ПОЛИТИКА И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
Целью исследования является оценка состояния и тенденций взаимодействия граждан с контрольно-надзорными органами в условиях реформирования осуществляемой ими контрольно-надзорной деятельности.
В качестве основного метода исследования использован репрезентативный социологический опрос граждан, проведенный в 35 российских регионах в марте 2020 г. В рамках опроса получены оценки гражданами их личного опыта столкновения с 10 основными видами рисков причинения вреда (в сфере личной безопасности, безопасности продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, противопожарной и технической безопасности зданий и сооружений, экологической безопасности, рисков в сфере медицинских услуг и лекарств, транспортной безопасности, рисков в сфере финансовых услуг и связанных с несанкционированным использованием персональных данных).
Результаты исследования показывают, что 49,5% респондентов за последние 2 года сталкивались с необходимостью защиты от исследуемых рисков, из них 44,9% опрошенных обращались за помощью в защите от этих рисков в контрольно-надзорные органы государства. Полностью решить проблему (предотвратить угрозы либо обеспечить устранение нарушений и возмещение вреда) удалось 44,2% опрошенных.
Сопоставление полученных результатов с итогами предыдущих исследований показывает, что реформирование контрольно-надзорной деятельности государства пока не оказало значимого влияния на повышение качества взаимодействия граждан с контрольно-надзорными органами. Для повышения качества такого взаимодействия необходима реализация специальных мер по развитию механизмов «обратной связи» при планировании контрольно-надзорных мероприятий, введению контроля не только за своевременностью рассмотрения обращений граждан, но и за содержательным характером ответов на такие обращения, росту оперативности рассмотрения обращений граждан и более активному участию контрольно-надзорных органов в обеспечении возмещения причиненного вреда. Расширение использования взаимодействия граждан и органов государственного контроля с использованием цифровых технологий также позволит повысить качество взаимодействия и, как следствие, будет способствовать росту доверия граждан контрольно-надзорным органам.
ВЛАСТЬ И ЭКОНОМИКА
Кредитование является одним из факторов развития малого и среднего бизнеса. В последние годы российское государство предпринимает серьезные усилия по повышению доступности заемных средств для бизнеса и использует рынок кредитования как инструмент ускорения экономического роста. В работе показано, что этот же механизм работает как один из самых оперативных и действенных в рамках реализации антикризисной политики, что можно наблюдать в том числе в период пандемии 2020 г.
Цель исследования — выявить особенности и проблемы современного этапа развития рынка кредитования малого и среднего предпринимательства в России. В статье рассматриваются два уровня финансовой поддержки малого и среднего бизнеса: федеральный и региональный. Сегодня они представлены разными институтами, которые дополняют друг друга. Однако несмотря на масштабные государственные программы стимулирования кредитования, доля субъектов малого и среднего предпринимательства, пользующихся заемными средствами, остается низкой и недостаточной для активного развития этого сектора экономики.
В исследовании использовались экспертный и статистический анализ, информационной базой для исследования стала статистика Банка России, Федеральной налоговой службы, законодательство в сфере предпринимательства, данные органов исполнительной власти, аналитические отчеты Банка России, Счетной палаты России, рейтингового агентства Эксперт РА.
Статья посвящена рассмотрению двух направлений государственной экономической политики — поддержанию экономической стабильности и обеспечению экономического роста. Пандемия коронавируса разделила мир на «до и после». В предшествующий период финансовая политика в России была построена на принципе макроэкономической стабильности. Казалось бы, имеющаяся в течение нескольких лет макроэкономическая стабильность создавала основу экономического роста в стране, но реализовать потенциал роста экономики России не удавалось. Экономическая стабильность — это важный критерий экономики. Только экономическая стабильность может быть разной.
Экономическая стабильность российской экономики в предшествующий период — это экономическая стабильность застоя, ибо краеугольным камнем политики экономической стабилизации являлось поддержание низкого уровня инфляции за счет искусственного торможения спроса. И вот эта экономическая стабильность застоя была опрокинута эпидемией коронавируса вследствие сокращения бюджетных доходов и увеличения бюджетных расходов, следствием чего является угроза роста инфляции.
Целью статьи является обоснование необходимости и возможности перехода к новой форме экономической стабильности — экономической стабильности роста.
ОБЩЕСТВО И РЕФОРМЫ
Растущее в мире экономическое, социальное и цифровое неравенство, турбулентность экономических и социальных процессов приводят к дезориентации образовательных организаций в приоритетах развития. Возникают угрозы стагнации и отставания в развитии образовательных организаций, неэффективного использования ресурсов. Активное развитие идей устойчивого развития и цифровая трансформация социально-экономических отношений побуждают образовательные организации пересматривать долгосрочные программы развития. Исследование направлено на решение актуальной проблемы неопределенности стратегического планирования развития образовательных организаций в условиях цифровой трансформации, социально-экономической нестабильности, вызовов XXI века и новых требований к специалисту. Анализ исследований показал, что в профессиональном сообществе активно обсуждаются образовательные экосистемы разных типов, основанных на отношениях между участниками и цифровых образовательных технологиях. Представленная в работе методология стратегического планирования развития образовательных экосистем рассматривается как комплекс научных методов: системного анализа, классификации, личностно ориентированного и экосистемного подходов. В контексте концепции непрерывного, устойчивого развития образовательную экосистему следует рассматривать, как сложное самоорганизующееся, саморегулирующееся и саморазвивающееся сообщество – группу людей, объединенную общими интересами, использующих общие ресурсы и систему связей для обучения и развития. На примере Северо-Западного института управления РАНХиГС показано, что применение экосистемного подхода для стратегического планирования развития позволяет получить наиболее полное и целостное представление об образовательной организации, ее окружении и роли в развитии общества. Методология стратегического планирования развития образовательных экосистем позволяет: создать лучшие модели развития образовательных организаций, чем общепринятые модели управления образовательным процессом; разработать «экосистемную» стратегию развития образовательной организации; избежать издержек и нецелевого расходования ресурсов в условиях цифровой трансформации и динамичного изменения социальных отношений.
Предлагается обоснование применимости индикаторов доверия государства к гражданскому обществу, т. е. веры государства в лояльность к нему общества и в способность поддерживать собственную легитимность. Первым индикатором выступает легализация криптовалюты, вторым — создание государственной криптовалюты.
Между степенью легализации криптовалюты и уровнем уверенности государства в лояльности к нему общества существует прямая связь. Создание же национальных государственных криптовалют является сигналом падения уверенности государства в собственной легитимности.
Новейшие технологии для смягчения последствий изменения климата — это улавливание и хранение углерода (CCS). Некоторые страны разрабатывают CCS-проекты, и в настоящее время они находятся на разных этапах развертывания. Несмотря на подписание международных соглашений по смягчению последствий изменения климата, Россия не обеспечивает развитие CCS-технологий и их внедрение. Учитывая долгосрочное развитие таких технологий, основной целью является повышение осведомленности общественности об улавливании, хранении и использовании углерода.
В настоящее время проблема формирования общественной осведомленности о CCSтехнологиях приобрела огромный импульс в Российской Федерации. Высокий уровень информированности и одобрения таких проектов будет стимулировать развертывание CCS-проектов в Российской Федерации.
Целью данной статьи является исследование уровня осведомленности российского общества относительно CCS-технологий, а также разработка многоуровневой комплексной системы мероприятий, обеспечивающих повышение такой осведомленности в ближайшее время.
Для достижения цели были использованы такие методы, как исследование вторичных и первичных источников информации по данной теме. Кроме анализа информации, представленной в научных изданиях по исследуемой тематике, были проведены как вторичные (контент-анализ материалов печатных СМИ, видеохостингов, социальных сетей), так и первичные исследования (опрос в личной форме, эксперимент).
В качестве важнейших результатов можно выделить полученную структуру популярности источников экологической информации среди студентов двух вузов Санкт-Петербурга. Кроме того, доказано, что в настоящее время в Российской Федерации недостаточно внимания уделяется популяризации технологий секвестрации углекислого газа, проведен анализ распространения информации о CCS-технологиях в социальных сетях, школьных учебниках, газетах, видеохостингах. Представлен контент-анализ существующих социальных групп и видеоматериалов в социальных сетях. Даны рекомендации по разработке системы мероприятий по повышению осведомленности российской общественности о CCS-технологиях. Предлагается многоуровневая система образовательно-просветительских мероприятий для накопления знаний о технологиях секвестрации СО2.
Цель. Исследование особенностей государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с целью рекомендаций по совершенствованию механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Результаты. На основе теоретической базы с применением общенаучных методов исследования раскрыта сущность государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) как особого вида отношений между публичным и частным секторами; рассмотрена практика применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства на примере объекта «Система централизованного водоснабжения «Ладожский водовод Всеволожского муниципального района Ленинградской области». Выявлены проблемы и предложены рекомендации по пяти основным направлениям, связанным с развитием механизмов ГЧП-проектов в области жилищно-коммунального хозяйства.
Выводы. Во-первых, ГЧП — это уникальный вид отношений между государством и бизнесом, позволяющий удовлетворить потребности как публичного субъекта, так и частного. Различия в составе обязательств и функций, а также прав (правомочий) субъектов соглашения формируют различные типы форм и механизмов (видов и схем), а также ряд моделей государственно-частного партнерства.
Во-вторых, популярность ГЧП в конкретной стране зависит от моделей взаимодействия государства с частными инвесторами и от жесткости законодательства.
В-третьих, на примере реальной Концессии были предложены пять универсальных рекомендаций (основ) развития механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства: организационная составляющая, финансовый инструмент, риски, выбор модели ГЧП и законодательная база.
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
Формирование документов стратегического планирования социально-экономического развития является важнейшей задачей органов управления регионов и муниципальных образований. Можно констатировать, что процессы стратегического планирования запущены по всей стране и процесс формирования данных документов идет активно и на региональном, и на муниципальном уровнях. Однако вопросы определения, изучения, учета мнения заинтересованных сторон при формировании целей и приоритетов социально-экономического развития административно-территориальных образований требуют методологической поддержки и рекомендаций по практической реализации. В настоящей статье сделана попытка раскрытия методологических подходов и решения вопросов практической реализации выявления интересов стейкхолдеров на примере конкретного муниципального образования.
Предложенный материал является примером определения и научного обоснования стратегических приоритетов муниципального образования на основе выявления интересов стейкхолдеров.
Изучение процессов формирования и определения стратегических приоритетов развития муниципального образования на основе выявления интересов всех заинтересованных сторон должно стать задачей дальнейших научных исследований.
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция-СохранениеУсловий») 4.0 Всемирная.
ISSN 1816-8590 (Online)