КОЛОНКА РЕДАКТОРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
В настоящее время в условиях, когда возможности прежней модели мирового экономического развития исчерпаны, хорошие экономические перспективы будут лишь у стран, выстраивающих альтернативные модели глобального сотрудничества. Именно здесь прослеживается новая роль России и Китая. В данной статье рассматриваются опыт и перспективы сотрудничества Пекина и стран Прибалтики, в том числе в рамках известного проекта «Один пояс — один путь».
ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Анализ проблемного поля представляет собой серьезную проблему с методологической и методической точки зрения. Особую сложность решение этой проблемы приобретает в тех случаях, когда исследуемый объект отличается высоким уровнем структурного и процессного разнообразия, носит динамический характер, т. е. постоянно эволюционирует, а также существует в множестве вариантов при наличии закрепленного в международных актах и законодательстве большинства государств инварианта. Конец прошлого столетия стал периодом переосмысления многих понятий, определяющих сложные процессы политического и социального взаимодействия различных уровней и элементов системы власти и управления в нашей стране. Принятие Конституции РФ в 1993 г. выдвинуло фундаментальные проблемы, которые требовали решения для продвижения страны по пути демократизации, строительства рыночной экономики и формирования эффективной управляющей системы. Статья 12 первой главы закрепила автономию местного самоуправления как института, гарантировала его защиту от избыточного государственного воздействия. Это положение отражает общемировую тенденцию закрепления права на местное самоуправление в демократических государствах. Однако Европейская хартия местного самоуправления включает положение о самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения только в рамках государственного законодательства, т. е. закрепляет его подзаконный характер. Последнее положение автоматически делает местное самоуправление частью единой системы публичной власти и публичного управления, что нашло отражение во внесении соответствующей поправки в гл. 8 Конституции РФ «Местное самоуправление» в 2020 г. Это повышает актуальность проблемы определения собственных полномочий органов местной власти, разделение между ними и органами государственной власти функций по достижению фундаментальной цели современного государства — обеспечения оптимального единообразного качества жизни на всей территории. Целью статьи является характеристика проблемного поля, в котором понятия «публичная власть» и «публичное управление» определяются и анализируются в контексте рассмотрения местного самоуправления как ключевого автора обеих систем. Задачами проводимого исследования являются определение границ данного проблемного поля, его структуры, а также различие подходов к данной проблематике в работах российских и зарубежных авторов, включая ученых стран Центральной Азии.
Целью настоящей статьи является устранение методологических разночтений в определении проблемы «гибридного» применения силы и возможности использования данного конструкта при вмешательстве во внутренние дела государств. В любой конфликтной ситуации поведение государств при движении к своим национальным целям может быть объяснено через то, как они комбинированно и синхронизированно (как часто определяется в настоящее время — «гибридно» применяют доступные им средства понуждения и принуждения). В общем случае концептуально «гибридную войну» можно описать как «синхронизированное использование множественных инструментов национальной мощи, специально подбираемых для получения взаимоусиливающих эффектов в отношении конкретных уязвимостей во всем спектре общественных процессов. Состояние современной среды безопасности привело к увеличению количества сфер столкновения интересов авторов, сложности и динамичности конфликтов, непредсказуемости их исходов. Формирование практики присвоения международной ответственности и развитие обеспечивающих ее международных институтов происходило постепенно и, в конечном итоге, привело к такому развитию международной среды безопасности, которое сделало обращение к «гибридности» для продвижения национальных интересов в процессе политической конкуренции за власть социальных групп или отдельных лиц с несовпадающими интересами неизбежным. Проблема терминологии является одним из основных препятствий для четкого осмысления действия конструкта «гибридности» в политической конкуренции. Активное использование пропагандой определения «гибридный» в сочетании с терминами «война», «угрозы», «боевые действия в серой зоне», «операции», «тактика», «соревнование, не переходящее в состояние войны» привело к значительной запутанности в современном политическом дискурсе, поскольку данные термины практически никогда не увязаны с определением органами государственной власти желаемого для них состояния международных отношений. А если речь идет об исходе столкновения интересов авторов в соревновании или конфликте, то такое желаемое состояние «исторически» определяется термином «победа». Таким образом, определение содержания состояния «победа» является необходимой отправной точкой для начала анализа возможностей обращения к каждому из инструментов национальной мощи в «гибридном» противостоянии.
В статье исследуется соответствие теоретических концепций электронного правительства практическим результатам взаимодействия органов власти с гражданами при оптимизации управленческих процессов в муниципалитеты города федерального значения. Эмпирическая часть исследования построена на исследовании уровня электронного взаимодействия граждан и органов власти муниципальных образований по данным официального портала «Наш Санкт-Петербург» по авторским показателям и анализу данных. По выборке данных за 2015–2017 гг. авторы раскрывают ключевые фавторы активности граждан, основные причины их обращений, выделяют проблемы и оценивают эффективность управленческой работы с электронными обращениями населения.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Пандемия COVID-19 прервала многие развивавшиеся до нее тренды и вновь актуализировала вопрос модернизации российской экономики, перезапуска механизмов экономического роста и устойчивого социально-экономического развития. Ключевое место в решении этих вопросов отводится повышению инвестиционной активности бизнеса. Инвестиционный климат является одной из ключевых характеристик, свидетельствующих о свободе предпринимательской деятельности, простоте открытия и ведения бизнеса, качестве регулирующих процедур в экономике, эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, предоставления равных возможностей для развития частного сектора. Благоприятный инвестиционный климат раскрывает потенциал развития частных компаний. В статье рассматривается система государственных процедур в сфере улучшения национального инвестиционного климата, дается краткая характеристика основного инструментария и проектов по улучшению инвестиционного климата, проводится анализ изменения основных целевых показателей инвестиционной привлекательности РФ.
В настоящее время в условиях бушующей по всему миру пандемии коронавируса крайне важно обеспечить ее успешное преодоление, безболезненный выход и скорейшее восстановление темпов экономического роста. Значимое место в решении этих проблем принадлежит налоговой политике.
Цель обзора: определить, обобщить и интерпретировать информацию о характере, степени системности, глубине, качестве, дискуссионности, имеющихся тенденциях и трендах, синергии исследований налоговой политики в условиях коронакризиса в ведущих экономических журналах для выявления проблемных и недостаточно изученных значимых для налоговой науки и практики областей знаний, требующих скорейшего решения и развитие которых является наиболее востребованным в современных исторических условиях. От научного сообщества в любой научной отрасли, в том числе налоговой, требуется грамотно и научно обоснованно построить единую взаимосвязанную систему динамично и эффективно развивающихся знаний, а не просто производить набор интересных, но разрозненных идей. Решению этого вопроса призваны помогать научные обзоры публикаций.
Методами исследования являются стратегия идентификации ключевых слов и поисковых терминов из сферы налогообложения и пандемии, скрининг источников и их первичная фильтрация, контент-анализ выбранных статей, критическое осмысление групп статей.
В результате выявлено, что палитра налоговых проблем в условиях COVID-19, исследуемых в публикациях ведущих экономических журналов, является достаточно широкой, но она идет за практикой, а не впереди ее. Востребовано дополнение новыми аспектами теории налогообложения; детальное изучение исторического ракурса налогообложения в условиях различных пандемий; разработка моделей различных прогнозных сценариев альтернативных вариантов налогообложения в форс-мажорных условиях; четкая интерпретация применительно к пандемическим реалиям насущных проблем налоговой повестки современного исторического момента, написание новых обзоров по мере появления публикаций по налоговой тематике в период СOVID-19 и на выходе из медико-экономического кризиса.
В статье рассматривается эволюция пруденциального подхода к регулированию банковской деятельности, исследуется практический вклад Базельского комитета по банковскому надзору в разработку и внедрение унифицированных на международном уровне практик и процедур стресс-тестирования и надзора. Авторы разделяют точку зрения о том, что существующие методики и практики стресс-тестирования по-прежнему нуждаются в улучшениях и методических доработках, поскольку регулярно допускают практическую реализацию неблагоприятных сценариев, приводящих к финансовым потрясениям и глобальным кризисам. В качестве существенного недостатка многих активно используемых моделей стресс-тестирования отмечается то, что они часто ориентированы на сложные, высоко забюрократизированные процедуры составления и анализа финансовой отчетности, основной целью которых является оценка вероятностей и размеров убытков и выявление сценариев развития ситуации для каждого конкретного банка, а не рисков для финансовой системы в целом. Авторы приходят к выводу о целесообразности приоритетного использования в кризисных и посткризисных условиях альтернативных моделей стресс-тестирования, прогнозы в рамках которых основываются на фактических значениях показателей финансового рынка, макроэкономических переменных, иных открытых данных. Особое внимание уделяется стилизованной модели CLASS, основанной на простых эконометрических моделях, а также модели стресс-тестирования текущей рыночной стоимости V-lab. По итогам исследования авторы приходят к ряду выводов о том, что в процедурах, методиках, алгоритмах макропруденциального стресс-тестирования, используемых в России, должна усиливаться роль макроэкономической составляющей, расширяться степень вовлеченности и сфера ответственности за его результаты ключевых институциональных единиц системы государственного управления, а само макропруденциальное стресс-тестирование не должно сводиться в повседневной практике лишь к надзорному стресс-тестированию.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Представлены результаты обзора предметного поля по исследованиям цифровой трансформации экономических и социальных систем (часть II). Во второй части выполнен обзор и обоснованы основные теоретические средства, которые могут стать основой для разработки «деятельностной парадигмы» исследований.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска факторов, повышающих устойчивость молодежных объединений, в том числе студенческих. Только устойчивые молодежные объединения могут осуществлять эффективную социализацию молодежи, готовя из молодых людей активных акторов гражданского общества. Исследование является кабинетным и выполнено в качественном дизайне. Объект: вневузовские массовые студенческие общественные объединения, созданные в 60-е гг. ХХ в. в нашей стране: студенческие строительные отряды (ССО) и студенческие дружины охраны природы (ДОП). Предмет: институциональная изоморфность вневузовских студенческих общественных объединений.
Цель: оценка влияния на устойчивость студенческих общественных объединений характера и степени их изоморфности.
Результаты исследования: показано, что главным фактором устойчивости студенческих общественных объединений выступает уровень их соответствия институциональным требованиям, что ведет к принудительному изоморфизму, вызванному монополизмом источников поддержки деятельности этих объединений. В нашей стране таким монополистом выступает государство. Учет институциональных факторов, в частности, требований систем и институтов более высокого уровня, дает студенческим объединениям ресурсы, необходимые для продолжения деятельности. Внутриорганизационные факторы (уровень общественной значимости, харизма лидеров, массовость и другие) выступают менее значимыми для обеспечения их устойчивости.
Статья посвящена рассмотрению феномена инфантилизации современной молодежи, привлекающей все больше внимания исследователей. Противопоставляются взгляд на инфантилизм как своеобразную болезнь молодежи, порожденную изменением социокультурной реальности и цифровизацией, трактовке инфантилизма как искусственно выведенной категории (медийного продукта). Приводятся данные пилотажного исследования «образа взрослого» в представлении молодых людей в период ранней взрослости. Выдвинуто предположение о том, что в современных реалиях «образ взрослого» находится на стадии критического переосмысления. В силу этого преодолеть идентификационный разрыв между собственным образом «Я» и эталонным образом «взрослого» молодым людям становится труднее.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
Теоретические исследования практической политической жизни, проведенные М. Я. Острогорским, позволяют называть его одним из основателей отечественной политической науки и партологии. Его учение явилось первой систематизированной теорией возникновения, функционирования и развития политических партий, закономерностей их эволюции и технологии деятельности. Он охарактеризовал тенденцию к становлению олигархического руководства политических партий и несостоятельность моральных регуляторов политических процессов, протекающих в обществе.
A LINEA
В статье предпринимается попытка комплексного рассмотрения механизмов управления границами. Данный вопрос анализируется автором с позиции различных научно-исследовательских подходов для всестороннего изучения организационной и функциональной природы этого явления. Приводятся причины трансформации процессов управления границами в современном мире, а также некоторые существенные угрозы и вызовы коллективной безопасности в условиях глобальной экономики. Автор фокусируется на североамериканском управленческом опыте, поскольку страны Северной Америки на сегодняшний день демонстрируют самую высокую продуктивность и инновационность в сфере управления границами и обеспечения безопасности товарооборота. В качестве основного вывода статьи можно привести тезис, согласно которому необходимое условие эффективного управления границами в современном мире — межгосударственное сотрудничество и интернациональная кооперация административных институтов и коммерческих организаций.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
В статье повествуется о пути в науку одного из выдающихся ученых-историков современной России, научные труды и исследования которого получили широкую известность и признание не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
ГОДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)