи новой кафедры ЮНЕСКО «Устойчивое развитие территорий и обеспечение качества жизни людей», создаваемой при Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
77-89 20
Аннотация
В статье анализируются точки зрения о существовании в административном центре муниципального района двух исполнительно-распорядительных органов, образованных в ходе реформы местного самоуправления. Приводятся распространенные аргументы критики деятельности отдельных администраций городского поселения и муниципального района в административном центре района. Рассматривается гипотеза о целесообразности и актуальности образования единой администрации в моноцентричных районах. Выдвигается тезис о решающей роли сложившейся структуры локальных политических элит в решении вопроса о переходе к модели единой районно-городской администрации или в сохранении двух самостоятельных исполнительно-распорядительных органов.
90-102 95
Аннотация
Проектные коммуникации и качество сотрудничества критически важны для успеха проекта. Поэтому территориальное развитие сегодня не может обойтись без нового поколения проектов, которые воплощают реальные потребности всех граждан проживающих постоянно и посетителей. Выдающихся профессиональных навыков и интуиции может быть недостаточно, чтобы обеспечить эффективность проекта, если он не сопровождается соответствующими уровнями межличностного взаимодействия в проектных группах. Очевидно, что глобальные платформы и социальные сети, такие как Facebook, LinkedIn и других, и масса местных блогов и web-сообществ являются важным источником для следующего поколения менеджеров. Как эти новые технологии будут оказывать влияние на организации, однако, не совсем понятно. Поэтому они представляют собой важное поле для исследований информационных систем. В работе представлен обзор вторжения социальных сетей в сферу управления проектами. Мы исследовали некоторые основные вопросы, такие как возможности, опасности и пределы (например, юридические или этические) использования социальных сетевых услуг и технологий в области управления проектами. Кроме того, мы проанализировали существовавшие подходы, которые могут послужить в качестве начальной точки для успешного и эффективного осуществления таких услуг. Наши результаты показывают, что проведенный анализ социальных сетей может служить в качестве инструмента совершенствования управления проектами развития территории для сокращения времени разработки конечного продукта и расходов на его реализацию.
103-115 22
Аннотация
В статье «Петербургский международный экономический форум как результат институционального развития» рассматриваются условия необходимости создания международного института и его постепенное изменение от регионального до глобального уровня. Результаты проведения форумов сведены в таблицу.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1726-1139 (Print)
ISSN 1816-8590 (Online)